На мультфильмах, созданных сёстрами Валентиной и Зинаидой БрУмберг, выросло несколько поколений зрителей. Сёстры оставили о себе самую светлую и весёлую память. И это несмотря на то, что жили они в далеко не светлую и уж совсем не весёлую эпоху.
Валя и Зина родились в один день – второго августа. Валентина была старшей. Она появилась на свет в последний год 19-ого века. Зинаида стала ровесницей 20-ого столетия. Больше всего на свете девочки любили рисовать. Поля их учебников украшали сказочные герои, рыцари и дамы. За испорченные книги попадало от старших. Но то, за что Валю и Зину ругали в детстве, впоследствии прославило их на весь мир. Ведь они создали советскую мультипликацию.
В те времена, когда Валя и Зина окончили гимназию, об искусстве анимации никто ещё понятия не имел. Сёстры хотели быть художницами и поступили во ВХУТЕМАС – высшие художественно-технические мастерские. А по их окончании посвятили себя режиссуре в только-только зарождающейся мультипликации. В 1927-ом году сестёр пригласили на постановку в детский театр. Режиссёру захотелось, чтобы в драматическое действие была включена мультипликация. Что сёстры Брумберг и выполнили блестяще.
Так сложился союз, какого ещё не видел мир. Всегда считалось, что два режиссёра на одну семью – это чересчур. А уж если эти режиссёры – женщины, да ещё сёстры, да ещё с совершенно с разными характерами… За успех предприятия не ручался никто. Но именно непохожесть Валентины и Зинаиды помогла им состояться в профессии и всю жизнь держаться вместе.
Озорная, лёгкая на подъём Валентина, генерировала идеи. О её трудолюбии ходили легенды. Зинаида тоже могла работать 24 часа в сутки. Но в отличие от сестры была медлительной и всегда поверяла алгеброй гармонию. Бывало, Валентина загоралась новой идеей, фантазировала, а Зинаида спокойно всё обдумывала и если считала, что сестра затеяла вздор, так ей об этом и говорила. Начинался спор, потом ссора. А ссорились сестрицы совершенно как дети. Когда у Валентины не хватало аргументов, она в качестве последнего довода приводила такой: «Мама всегда говорила, что ты глупее меня!». К скандалам прислушивалась вся студия, но никто не боялся, что сёстры рассорятся. Ни жить, ни работать друг без друга они не могли.
Брумберг и внешне были непохожими. Валентина экспериментировала с внешностью, выкрашивая волосы в самые немыслимые цвета. Зинаида всю жизнь носила детскую чёлку. Рассказывают, что однажды, уже пожилую Зинаиду встретил приятель, с которым она не виделась с начальных классов гимназии. «Зина, ты ничуть не изменилась», - воскликнул старый друг.
К 70-ти годам ничуть не изменилась и Валентина. Возраста для неё не существовало. Приехав в Египет, она, с грацией юной барышни взобралась на верблюда и сфотографировалась на нём. Драматург Николай Эрдман, не понимал, как в одной семье могли уживаться такие разные сестры: энергичная Валентина, любившая скАчки и рестораны, и тихая Зинаида, сидящая вечерами в квартире, наводившая в ней уют и ужинающая лапшой.
Вторым родным домом для сестёр стала их студия. Комнатка, на двери которой висела табличка «Реж. В. и З. Брумберг» всегда была полна народа. Кабинет служил, по сути, местом встреч интересных людей. А их сёстры притягивали к себе как магнитом. Каждый, кто к ним заходил, получал заряд отличного настроения. Валентина и Зинаида дружили с самыми блистательными людьми той эпохи: артистами МХАТа, писателями, драматургами. Юрий ОлЕша, например, прежде чем отправиться с визитом к сёстрам, смотрел на себя в зеркало, говоря: «Иду к дамам, надо отразиться».
«Бабушки русской анимации» - так называли сестёр Брумберг. Представительницы старой школы – они не боялись конкуренции со стороны молодых. Гораздо страшнее были чиновники от искусства, мешающие и запрещающие творить. Когда сёстры в своих фильмах затрагивали тему религии, им от имени всех детей Советского Союза говорили, что ребята не поймут верующих в Бога героев. А ребята понимали, и давно уже повзрослев, с удовольствием в сотый раз пересматривают «Три толстяка», «Красную шапочку» или «Пропавшую грамоту», в сотый раз говоря «спасибо» сёстрам Валентине и Зинаиде Брумберг.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.