Знаменитое выражение «соль земли русской» вполне может быть применено к Соликамску – уральскому городу, который обязан своим появлением на карте России соляным промыслам. Организовали их около 1430 года вологодские купцы Калинниковы на реке Усолка. Это левый приток Камы. Поначалу, в летописи 1506 года, город назывался Усолье на Камском, позднее – Усолье Камское, а с XVII века – Соль Камская. От этого названия, как вы понимаете, до Соликамска уже полшага.
Первыми постройками в городе, что вполне естественно, были промысловые сооружения – трубы, башни над ними, лари для хранения рассола, варницы и амбары для хранения соли. А уже когда соледобытчики уверились, что они здесь надолго – стали отстраивать и собственное жильё.
Чуть больше, чем через сорок лет после появления в этих краях купцов Калинниковых – в 1472 году земли в верховьях Камы были присоединены к Великому княжеству Московскому. Это было своеобразным подтверждением значимости Соли Камской для России. С этого-то момента фактически и начинается бурное развитие города.
Безусловно, духовная жизнь развивалась параллельно с коммерческой и бытовой. Сейчас, к сожалению, сложно определить, когда началось строительство первых храмов в Соликамске и как складывалась приходская жизнь, но доподлинно известно, что уже в середине XVI века произошла в городе такая история…
В 1551 году ногайские татары напали на город и окрестные села Соликамска. Опасаясь, что набеги могут повториться, в 1552 году жители города послали царствующему в то время правителю Ивану Грозному прошение о защите и выделении отдельного войска для охраны их от врага. Однако царь в то время стоял со своим войском под Казанью и не имел возможности отправить в Соликамск группу воевод. Поэтому он прислал в город образ Николая Чудотворца с грамотой следующего содержания: «Поелику царь стоит со своим войском под Казанью, то и не может уделить из онаго для защиты Соликамска, но посылает им образ святителя Николая, который защитит их от вражеского нашествия». Соликамск устоял, и с тех пор икона считается самой ценной реликвией города и его окрестностей, заступницей от нападений и разорения.
В советские годы икона попала в местный краеведческий музей, а в 1965 году была вывезена в Москву в музей Андрея Рублева, где проходила реставрацию. Сорок лет под разными предлогами откладывалось возвращение ее на Соликамскую землю. Долгожданное событие произошло 28 июня 2005 года. Отреставрированный образ святителя Николая был передан делегации из Соликамска.
Ныне образ святителя Николая находится в Богоявленской церкви. Святыня почитается не только жителями города, паломники к ней едут и со всей епархии, и со всей России.
«Выбор места работы». Алексей Коровин

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Алексей Коровин — финансист, экс-руководитель четырёх банков, инвестор и ментор. В разговоре он поделился своими взглядами на выбор профессии, влияние работы на человека и поиск духовного смысла в профессиональной деятельности.
Главная тема беседы — как христианину определить своё призвание и согласовать выбор профессии со своими убеждениями. Алексей вспоминает, как в начале карьеры советовался со священником о том, можно ли работать в банке. Со временем он понял, что важно осознавать, на чём строится деятельность компании: если её успех связан с чужими потерями, стоит задуматься, нужен ли тебе такой путь. Он отмечает, что работа формирует личность, поэтому важно выбирать сферу, которая не будет противоречить внутренним принципам.
Особое внимание уделили роли наставника. Алексей советует молодым специалистам не только искать подходящую компанию, но и обращать внимание на руководителя, рядом с которым будет возможность расти. Ключевой показатель здоровой корпоративной культуры — соответствие слов и поступков: если в компании заявляют одни ценности, а на деле следуют другим, это может повлиять на взгляд человека на профессию и саму жизнь.
Отдельной темой стало выгорание и потеря мотивации. Алексей сравнивает это состояние с тупиком, из которого не выбраться без движения. По его словам, кризисы случаются не из-за возраста или усталости, а из-за ощущения, что усилия больше не приносят результата. Решение — пробовать новое, пересматривать подходы и не бояться менять траекторию.
Не обошли стороной и вопрос баланса между карьерой, семьёй и духовной жизнью. Алексей предлагает не воспринимать это как жёсткую дилемму, а смотреть шире: у каждого человека есть несколько сфер жизни, которые требуют внимания. Важно следить, чтобы они не пустели, даже если в определённые периоды одна становится главной.
Эта беседа напомнила, что работа — это не только источник дохода, но и пространство, где человек может реализовывать свои ценности и приносить пользу.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Памяти Ефрема Никифоровича Сивохина. Казанский женский монастырь. Вышний Волочек
В городе Вышний Волочек есть замечательное место — Казанский женский монастырь. Он был основан на месте явления чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери. Перед революцией обитель насчитывала более 700 насельниц, здесь был приют на 250 девочек, богадельня, школа. Сестры трудились на многих послушаниях, в мастерских. В центре обители был построен огромный Казанский Собор необычайной красоты и величия. А рядом, храм в честь Андрониковской иконы Пресвятой Богородицы, единственный в мире. Все это стало возможным, благодаря щедрым, любящим Бога, людям, упокоившимся в этом монастыре. Ефрем Никифорович Сивохин, купец 1-й гильдии, статский советник, потомственный почетный гражданин и кавалер Санкт-Петербурга, член-учредитель Императорского Православного Палестинского общества — он был строителем Казанского Собора, устроителем многих корпусов в обители, подарил монастырю чудотворную Андроникову икону и, по его словам: «все был готов отдать Царице Небесной!».
Потомки Ефрема Никифоровича и его супруги, Неониллы Афанасьевны, священнослужители из всех тех мест, которым благотворил Сивохин, прихожане храмов, созданных его участием, приехали в Вышний Волочек на конференцию, посвященную 200-летию со Дня его Рождения. Об этом великом благотворителе наша программа.












