К югу от Египта на Африканском континенте есть государство Судан. Древнее название этой страны – Нубия. Там среди безводной пустыни тоже протекает великая река Нил. И царей несколько тысяч лет назад там хоронили в пирамидах. Хотя культурное наследие этой страны не столь узнаваемо как египетское, Судан до сих пор преподносит сюрпризы. Один из них: христианские фрески, созданные древними нубийцами.
Сегодняшний Судан – мусульманское государство, где говорят на арабском языке. Христиан здесь совсем немного. Но так было не всегда.
1960 год. Египет при поддержке Советского Союза начинает строить большую гидроэлэктростанцию на Ниле вблизи суданской границы. Колоссальная плотина должна перегородить реку фараонов. Затоплены будут огромные пространства суши. Но как быть с уникальными археологическими памятниками? Неужели они навсегда скроются под водой? Правительства Египта и Судана обратились к учёным всего мира, чтобы они приехали на место будущего водохранилища и спасли всё, что можно спасти.
Из разных стран в Африку поехали исследователи древности. В их числе на территорию Судана прибыла группа археологов из Польши. В качестве места для раскопок поляки выбрали холм в местности Фарас, где думали найти развалины древнеегипетского храма. И действительно на глубине больше тридцати метров обнаружили строение. Но каково было удивление учёных, когда из темноты на них устремил свой взгляд Архангел Михаил.
Раскопанное строение в Фарасе оказалось кафедральным собором древней нубийской церкви. На стенах собора было найдено 120 фресок. Вот ангел, спасающий трёх отроков в печи Вавилонской. Вот огромная сцена Рождества Христова. Вот Праведная Анна - мать Пресвятой Богородицы. В удивлении она приложила палец к устам, словно скрывая тайну о будущем своей Дочери. Лики Христа, Божией Матери и ангелов – светлые, а изображенные рядом с ними цари и епископы – чернокожие.
В Средневековье на территории Нубии было целых три христианских царства. Фарас был столицей самого северного из них. Еще в шестом веке благоверный византийский император Юстиниан и его супруга императрица Феодора отправили в Нубию миссионеров для проповеди Слова Божия. И почти тысячу лет здесь существовала христианская цивилизация, о которой никто не знал ни в католической Европе, ни на православном Востоке. Храмы расписывались фресками в византийском стиле. При церквах хранились книги на греческом языке, а с греческого делались переводы на нубийский – родственный другим африканским языкам. Со временем изолированная христианская культура растворилась мусульманским мире, но по всему Судану до сих пор находят остатки нубийских церквей и монастырей. Собор в Фарасе – лишь самый известный и яркий из них.
Что же стало с уникальными фресками? Археологи провели уникальную спасательную операцию, сняли изображения и не дали им исчезнуть под водой. Теперь часть из них хранится в столице Судана городе Хартуме. А другая часть в варшавском Национальном музее. Теперь каждый, кто оказался в Польше может приобщиться к искусству христианской Нубии и начать знакомство с её удивительной историей.
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема