Жена-подвижница, жена-исповедница, жена-мученица. После революции 1917 года, гонимые новой властью священнослужители могли убедиться, какое сокровище – их жёны. Они совершали настоящий подвиг - не отрекались от мужей, следовали за ними в ссылки, сидели в тюрьмах.
В семье протоиерея Фёдора Андреева и Натальи Фроловской было именно так: супруга разделила судьбу мужа. Они были счастливы вместе и вместе принимали страдания. Наталья родилась в известной петербургской семье. Её отец был воспитателем великого князя Михаила Александровича. А прадед – знаменитый архитектор Тон – строил храм Христа Спасителя в Москве. Наташа окончила гимназию с дипломом учительницы. Уже после революции стала посещать Богословский институт. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем – Фёдором Андреевым.
Он тоже был петербуржцем, вырос в купеческой среде. Готовился стать инженером, но круто изменил свои планы, поступив в Московскую Духовную семинарию, а потом в Академию. После революции вернулся в Петроград, стал преподавать в Богословском институте, где и встретил Наташу Фроловскую. Летом 1922 года преподаватель и студентка обвенчались. Решив целиком посвятить себя Церкви, Фёдор Константинович ещё до свадьбы предупредил невесту о том, что намерен стать священником. Глубоко верующая Наташа только обрадовалось этому. Вскоре после свадьбы Фёдор Андреев принял сан и начал служить в Казанском соборе.
Счастливая семейная жизнь продолжалась недолго. Через год отца Фёдора уволили из собора. У Андреевых к этому времени уже родились дочери-близнецы. Для семьи настало время испытаний. Фёдор Константинович сидел дома и нянчил дочек. Наталья Николаевна работала реставратором в Русском музее. Мучаясь вынужденным ничегонеделаньем, отец Фёдор писал другу: «Провожу дни в томительном безделии, заполненном лишь заботами о дочках и самообразованием. Трудно сладить с тоской по настоящей церковной работе. В жене, по милости Божией, нашёл совершенного друга. Много я с ней видел радости и утешения, и благодарю Бога за чудесный Его выбор».
Наконец отцу Фёдору удалось устроиться в Сергиевский собор. На проповеди священника стекалась вся интеллигенция города. Андреев записывал: «Никогда не ощущал так близко Бога, как в это скорбное время». Жить становилось всё труднее, но супруги поддерживали друг друга и создавали в своей квартире пространство, в котором ещё можно было свободно дышать. Их дом на несколько лет стал одним из духовных центров Ленинграда. У Андреевых постоянно кто-то гостил, кто-то скрывался от властей. Часто собирались друзья: известные артисты, священнослужители, философы. Неудивительно, что власти взяли квартиру отца Фёдора на особый контроль. А узнав, что он проводит дома занятия по изучению Библии, его тут же арестовали. В первый раз это случилось на десятом году революции. Спустя год за Андреевым пришли во второй раз. В тюрьме священник тяжело заболел. Врач поставил диагноз – туберкулёз и заявил, что больному осталось жить месяц. Умирать отца Фёдора отпустили домой. Его лечили известные врачи, жена просиживала у постели супруга дни и ночи, и он прожил ещё шесть месяцев. Умер отец Фёдор в мае 1929 года. Наталья Николаевна с трудом пережила уход мужа и о своей с ним жизни воспоминала как о самом счастливом времени.
Через год арестовали и матушку Наталью. Ей повезло: первоначальный приговор – пять лет концлагеря заменили на три года ссылки в Алма-Ату. Так Наталья Андреева вместе с маленькими дочерями ступила на дорогу скитаний. В родной город Наталья Николаевна смогла вернуться только в пятьдесят пятом году. Она красиво и спокойно прожила свою жизнь, никого и ничего не предав. А отец Феодор канонизирован Русской Зарубежной православной церковью как святой праведный Феодор Петроградский.
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О душеполезном чтении

Сегодня 14 марта. День православной книги.
О душеполезном чтении — священник Николай Конюхов.
Главная книга, которую должен читать христианин — это Священное Писание. Но часто дороги к нему разные. Сейчас есть большое количество околоцерковной литературы, церковной литературы, в том числе и современных авторов, которые доступным языком пишут про прописные истины. И даже те же самые святые отцы, произведения которых, может быть, тяжело читать, потому что они написаны иностранным языком, на греческом языке, и переведены, тем более, святых отцов IV, V века, VI. Но есть святые отцы, которые жили в нашей стране, и которые писали, в том числе, и на русском языке. И поэтому нам они более понятными. Я вот на начальном всегда рекомендую почитать письма Феофана Затворника своим духовным чадам, святителя Игнатия Брянчанинова. А потом есть святые отцы, которые жили буквально совсем недавно. Это Никодим Святогорец, Паисий Святогорец. И такие видные церковные деятели, как там митрополит Антоний Сурожский, который очень много написал доступных проповедей, которые даже молодым людям очень, как они говорят, заходят. То есть они понятны и написаны понятным языком. Ну а так, в целом, сейчас, если прийти в какой-то церковный магазин, где книги предлагаются разные, там большое количество современных авторов, в том числе священников, предлагают рассуждения и о посте, и о молитве, и так далее. Но конечная цель, конечно же, нам — это слова Божии, написанные в Священном Писании, к которым постепенно мы начинаем приходить. Читаем сначала на русском языке, потом и церковно-славянский текст, который читается за богослужением, тоже становится нам понятным.
Все выпуски программы Актуальная тема