Неупиваемая Чаша. Яна Зотова
Волей Всевышнего мы с подругой очутились однажды на молебне у чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» в городе Серпухове. Прямо в день празднования этого образа Пресвятой Девы Марии. Разумеется, народу было очень много. Перед этой иконой молятся об исцелении от недуга пьянства и подобных зависимостей. Много исцелений даровал Господь по молитвам Пресвятой Богородицы, и много людей идут к Ней за помощью.
Вот и в этот солнечный день храм был наполнен людьми. Одни шли благодарить, другие просить. По моим наблюдениям чаще приходят родные просить об исцелении своих близких зависимых. Сами зависимые страждущие приходят реже.
Вдруг мы с подругой почувствовали характерный запах, вернее букет неприятных запахов от человека, который вошел в храм и встал за нами. Оглянувшись, мы окинули его недовольным взглядом, но тут же переглянулись между собой — нам внезапно стало неловко за такую реакцию.
Без слов мы поняли, что чувствуем одно и тоже. В нашем взгляде было осуждение. Осуждение! Не любовь, не сострадание, а осуждение! Как же хорошо, что он нашел в себе силы прийти сюда! Как трудно ему было это сделать. Нам ведь неизвестно, какие причины довели человека до такого состояния, более того. Никто не застрахован от такого.
Очень надеюсь, тот мужчина не успел заметить нашего недовольства. Ппосле этого случая стараюсь не спешить реагировать, если что-то не нравится. Ой, Господи, прости нас, грешных и помоги ему!
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Недоверие себе. Никита Вятчанин
Недавно набрел в просторах интернета на фразу преподобного Силуана Афонского, которая звучит так: «Господь есть Свет, и Он просвещает Своих рабов, а те, кто служат врагу, восприняли мрак».
Вот только мрак, о котором говорит этот святой, воспринимается мрачными людьми как свет. В этом заключается известная уловка лукавых духов, — выдавать отблески геенского огня за сияние жизни.
В свое время я сам был поглощен таким соблазном — живи в удовольствие, твори все, чего хочется. Этот принцип наполнял меня страшным куражом и привел к алкогольной зависимости. Лишь спустя почти тринадцать лет удалось от нее избавиться по великой милости Божией.
И одним из ключей к выходу на свет Христов из костра пьянства стало изменение, которое мой самолюбивый ум долгие годы уверенно отвергал. Речь идет о таком качестве, как здоровое недоверие к себе.
Сейчас наоборот модно говорить об уверенности в себе. Говорить, например, на различных психотренингах, где внушают мысль, будто личностного развития не бывает без исключительной опоры на собственные силы. А вот в моей жизни все оказалось наоборот. Именно недоверие к себе стало путем и к раскаянию в совершаемых долгие годы грехах, и к желанию их больше не повторять.
В моем случае аргументы были простыми — уверенное и постоянное следование собственным хотениям довело до несчастья в виде зависимости. Вывод — чтобы стать свободным, надо ... перестать доверять собственным желаниям. Перестать доверять себе. И довериться Богу.
Поначалу такой подход отталкивал меня одним ошибочным рассуждением. Заключалось оно в следующем — не доверять себе означает взращивать в себе чувство неуверенности и тем самым плодить разрушительные для развития личности психологические комплексы.
Но на практике все оказалось ровно наоборот. Главный секрет здесь заключался в том, чтобы перенести опору в жизни со своих помышлений на Бога.
В быту это выглядело так: если мне не хочется идти в магазин за хлебом, то надо обязательно идти, если устал и задумал оставить грязную посуду жене или на утро, обязательно вымой ее сам и сейчас же, если желаешь выспаться воскресным утром, лучше встань и иди в храм на Литургию.
И представьте, что каждое такое, казалось бы, необязательное с обывательской точки зрения преодоление, каждая такая малая жертва чем-то своим оборачивалась для меня обыкновенным, если можно так выразиться, чудом — усталость, которая должна была прибавиться, вдруг отступала, раздражение на судьбу-злодейку испарялось, а отказ от самоугождения оборачивался не потерей, а приобретением в виде приподнятого настроения.
Для кого-то все это может показаться вещами банальными. А для меня это были сокровенные, незаметные окружающим, но, дерзаю полагать, заметные Богу, преодоления. Шаги по воде, которые изменяли мою жизнь, превращали дурманное наслаждение в светлую радость, а нездоровый кураж — в решительные движения души от славы своей к славе Божией.
Так, шаг за шагом, я осознал одну важную истину: доверие Богу — это всегда здоровое недоверие себе. И по-другому увидеть Свет истины и обновиться в нем вряд ли возможно.
Автор: Никита Вятчанин
Все выпуски программы Частное мнение
Не в платьях дело. Наталья Разувакина
Когда я читаю о жизни святых монахов-пустынников, восхищаюсь ими, а себя по контрасту ощущаю очень уж маленькой и слабой. Меня восхищает в великих подвижниках их цельность в стремлении ко Господу и самоотверженная готовность посвящать этому каждую секунду.
Конечно, нелепо сравнивать свою мирскую жизнь с житиями древних монахов: я современная мирянка, у меня столько забот о семье... Но однажды посетили мы с мужем далёкий Николо-Бабаевский монастырь в Ярославской области. Не как паломники, у мужа был намечен важный разговор с игуменом, а меня он просто взял с собой. Мы ехали на перекладных, по морозу, в лес, где располагался монастырь. Прожили там двое суток, ходили на службы. Меня поразил крайне лаконичный быт насельников, суровые условия жизни, где из благ цивилизации, кажется, используется лишь электричество, а о разнообразных привычных удобствах эпохи потребления будто и не слышали. Кстати, именно в этом монастыре закончил свои дни святитель Игнатий Брянчанинов.
По возвращении я была в некотором смятении. Всё думала: а возможно ли спастись мне, привыкшей к городской цивилизации, и не только к удобствам в виде водопровода и отопления, но и, главное, к ежедневным процедурам по уходу за собой, за телом? Я же покупаю красивые баночки крема для лица, я люблю стильные, пусть и скромные, платья... И, вот ужас-то — я не готова от этого отказаться!
Со всем этим я пришла к своему духовнику. Сомнения мои он развеял очень просто. Заговорил вдруг о святой Царской Семье, а конкретно об Императрице. Вся жизнь её была служением Богу и мужу, семье. При этом она хорошо выглядела, использовала новейшие для своего времени средства по уходу за собой, но совершенно не привязывалась душой к этой обыденной, малозначимой стороне жизни. Да, Императрица должна выглядеть блистательно. А обычная жена должна радовать глаз мужа. Следить за собой в этом контексте — нормально. Важно, чтобы не было перекоса, чтобы фирменные кремы не занимали все мысли, а на новые платья не уходила львиная часть семейного бюджета и душевных устремлений. Ведь «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — сказал Спаситель. Не прилепляться душой ни к чему земному и всё делать ради Господа — это возможно и живя в миру, в семье. Только жить нужно очень внимательно.
А дома я вновь открыла любимый том с фрагментами писем и дневников Александры Фёдоровны. И снова окунулась в чистый источник её ясной, честной, сильной души. Некоторые строки захотелось переписать в тетрадку. Например, вот эти:
«По мере того, как со временем в трудах и заботах исчезает обаяние физической красоты, все более и более должна сиять красота души, заменяя потерянную привлекательность. Жена всегда должна больше всего заботиться о том, чтобы нравиться мужу, а не кому-нибудь ещё. ...Не махать рукой на свою внешность. ...А мудрость и силу, которые нужны ей для выполнения святых обязанностей жены, женщина может найти, обращаясь только к Богу».
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение