Чтобы в Саратове попасть в Свято-Алексиевский женский монастырь, нужно доехать до остановки «Первая Дачная». Название говорит само за себя – здесь издавна было любимое горожанами место отдыха. В девятнадцатом веке живописный уголок, в котором расположена сегодня обитель, и вовсе не входил в городскую черту.
В 1948 году архиепископ Афанасий (Дроздов) купил здесь для архиерейской дачи обширный участок земли с садом и рощицей. Сохранилась газета «Саратовские епархиальные ведомости» за 1978 год, в которой сообщается, что «на участке, приобретенном владыкой Афанасием, саратовские архиереи имеют летнее жительство». Находясь на отдыхе, епископы совершали богослужения в Спасо-Преображенском мужском монастыре, что находился неподалеку.
В восьмидесятых годах девятнадцатого века владыка Павел Вильчинский отдал распоряжение построить при дачной архиерейской резиденции храм во имя святителя Алексия. При храме был организован монашеский скит, насельники которого каждый день совершали литургию в новой церкви. Считается, что именно усердная молитва иноков послужила причиной того, что на территории скита, под горой, забил целебный родник. Источник оборудовали керамическим водопроводом, по которому вода поступала вверх, к монастырским зданиям. В скиту был устроен пруд и фонтан.
Появление родника с радостью восприняли не только монахи, но и жители слободки, расположенной рядом с обителью – ведь прежде здесь никогда не было источника питьевой воды. Чистейшая влага этого ключа, пройдя самые строгие современные экспертизы, и сегодня пользуется любовью саратовцев. Ежедневно к источнику приходит порядка двухсот человек, почти всегда здесь стоит небольшая очередь. К сожалению, в двадцатом веке, пока монастырь был закрыт, уникальный керамический водопровод разрушился, пруд захирел, и от фонтана не осталось следа. Но рядом с родником уже обустроены купальня и часовня, которые никогда не пустуют.
После возвращения монастырских зданий Церкви в 1997 году обитель была преобразована в женскую. Рядом с Алексиевским храмом, который чудом уцелел в советское время, был построен еще один, в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» с подземным приделом, посвященным младенцам, убитым Иродом в Вифлееме.
В монастыре большое подворье – сестры держат коров, кур, ухаживают за садом и огородом, содержат свою пасеку. Здесь как будто маленький уголок пасторальной идиллии в большом городе. Даже дорожка, что тянется от остановки в монастырь, кажется, постепенно уводит от современной суеты. Сначала вы пойдете мимо шумного рынка, затем вдоль новостроек, а потом между маленьких нарядных домиков - как будто возвращаясь в те времена, которые называют старыми и добрыми…
«Град»

Фото: Luke Southern/Unsplash
Град — нечастое ныне явление, более характерное для летней поры, нежели для зимних месяцев. Но чего не бывает... Если град крупный, радуешься, что вовремя оказался под прикрытием, наблюдая со стороны происходящее.
Мне напоминает этот разгул стихии поведение гневливца. Его слова, как тяжёлые градины, как бы бьют собеседника по всем частям тела, однако ранят и уязвляют душу. Одна защита против словесной агрессии — уйти в глубокую сердечную молитву. Если это удаётся, сердце остаётся мирным и спокойным, хотя совне гуляют «вихри враждебные».
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Архимандрит Пимен Благово и его семья (мать и бабушка)

Фото: PxHere
Архимандрит Пимен (Благово) — священнослужитель Русской Православной Церкви, историк, поэт и писатель — известен как автор замечательной мемуарной повести «Рассказы бабушки». В ней он с теплом вспоминает о счастливых днях в кругу родных.
Будущий архимандрит появился на свет в Москве, в сентябре 1827 года. В крещении мальчика нарекли Дмитрием. Ему было всего несколько месяцев, когда скончался отец. Маленький Митя остался с мамой, Аграфеной Дмитриевной — женщиной доброй, кроткой, набожной и образованной. Позднее архимандрит Пимен с благодарностью вспоминал, что мать с детства прививала ему любовь к книгам и пробудила интерес к литературному творчеству. После кончины отца Митя с мамой перебрались в семейную усадьбу Яньковские Горки неподалёку от подмосковного Дмитрова. Там они прожили три года. А в 1830-м произошло событие, ставшее для Мити Благово одним из самых ярких детских воспоминаний. Бабушка Мити, Елизавета Петровна Янькова, позвала их к себе в Москву: «Что тебе делать одной с ребёнком в деревне? Жду тебя, милая. Господь с тобою.», — написала она дочери. На следующий день после получения письма, Аграфена Дмитриевна с Митей выехали в Первопрестольную.
