В церкви, где служит протоиерей Александр Авдюгин, есть удивительная икона Николая Чудотворца. Её от всей души, с искренним желанием сделать что-нибудь для храма, написал человек, всю жизнь проработавший в Стране Советов художником-оформителем. Рукою, набитой на монументальных образах передовиков производства и строителей светлого будущего, он изобразил святого Николая по строгим канонам - но, увы, не византийской Иконописи, а советского агитплаката! Об этом курьёзном случае, и о том, как неканоническая икона стала приходской святыней, отец Александр Авдюгин пишет в потрясающем рассказе «Рождественский Никола», который вошёл в его новый сборник «Батюшкин грех и другие рассказы».
Как писателя, отца Александра частенько сравнивают с легендарным Шукшиным. Действительно, рассказы у батюшки вполне в шукшинском духе – небольшие, но западающие в душу, о простых людях с их «сермяжной правдой» - как говорил один из персонажей Ильфа и Петрова. Кстати, с этими замечательными авторами отца Александра в творческом смысле тоже много роднит. Добрая ирония сквозит едва ли не в каждой строчке его рассказов – так ювелирно работать с юмором со времён авторов «Двенадцати стульев» мало у кого получалось.
И всё же «Батюшкин грех и другие рассказы» священника Александра Авдюгина – книга серьёзная. Потому что на фоне смешных несообразностей и нелепых казусов нашей жизни ещё острее назревают «вечные» вопросы: о Боге и Церкви, о жизни и смерти…
Отец Александр не претендует на то, что на любой из них сможет предоставить исчерпывающий ответ. Но рассказывает о людях, истории которых могут дать нам серьёзный повод к размышлению. Таков, например, рассказ «Баба Лида» - о старой женщине, которая со дня на день ожидает своего последнего часа, но не боится смерти, потому что искренне верит в то, что там жизнь непременно продолжится. Рассказ «Церковный сторож» вообще, в хорошем смысле слова, сражает наповал. Жил себе человек, ходил в храм на службы и Причастие, добровольно по ночам сторожил церковь. И никто понятия не имел, что человек этот – абсолютно глухой. Как тут не задуматься о современной проблеме равнодушия, когда соседи не знают друг друга в лицо, а общение вне социальных сетей для многих становится настоящей проблемой.
Помимо рассказов, автор включил в сборник свои размышления о великих святых, и попытался взглянуть на их жизнь и подвиги через призму восприятия современного человека - к которому, собственно, и обращена книга протоиерея Александра Авдюгина «Батюшкин грех и другие рассказы».
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.