К югу от Египта на Африканском континенте есть государство Судан. Древнее название этой страны – Нубия. Там среди безводной пустыни тоже протекает великая река Нил. И царей несколько тысяч лет назад там хоронили в пирамидах. Хотя культурное наследие этой страны не столь узнаваемо как египетское, Судан до сих пор преподносит сюрпризы. Один из них: христианские фрески, созданные древними нубийцами.
Сегодняшний Судан – мусульманское государство, где говорят на арабском языке. Христиан здесь совсем немного. Но так было не всегда.
1960 год. Египет при поддержке Советского Союза начинает строить большую гидроэлэктростанцию на Ниле вблизи суданской границы. Колоссальная плотина должна перегородить реку фараонов. Затоплены будут огромные пространства суши. Но как быть с уникальными археологическими памятниками? Неужели они навсегда скроются под водой? Правительства Египта и Судана обратились к учёным всего мира, чтобы они приехали на место будущего водохранилища и спасли всё, что можно спасти.
Из разных стран в Африку поехали исследователи древности. В их числе на территорию Судана прибыла группа археологов из Польши. В качестве места для раскопок поляки выбрали холм в местности Фарас, где думали найти развалины древнеегипетского храма. И действительно на глубине больше тридцати метров обнаружили строение. Но каково было удивление учёных, когда из темноты на них устремил свой взгляд Архангел Михаил.
Раскопанное строение в Фарасе оказалось кафедральным собором древней нубийской церкви. На стенах собора было найдено 120 фресок. Вот ангел, спасающий трёх отроков в печи Вавилонской. Вот огромная сцена Рождества Христова. Вот Праведная Анна - мать Пресвятой Богородицы. В удивлении она приложила палец к устам, словно скрывая тайну о будущем своей Дочери. Лики Христа, Божией Матери и ангелов – светлые, а изображенные рядом с ними цари и епископы – чернокожие.
В Средневековье на территории Нубии было целых три христианских царства. Фарас был столицей самого северного из них. Еще в шестом веке благоверный византийский император Юстиниан и его супруга императрица Феодора отправили в Нубию миссионеров для проповеди Слова Божия. И почти тысячу лет здесь существовала христианская цивилизация, о которой никто не знал ни в католической Европе, ни на православном Востоке. Храмы расписывались фресками в византийском стиле. При церквах хранились книги на греческом языке, а с греческого делались переводы на нубийский – родственный другим африканским языкам. Со временем изолированная христианская культура растворилась мусульманским мире, но по всему Судану до сих пор находят остатки нубийских церквей и монастырей. Собор в Фарасе – лишь самый известный и яркий из них.
Что же стало с уникальными фресками? Археологи провели уникальную спасательную операцию, сняли изображения и не дали им исчезнуть под водой. Теперь часть из них хранится в столице Судана городе Хартуме. А другая часть в варшавском Национальном музее. Теперь каждый, кто оказался в Польше может приобщиться к искусству христианской Нубии и начать знакомство с её удивительной историей.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер