«По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах, бродяга, судьбу проклиная, тащился с сумой на плечах…». Кто в России хотя бы раз не слышал этот грустный напев?
Забайкалье – край безбрежных степей, лесов и живописных сопок. Издавна тут кочевали со своими стадами буряты. За волей шли сюда казаки и староверы, а ссыльные отправлялись на вечное поселение.
Почитаемая православная святыня этой земли – Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь. Именно в качестве ссыльного оказался здесь святой преподобный Варлаам Чикойский – основатель обители. Обладая великим смирением, он сам называл себя – «бродягой», словно безымянный герой народной песни.
Василий Федотович Надеждин (так звали святого Варлаама в миру) был по происхождению крепостным крестьянином. Родился он в тысяча семьсот семьдесят четвертом году, жил в Нижегородской губернии и отличался благочестием. Был женат, но своих детей Господь не давал, поэтому вместе с супругой Василий усыновлял сирот. Он любил ходить в паломничества по монастырям Руси и даже встречался с преподобным Серафимом Саровским. В одно из таких паломничеств в Киеве Василия задержали за отсутствие документов, обвинили в бродяжничестве и сослали в Забайкалье.
Другой человек, потерпев несправедливость, действительно стал бы проклинать судьбу, но Василий воспринял это как волю Божию. В ссылке по благословению местного священника, он начал жизнь отшельника. Уединённую келию Василий соорудил в таёжной чаще на крутом склоне сопки неподалёку от реки Чикоя. Несколько лет он провёл в полном одиночестве в молитве и посте, пока о подвижнике не прознали жители окрестных селений. Уже затем Василий был пострижен в монахи с именем Варлаам и рукоположен в священный сан. А в тысяча восемьсот тридцать пятом году был официально учреждён Чикойский монастырь.
Многим, кто приезжал в обитель на Чикое, здешние места напоминали Святую гору Афон в Греции. Одна из сопок до сих пор так и называется – Афонской. На горных склонах выросли два храма, келии и хозяйственные постройки. Чтобы обеспечить монахов и паломников водой, было вырыто почти тридцать колодцев.
Еще во время святого Варлаама монастырь приобрёл миссионерское значение. Сам преподобный старец был сторонником единоверия – движения в православии, направленного на преодоление церковного раскола. Единоверцы совершают богослужение по старообрядческим правилам и крестятся двумя перстами, но не отделяют себя от Русской Православной Церкви. Авторитет преподобного Варлаама у забайкальских староверов был настолько высок, что многие из них соединились с Церковью. Из Чикойского же монастыря миссионеры ездили проповедовать веру Христову бурятам.
Главной монастырской святыней стала икона Божией Матери «Споручница грешых», подаренная купцом из города Кяхты. Особенно любили этот чудотворный образ ссыльные, приносившие покаяние о совершенных грехах.
Монастырь расположенный вдалеке от больших городов и дорог, сделался духовным центром Забайкалья. Увы, разрушительные события двадцатого века не пощадили и его. Горная обитель была заброшена и снова поросла тайгой. Большинство построек не дошло до наших дней.
Однако место, освящённое подвигом преподобного Варлаама, и сегодня привлекает верующих. У входа в Чикойский монастырь стоит большой поклонный крест, а на месте алтаря главного монастырского храма поставлена часовня. В две тысячи втором году состоялось обретение мощей преподобного Варлаама Чикойского, которые теперь находятся в кафедральном Казанском соборе города Читы.
Ежегодно одиннадцатого июня в день иконы «Споручница грешных» совершается крестный ход от села Урлук до бывшего Чикойского монастыря. Восемь километров пешком в гору – путь не самый лёгкий. Но чтобы почтить небесного покровителя своей родной земли, здесь собираются православные паломники со всего Забайкалья.
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












