В четвёртом столетии Египет переживал новый подъём культуры. На этот раз жители долины Нила уже не строили гигантских пирамид и не упражнялись в искусстве бальзамирования. Однако наследие, оставленное потомками фараонов за несколько веков христианской эры, оказало даже большее влияние на человечество, чем затерянные в пустыне чудеса архитектуры. Египет – родина христианского монашества. А коренные жители Египта – копты – основоположники этого удивительного явления.
По обе стороны великого Нила в пустынях и оазисах жили тысячи подвижников. Их духовный авторитет признавался по всей Римской Империи. А опыт духовной жизни; тонкое знание человеческой психологии и ответы, на главные вопросы человеческого существования стали достоянием всего христианского мира.
Преподобный Пимен Великий один из самых значимых египетских подвижников того времени. Он родился около 340 года в коптской семье. Вместе с шестью родными братьями принял монашество и жил в пустыне именуемой Скит к западу от Александрии. Однажды, когда кочевые ливийские племена совершили большой набег на скитских монахов, Пимену и его братьям едва удалось спастись. После этого они поселились на руинах языческого храма в древнем городе Теренутис на берегу Нила.
Много лет преподобный Пимен провёл в безмолвии, отсекая от себя всё, что отвлекает и расслабляет человека. Родственные связи и житейские хлопоты; похвалу и почёт; назойливый шум и суету окружающих – весь поток эмоций, которые составляют нашу повседневность, преподобный воспринимал так, словно уже умер. Всё его внимание занимали плач о своих духовных немощах и мысли о Боге, спасающем человека.
Этот трудный путь, доступный лишь немногим, не сломал его. Он не сделался чёрствым или чрезмерно суровым человеком, но благодать Духа Святого открыла в нём бездны любви к ближним. Зная о чьей-либо слабости, Пимен Великий всегда становился на сторону грешника, защищая его от осуждения окружающих, и исподволь показывая выход из греховного состояния.
Братья: Отец Пимен, дай нам совет. Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтоб не спал на молитве?
Пимен: Если я увижу брата моего дремлющим на молитве, — положу голову его на колени мои и успокою его.
Братья: А если увидим, что ближний наш согрешил, то полезно ли будет скрыть его согрешение?
Пимен: Когда мы прикрываем согрешения других людей, Бог покрывает наши согрешения. Если же мы обнаружим согрешение другого человека перед всеми, тогда Бог откроет и согрешения наши.
Пимен: Если человек согрешит, и будет отрекаться, говоря: я не грешен, – не обличай его; иначе ты отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: не унывай, брат, не отчаивайся, но будь осторожнее, - чрез это возбудишь душу его к покаянию.
В те времена монахи совершали подвиги самоотречения и воздержания, которые поражают нас своей трудностью. Терпеть жару и жажду. Ограничивать себя в пище и сне. Ночи стоять на молитве. Всё это могли египетские отцы, и всё это прошел Пимен Великий. Но чем больше он преуспевал в монашеском искусстве, тем явственнее ему открывалось, секрет христианской жизни не в количестве поклонов и дней, проведённых без еды, а в сердце, которое отдаёт себя Богу. Этому он учил своих духовных детей.
Брат: Отец Пимен, я сделал великий грех, и хочу приносить покаяние в течение трех лет.
Пимен: Это очень много, брат.
Брат: Тогда в течение одного года.
Пимен: Что ты? И этого много!
Брат: Тогда сорок дней, как установлено святыми отцами.
Пимен: Я убеждён, что если согрешивший покается от всего сердца, и уже не будет более впадать в грех, то Бог примет покаяние его и в три дня.
Прожив 110 лет преподобный отошел ко Господу, около 450 года. Он оставил после себя краткие поучения-афоризмы, где найдутся слова и для монаха, и для мирянина. Учение преподобного отличает исключительный духовный реализм.
Вот только некоторые из его высказываний:
«Всё что выше меры – от бесов».
«Если мы гонимся за спокойствием, то оно бежит от нас; если же мы бежим от него, то оно само гонится за нами».
«Даже если человек сделает новое небо и новую землю, то и тогда не может остаться беспечальным».
Выдающийся российский наставник монашества святитель Игнатий Брянчанинов так писал о древнем подвижнике:
«Святой Пимен имел какую-то особенную природную основательность ума, чуждую легкомыслия, имел какое-то природное благоразумие, чуждое высокомудрия. Правильность и верность подвига, которого неуклонно держался преподобный Пимен, засвидетельствованы Богом, излившим на Пимена величайшие благода̀тные дары».
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов