Почти во всех древних культурах имеется понятие «древо мира». Имеется ввиду дерево, которое служит как бы стержнем мироздания. В его кроне обитают высшие существа, у корней располагается преисподняя или мир подземный. Обычный мир зиждется где-то или внутри или вокруг ствола. Так мироустройство мыслили, например, славяне, викинги и многие другие цивилизации.
Когда-то я считал, что древо мира понятие пусть и древнее, но, безусловно, языческое. Но оказалось, что и в христианстве имеется дерево, которое пусть и не считается основой мироздания, тем не менее, почитается как дерево особое, несущее на себе прикосновение Бога. Речь идёт о Мамврийском дубе, произрастающем близ города Хеврон в Израиле.
Даже самые скептичные учёные признают, что возраст этого дерева составляет несколько тысяч лет. История Мамврийского дуба уникальна. Когда-то он был частью рощи Мамре (отсюда и название - Мамврийский), в которой в своём шатре жил праотец Авраам.
Как повествует Библия, в один из дней его пребывания в Мамре к Аврааму пришли три необычных странника. Авраам понял, что перед ним не просто люди, но ему явился сам Бог. Праотец оказал гостям самое большое гостеприимство, накрыв обед под ветвями дуба. За этот поступок, а также за многочисленные добродетели Бог наградил Авраама, послав ему долгожданного наследника.
Дуб, под которым Авраам обедал со своими небесными гостями, почитается теперь и христианами, и мусульманами, и иудеями. Все они считают, что долголетие Мамврийского дуба связано с тем, что рядом с ним находился сам Бог.
В течение веков считалось, что и Мамврийский дуб, и вся дубрава Мамре погибли. Однако же в 19 веке русский исследователь Святой земли отец Антонин (Капустин), используя библейский текст и рассказы местного населения, нашёл знаменитый дуб. Сразу же участок земли, на котором росло дерево, был куплен Русской Церковью, а рядом с дубом был построен монастырь в честь Святой Троицы.
Обнаружение дуба стало одновременно радостным и печальным событием. С одной стороны, была найдена уникальная святыня. С другой, многочисленные паломники настолько активно стали посещать дуб, что вытоптали почву вокруг его корней, оборвали ветки, и дуб в результате стал засыхать.
Когда отец Антонин обнаружил древнее дерево, его ствол состоял из двух частей - одной старой засохшей и второй зеленеющей. К 80-м годам 20-го века, по указанной выше причине, засохла и она.
Многие были потрясены гибелью Мамврийского дуба. Но Бог смилостивился - рядом со старым стволом стал расти новый молодой побег. Высота его составляет теперь около 30 см. Этого «наследника», старого древа, берегут как зеницу ока. Ведь именно эта веточка связывает нас исторически с удивительным событием явления Бога Аврааму.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.