В памяти его осталась высокая, белоснежная колокольня храма Живоначальной Троицы на улице Пречистенке. Когда проезжали мимо, матушка ласково сказала: «Сними шапку и перекрестись, мой хороший. Это наш приход; сейчас приедем...». Вот и бабушкин дом в Штатном переулке. Архимандрит Пимен вспоминал, как вошёл в большую, нарядную залу. Бабушка, радостная, вышла навстречу. Обняла дочь, расцеловала внука.
И потекла тихая, размеренная жизнь. Владыка так описывал вечера в бабушкином доме: «На столе лампа тускло горит под матовым стеклянным колпаком. У стены небольшой диван с шитыми подушками, и на нём сидит бабушка. Она вяжет что-нибудь на толстых спицах. Напротив кресло, в нём матушка. А я, довольный, рядом — слушаю бабушкины рассказы». Елизавета Петровна, московская долгожительница, воспитанная в лучших традициях русской патриархальной аристократической семьи, помнила истории из жизни пяти поколений своих предков!
Митя прожил у бабушки десять лет. В 1845-м юный Дмитрий Благово поступил на юридический факультет Московского университета. После выпуска получил место в канцелярии генерал-губернатора. Стал публиковаться в литературных журналах. Его знакомый тех лет, Сергей Михайлович Заго́скин, сын знаменитого драматурга, вспоминал, что бабушкино воспитание оказало на Дмитрия самое благоприятное влияние: «Ни единого дурного слова не исходило из уст скромного Благово; его чистая, честная душа гнушалась всего безнравственного и порочного».
Елизавете Петровне, тем временем, было уже больше девяноста лет. Дмитрий и его мать перевезли её в свой дом, чтобы ухаживать и всегда быть рядом с нею. Память у старушки по-прежнему оставалась ясной. И снова, как когда-то, рассказывала она внуку по вечерам истории из жизни нескольких поколений их семьи. Однако теперь Дмитрий Дмитриевич подробно записывал эти рассказы. Ему хотелось собрать их вместе и когда-нибудь издать.
Это произошло в 1885-м году. К тому времени скончалась и бабушка, и мать Дмитрия Дмитриевича. А сам он принял монашеский постриг в Толгском Введенском монастыре под Ярославлем, и был возведён в чин архимандрита. Свою книгу владыка так и назвал: «Рассказы бабушки». В предисловии к изданию архимандрит Пимен писал: «Все те мелкие подробности ежедневной нашей жизни, которыми мы часто пренебрегаем, становятся драгоценными по прошествии времени».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Дух правильности. Ольга Кутанина
Христиане знают изБиблии, как повредилась человеческая природа после грехопадения. Люди потеряли свою целостность, иошибки стали неотъемлемой частью жизни. Ноиногда кажется, что мывовсём правы.
Однажды подруга рассказала мне: было время, когда она думала, что всё делает правильно. Правильно одевается, правильно воспитывает детей, правильно ведёт себя слюдьми, принимает правильные решения. Ивсё это делает сама, без чьей-либо помощи. Так появилось ощущение, что это еёличная заслуга. Ивсё былобы хорошо, еслибы ненаступила череда неудач. Или, вернее, череда испытаний.
Проблемы сыпались одна задругой, так, что она неуспевала ихрешать. Тодети заболеют, тонаработе разлад, тосблизкими неполучается найти общий язык.«Что происходит?»— думала она. —«Ведь явсё продолжаю делать правильно! Или нет?»
Как-то подруга ехала втрамвае наработу, смотрела вокно, аперед еёвнутренним взором мелькали картины, как она доказывает кому-то свою правоту или даже учит других, даёт советы. Вот она вполне справедливо, как ейраньше казалось, наказывает запроступки детей. Иейстало страшно. Она увидела себя будто состороны.
Вэтот момент трамвай остановился. Впереди была авария, идальше онехать немог. Люди начали выходить изтрамвая, вышла имоя подруга. Как раз наближайшей кхраму остановке. Иона вошла вхрам. Взадумчивости перебирала события своей жизни, размышляла оботношениях слюдьми, вспомнила, как важны отношения сБогом.
Ислучилось чудо: она увидела божественный промысл всвоей жизни ивозблагодарилаБога завсё, чтоОн слюбовью даёт. Постепенно дела стали налаживаться идаже испорченные отношения восстановились, ноглавное— вжизни появилась новая опора. Сам Бог.
Иеромонах Серафим Роуз предупреждал:«Остерегайтесь духа правильности. Какбы правыВы нибыли понекоторым вопросам, считайтесь смнением других. Не"правота"напервом месте, агармония илюбовь. Сколько новообращенных, уцепившись засвою правоту, пусть инеоспоримую, кончили страшным падением».
Очень часто ощущение собственной правоты во всем уводит нас от Бога. Настолько, что мы даже перестаём видеть Его участие в нашей жизни и благодарить. Делать что-то хорошо не грех, но грешно думать, что мы сами всё делаем хорошо и правильно.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение











