Лазаря Лагина – автора сказки «Старик Хоттабыч» знакомые часто называли именем его волшебного персонажа. Слишком много было у них общего: доброта, нежность, чувство юмора. Вот только детей у Хоттабыча не имелось, а у Лагина родилась дочь Наташа. У неё с папой тоже оказалось много общего. И в жизни, и в литературе.
У Лазаря Гинзбурга прежде, чем он стал писателем Лагиным, было богатое боевое прошлое. С 15-ти лет он воевал на Гражданской войне. После неё как поэт печатался в минских газетах и учился в консерватории. Бросив пение, перебрался в Москву, где занялся исключительно литературой. Он придумал себе псевдоним - Лагин, соединив первый слог имени и фамилии. Мог и имя сменить, как тогда делали многие, но начинающий писатель вырос на Библии, и история воскрешения Лазаря Христом его всегда вдохновляла.
Лагин женился на одной из самых красивых женщин Москвы – Татьяне Васильевой, упорно работал, и часто уезжал в далёкие командировки. В 1938 году Лазарь написал «Старика Хоттабыча», сказку, которую сразу полюбили все дети Советского Союза. А в 41 году у Лагина появился свой ребёнок – Наташа.
В раннем детстве девочка почти не видела папу – он был на фронте. Вернувшись с войны, написал несколько серьёзных романов. Семейная жизнь Лагиных не задалась, брак распался, и Наташа жила то у мамы, то у отца. Он был строгим, с детства приучал дочь к труду и настраивал на учёбу. Заставлял заниматься музыкой, петь в хоре. Словом, загружал работой, так как опасался, что Наташа вырастет ленивой. Сам-то он знал за собой такой грех и говорил о себе: «Ужасный сладкоежка и чудовищный лентяй». При этом он всегда много работал, но заставить его сесть за пишущую машинку для домашних было мукой. Лагину оставляли в кабинете килограмм шоколадных конфет в виде бонуса и запирали комнату на ключ. Чтоб не сбежал погулять.
В 15 лет Наташа совершила самый смелый, по её словам, поступок в жизни: окончательно переехала к папе. Лагин больше всего на свете боялся избаловать дочь и вырастить её несамостоятельной. Он-то насмотрелся на писательских деток, у которых на уме были одни наряды и рестораны. Так что Наташа работала с 15-ти лет. Ещё Лагин не хотел, чтобы дочь пошла по его стопам. Знал, будут говорить: «за неё папашка пишет». Наташа сочиняла хорошие стихи, но отец запретил ей печататься. «В моём доме поэтессы не будет», - гремел он. А когда дочь поступила в театральный институт на отделение музыкальной комедии, забрал её оттуда со словами: «Мне кокотка дома не нужна!». Папа успокоился только тогда, когда Наташа выбрала профессию музыкального критика.
Но при всей строгости Лагина жили они душа в душу. И хотя отец мог обидеть дочь резким словом, но, во-первых, потом обязательно извинялся, а во-вторых, и это Наташа поняла позже, он казался грубым намеренно, так как опасался, что из дочери получится неженка, не способная за себя постоять.
Она оказалась способной постоять не только за себя, но и за папу. Сегодня Наталья Лазаревна успешно защищает его права. «Хоттабыч» давно стал персонажем, который норовят использовать и в кино, и в театре. А Лагин всегда был против экранизаций.
Недавно Наталья Лагина стала автором нескольких новых книг о старике Хоттабыче. И сейчас работает над повестью, которую они с отцом задумывали вместе. Наталья Лазаревна называет себя папиной дочкой. Когда-то они вдвоём писали рецензии, потом дочь редактировала папины книги. Художники Кукрыниксы так и называли Лагина: «Лазарь с дочкой», намекая и на их творческий союз, и на союз самых близких, любящих друг друга людей.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.