Все выпуски программы Места и люди
Псалом 38. Богослужебные чтения

Может ли верующий человек стремиться в своей жизни к успеху? Например, целенаправленно добиваться профессионального роста? Двигаться по карьерной лестнице? Не противно ли это воле Бога? Свой ответ на эти вопросы предлагает 38-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце моё во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
Царь Давид был одним из могущественнейших владык древнего Ближнего Востока. Он создал сильную армию, усмирил и покорил окружающие Израиль враждебные племена, расширил границы страны, обогатил казну, сплотил еврейский народ, укрепил веру в Единого Бога. Он пользовался любовью и уважением своих близких и простых людей. А ведь когда-то он был обыкновенным пастухом. Согласитесь, просто головокружительная карьера. Многие, кто стремится к успеху, могут только мечтать о такой.
Тот псалом, который мы сегодня услышали, указывает нам на то, какова была цена этого величия. Мы узнаём, что Давид был в состоянии постоянной сосредоточенности на Боге и на Его заповедях. «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим». Он тщательно наблюдал за собой во всех ситуациях жизни. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, поддаться негативным чувствам вполне естественно. Например, во время суда над нечестивыми. Однако Давид говорит: «буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною». То есть даже в том случае, если говорю с явным беззаконником, который не имеет права на достойное общение, буду вести себя по-человечески. О том, как внимателен был царь к своей внутренней жизни, свидетельствуют слова: «Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром».
Мы знаем, что люди, которые контролируют свои эмоции, мысли, слова и поступки, действительно могут добиться в этой жизни многого. Но многие это делают именно ради карьерного успеха. Давид же совершает внутреннюю работу не ради удовлетворения собственных амбиций. Из псалма мы узнаём, что им движет чувство, что всё в этой жизни тщета, то есть суета. Поэтому он пишет: «совершенная суета — всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то». Это не означает, что Давид унылый скептик и пессимист, которому всё наскучило. Просто он очень остро ощущает, что может дать осознанная связь с Богом. На фоне этого благодатного опыта общения с Творцом все земные удовольствия и радости для него — словно пожухлая трава.
А потому и все мысли Давида лишь о том, как ещё раз пережить эту радость богообщения. Как сделать её постоянным достоянием своего сердца. Отсюда такое усердие искать волю Бога, тщательно исполнять Его заповеди и беречь себя от греха. Со всей силой это подчёркивает последний стих псалма. Давид говорит Богу: «Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня». Славянский текст передаёт эту мысль точнее: «Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду». «Отступи», то есть «ослабь». Давид ощущает огромное напряжение от внутреннего подвига. Он просит Бога, чтобы Он облегчил эту ношу и дал, наконец, то, зачем Давид так усердно трудится. Дал бы ему благодать, чтобы он ушёл из этой жизни в мире и душевном покое.
Вот она формула успеха. Мы не знаем, хотел Давид сделать карьеру при дворе или нет. Целенаправленно он шёл к престолу или так сложились обстоятельства. Одно мы знаем точно — сильнее всего у него было желание служить Творцу. И Господь дал ему такую возможность. За внимательное исполнение заповедей Он в полноте раскрыл таланты Давида. Он поставил его на то место, где он смог быть максимально полезен и Богу, и людям. Именно благодаря Давиду в этот мир пришёл Христос. Однако самое важное — Бог исполнил главное желание царя. Он дал его сердцу мир и покой, и сделал его участником Своего Небесного Царства.
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)