Как-то я смотрел ролик на канале YouTube с историей отпадения от веры, или, как пишут на атеистических сайтах, «деконверсии». Человек принадлежал к общине, и важной частью веры которой была уверенность в том, что Бог постоянно творит чудеса - причем именно так, как от Него ожидается в данной традиции. Со временем человек стал замечать, что члены его общины болеют и умирают, как и все остальные, а люди, страдающие хроническими болезнями, продолжают страдать - несмотря на молитвы духовных лидеров, которые считались признанными чудотворцами. Он был глубоко обескуражен и утратил веру, посещая служения как тайный атеист, и при этом другие члены общины передавали ему «слова от Господа» из которых следовало, что Бог доволен его духовным состоянием. «Похоже, Бог, от имени которого они «пророчествовали», был не в курсе моих дел» - с горькой иронией замечает он. Другой человек принадлежал к общине, которая делала упор на определенном взгляде на безошибочность Писания. Когда он стал изучать Писание и обнаружил, что этот взгляд неверен, он утратил веру в Бога вообще.
Что общего в этих трагических случаях? Люди убедились, что какие-то их религиозные взгляды ошибочны, ошибочно и богословие общин, к которым они принадлежали. Что из этого следует? Что Бога нет? Каким образом? Разве Бог обязан соответствовать нашим представлениям? Что Евангелие ошибочно? Но какие-то очень специфические взгляды той или иной общины — это еще не Евангелие. Многие христиане — большинство христиан, на самом деле — их не придерживаются, и это никак не мешает им верить во Христа.
Миллионы христиан страдают от тяжелых хронических болезней, и не получают исцеления по молитве. Мы знаем из Писания, что святой Апостол Павел тяжело болел и не был исцелен, потому что, как сказал ему Христос, «сила Моя совершается в немощи», и многие благочестивые люди, как и он, болеют - и пребывают в вере и терпении. Христиане имеют довольно разные взгляды на то, что именно означает безошибочность Писания - и остаются в Церкви.
Иногда нужно посмотреть более широко, и увидеть, что мои частные убеждения - или убеждения моей общины - могут оказаться ложными, а вот Евангелие - истинным. Я (как и согласные со мной) могу ошибаться в своем понимании Откровения, иметь какие-то ложные представления и ожидания - и их ложность иногда может открываться самым болезненным образом.
И тут важно заметить, что это - мои ошибки, а не ошибки Бога, и что множество людей верит во Христа, не разделяя этих моих представлений. А значит, ложность этих представлений - совсем не причина для отпадения.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.