Писание говорит, что дьявол может принимать вид ангела света; не исключено, что в этот момент он еще и верит, что он — ангел света. По крайне мере, дурные люди — которых нам, со стороны, легко признать дурными — так верят. Все их действия — которые со стороны выглядят чудовищными — им самим кажутся совершенно оправданными. Они находятся внутри мощного «зеркала троллей», в котором все выглядит по-другому.
Мы смотрим со стороны и дивимся их безумию; их, напротив, изумляет, как мы не можем видеть их очевидной правоты, пронзительно ясной, как день. Как это происходит?
Есть такое слово «нарратив», буквально — «история» или «повествование». Это изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Нарратив занимается подбором и интерпретацией фактов, он создает картину реальности, которая должна прояснять и оправдывать, воодушевлять и ободрять, сплачивать и объединять, он носит не столько описательный, сколько эмоциональный характер.
Например, у большевиков или национал-социалистов были свои нарративы — свои повествования о том, что происходило и что происходит, как понимать события истории и что делать. Собственно, свой нарратив выстраивает любое политическое движение.
Нарратив обычно включает факты, которые являются истинными; но это не означает его истинности в целом. Факты - это как детали конструктора Лего, из которых конкретный нарратив половину не использует, а из другой строит то, что ему нужно. Человек создает себе (или, чаще, принимает готовый) нарратив, в котором он пламенно уверен, потому что факты под него действительно есть, и начинает страстно ненавидеть тех, у кого другие нарративы, под которые есть другие факты. При этом человек воспринимает свой нарратив (идет ли речь о склоке на коммунальной кухне или вооруженном конфликте) как Правду с большой буквы, и готов поубивать всех, у кого нарратив другой — как врагов Правды и пособников Лжи. Причем чем больше человек побил посуды, руководствуясь своим нарративом, тем труднее ему признать его неабсолютность. Ведь его оправдание держится на том, что он Ангел Света, борющийся с Силами Тьмы. А ему говорят - мол, все очень запутано, для Сил Тьмы характерно не только притворяться Ангелами Света, но и искренне считать себя таковыми. Это что же выходит - думает человек, стоя среди черепков - я это напрасно? Нет, нет, не может быть, я за Правду!
Все мы к этому склонны. Как же этого избежать? Прежде всего, признать, что наш взгляд на происходящее — не абсолютная истина, которую обязаны разделять все честные люди планеты, а именно наш взгляд. Другие люди могут по-другому оценивать те же факты, и с другой стороны смотреть на те же события. Это не делает их врагами, с которыми надо биться насмерть. Это делает их ценнейшим даром от Бога — теми друзьями, которые помогают нам увидеть ситуацию с другой стороны.
Это еще не значит, что они — правы. Скорее всего нет, потому что мы все неправы. Но они могут избавить нас от превращения в тех самых «ангелов света», которые со стороны больше похожи на бесов. Люди, которые с Вами категорически не согласны, которые Вас раздражают — это спасательные канаты, которые Бог Вам бросает, чтобы Вы за них ухватились.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема