Часто бывает так, что браки знаменитых людей не выдерживают испытания славой. Семья одного из лучших футбольных вратарей планеты - Льва Яшина этого испытания избежала. Лев Иванович своей известности стеснялся. А его жена Валентина Тимофеевна не обращала на неё внимания.
Они поженились в канун Нового года - 31 декабря. Приехали домой. Один из гостей приколол к шкафу их брачное свидетельство и выстрелил в него пробкой от шампанского. Сказал, что таким образом укрепил печать. Укрепил хорошо - Яшины прожили вместе больше тридцати лет.
А начиналось всё на танцплощадке подмосковного Тушино за четыре года до свадьбы. Валя работала редактором на радио. Лев был входящим в славу футболистом. Он появился на танцах и…не понравился Вале. Парень, которого скоро назовут «чёрной пантерой», показался девушке неповоротливым. Потом она увидела Льва уже на футбольном поле. И удивилась: куда подевалась его неуклюжесть? Он так мощно прыгал, принимая мяч, что стадион ревел. Публика скандировала: «Яшин! Яшин!». А потрясённая Валя смотрела на Льва уже совсем другими глазами.
В то время она не собиралась замуж. В 20 лет ей казалось, что ещё рано. Лев не делал предложения в открытую. Он тонко намекал на своё намерение жениться на Вале. Например, сообщал, что его бабушка уже готовится к свадьбе: купила рюмки. Валя делала вид, что не понимает намёков. Только после четырёх лет ухаживаний она дала согласие на брак.
К этому времени Яшин уже был легендой футбола. Западная пресса пела ему дифирамбы: «Вратарь от Бога». Советская вторила: «Яшин в футболе, это как Гагарин в космосе. Человек номер один». А «номер один» жил с женой в коммуналке и стеснялся попросить улучшения жилищных условий. Когда Яшиным, наконец, предложили трёхкомнатную квартиру, Валентина была на последнем сроке беременности. Но Лев и тут постеснялся: сказал, что достаточно двух комнат. Валя спорить не стала. Вскоре она родила дочку. Потом вторую. Яшины были счастливы.
Больших денег в семье не имелось. О них даже не говорили. Яшин считал, что деньги в доме лишь гости. А исходить нужно из своих возможностей, а не из желаний. Возможности иногда позволяли Вале ездить с мужем за границу. Однажды в Англии её потрясло, как он, травмированный, выстоял на поле до конца игры. Ничего не видя и не чувствуя. Потом, уже в раздевалке, спросил жену: «Мы выиграли или проиграли?».
Она никогда не хвалилась тем, что замужем за самим Яшиным. Как-то торопилась за дочками в школу и взяла такси. А в Лондоне только что закончился важный матч. Водитель говорил о нём всю дорогу. Валя, хоть ей и хотелось похвастаться, так и не сказала ему, что её муж - Лев Яшин.
В молодости ей было трудно привыкнуть к частому отсутствию супруга. Однажды она подсчитала, что за год Лев пробыл дома всего 145 дней. Но зато эти дни превращались в праздник. Яшины любили принимать гостей. Особенно весело они встречали Новый год. Приходили друзья, устраивали карнавал. Гости умирали от хохота, когда футболисты и среди них хозяин дома, в спортивной форме танцевали «Танец маленьких лебедей». А после полуночи все играли в футбол во дворе прямо на снегу.
В середине восьмидесятых с Яшиным случилось несчастье, ему ампутировали ногу. Валентина Тимофеевна была рядом. Убеждала мужа, что никакой трагедии не произошло, что любит она его по-прежнему. По-прежнему она любит его и сегодня. Продолжение Льва Яшина – это не только его дочери и внучки. Растут правнучки. А единственный внук Василий - тоже футбольный вратарь и воспитанник московского «Динамо».
«Мы прожили с Лёвой 35 лет. И сейчас я могу сказать, что через всю жизнь мы пронесли и сохранили свою любовь», - говорит Валентина Тимофеевна. И жалеет только о том, что супруг не дожил до того дня, когда Лев Иванович Яшин был признан лучшим вратарём мира 20-ого века. Она плакала, услышав это сообщение, а перед глазами стояло лицо мужа и слышался его вопрос, который он задавал жене после каждого матча: «Ну, как я сегодня?».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема