Как-то я смотрел ролик на канале YouTube с историей отпадения от веры, или, как пишут на атеистических сайтах, «деконверсии». Человек принадлежал к общине, и важной частью веры которой была уверенность в том, что Бог постоянно творит чудеса - причем именно так, как от Него ожидается в данной традиции. Со временем человек стал замечать, что члены его общины болеют и умирают, как и все остальные, а люди, страдающие хроническими болезнями, продолжают страдать - несмотря на молитвы духовных лидеров, которые считались признанными чудотворцами. Он был глубоко обескуражен и утратил веру, посещая служения как тайный атеист, и при этом другие члены общины передавали ему «слова от Господа» из которых следовало, что Бог доволен его духовным состоянием. «Похоже, Бог, от имени которого они «пророчествовали», был не в курсе моих дел» - с горькой иронией замечает он. Другой человек принадлежал к общине, которая делала упор на определенном взгляде на безошибочность Писания. Когда он стал изучать Писание и обнаружил, что этот взгляд неверен, он утратил веру в Бога вообще.
Что общего в этих трагических случаях? Люди убедились, что какие-то их религиозные взгляды ошибочны, ошибочно и богословие общин, к которым они принадлежали. Что из этого следует? Что Бога нет? Каким образом? Разве Бог обязан соответствовать нашим представлениям? Что Евангелие ошибочно? Но какие-то очень специфические взгляды той или иной общины — это еще не Евангелие. Многие христиане — большинство христиан, на самом деле — их не придерживаются, и это никак не мешает им верить во Христа.
Миллионы христиан страдают от тяжелых хронических болезней, и не получают исцеления по молитве. Мы знаем из Писания, что святой Апостол Павел тяжело болел и не был исцелен, потому что, как сказал ему Христос, «сила Моя совершается в немощи», и многие благочестивые люди, как и он, болеют - и пребывают в вере и терпении. Христиане имеют довольно разные взгляды на то, что именно означает безошибочность Писания - и остаются в Церкви.
Иногда нужно посмотреть более широко, и увидеть, что мои частные убеждения - или убеждения моей общины - могут оказаться ложными, а вот Евангелие - истинным. Я (как и согласные со мной) могу ошибаться в своем понимании Откровения, иметь какие-то ложные представления и ожидания - и их ложность иногда может открываться самым болезненным образом.
И тут важно заметить, что это - мои ошибки, а не ошибки Бога, и что множество людей верит во Христа, не разделяя этих моих представлений. А значит, ложность этих представлений - совсем не причина для отпадения.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема