Безвинными страдальцами называли российских священнослужителей, гонимых за веру после революции. Без вины виноватыми были и их жёны. Но они умели переносить страдания. Их поддерживала любовь. «Любовь, которая никогда не отпадает», - как писал священномученик Василий Надеждин в своём последнем письме к жене Елене Борисоглебской.
Познакомились они во время Первой мировой войны на благотворительном концерте. Юный семинарист Василий обратил внимание на прелестную барышню – Леночку Борисоглебскую, игравшую на рояле. Она была дочерью артиста Большого театра и училась в консерватории. Игра талантливой пианистки поразила Василия. После концерта юноша подарил Лене розу и передал ей полное восхищения письмо. Так начиналась их любовь.
«Чувствую большую симпатию к Василию Фёдоровичу. Вчера получила от него милые стихи. Так нежно, радостно на душе», - записывала в дневнике Лена. И после обручения: «Сегодня ночью не спалось и вдруг особенно ярко почувствовала нашу связь, как таинство. Символ его – кольца на наших руках. Мы связаны, обручены». Это было в самом начале 1918-ого. Свадьбу отложили на год. Василий был вынужден уехать из Москвы в Пензенскую губернию. Оттуда он писал своей Элиньке: «Я вполне сознаю, что недостоин тебя, и не стою тебя и не знаю, когда установится между нами равновесие. Кажется мне, что ты больше обогатила меня своим "невестием", чем я тебя - своим "жениховством". Семейное равновесие установилось в апреле 19-ого. Василий и Елена обвенчались. Через год у них родился первый сын.
Происходящее в стране разбивало сердце Василия. Закрывались храмы, их имущество разворовывалось, в школах запрещалось преподавание Закона Божия. «Мне больно и жутко не за себя, не за тебя, но за многих русских людей, губящих свои души», - говорил Василий жене. Он - выпускник Духовной Академии – не мог закрывать на это глаза: «Пора нам, Элинька, решиться на подвиг. При первой возможности я принимаю сан священника».
Возможность представилась в 1921 году. Василий был рукоположен во диакона, а потом во иерея в Никольском храме, где он и служил до своего ареста. Отец Василий проповедовал, занимался образованием молодых прихожан, организовал из них хор, в котором аккомпаниатором была Елена Сергеевна, учил детей Закону Божию. Власти сделали священнику первое предупреждение, выгнав его с беременной женой и четырьмя детьми из церковного дома. Надеждиным пришлось снимать комнату, больше похожую на чулан. Это было незадолго до ареста отца Василия и его отправки на Соловки. Но до них батюшка не доехал. Тяжело заболев, он умер в Кеми.
Елена Сергеевна, когда муж оказался в лагерной больнице, добилась разрешения приехать к нему. Измученная горем, она писала домой: «Хожу вдоль забора с проволокой наверху и дохожу до лазарета, где лежит мое кроткое угасающее солнышко. Вижу часть окна и посылаю привет и молюсь». Несмотря на ожидание самого худшего Елена Сергеевна была счастлива тем, что находится подле мужа. Он умер в феврале 30-ого года. Жена всю ночь молилась у тела супруга. Потом ей разрешили похоронить его.
Отец Василий предчувствовал свою смерть. Успел написать прощальное письмо жене. «Моя дорогая, любимая, единственная Элинька! Как ярко вспоминаю я наш светлый мир, наше семейное счастье, тобою созданное и украшенное! Десять лет безоблачного счастья! Благодарю тебя! За твою музыку, за музыку души твоей, которую я услышал. Прости, родная! Люблю тебя навсегда, вечно».
Елена Сергеевна нашла в себе силы перенести своё личное горе. У неё остались малыши, нужно было думать о них. Но спустя три года арестовали и её. На долгих восемь лет Елену Сергеевну сослали в Каширу. Её сердце разрывалось от разлуки с детьми, но она не потеряла главного - Веры. И уже вернувшись из ссылки писала: «За все благодарю Бога. Страдания очистили меня». Она не унывала, об этом просил покойный муж в своём последнем письме и жила строчками из него: «Мы дождёмся радостного свидания в светлом царстве любви и радости, где уже никто не сможет разлучить нас».
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема