Вскоре после того, как полчища Тамерлана отхлынули от наших пределов, великому князю Московскому опять пришлось вступить в борьбу. Новгородцы … отказались разорвать свое соглашение с Ливонскими Немцами, когда этого потребовал Василий Димитриевич.
Это послужило поводом к открытию неприязненных действий со стороны Москвы, причем главное внимание Василия было обращено на богатую Новгородскую область — Двинскую Землю, откуда получалось, так называемое, «Закамское серебро» и дорогие меха, шедшие из Сибири...
Жители Двинской Земли и сами воеводы Новгородские, находившиеся в ней, весьма охотно объявили себя за Московского великого князя… Встревоженные этим, Новгородцы поспешили отправить в Москву посольство, чтобы умилостивить Василия Димитриевича. Но последний, оказав ласку посольству, не хотел и слышать о возвращении Двинской Земли. Этот отказ пробудил былой воинский дух Новгородцев. Они снарядили рать, вошли в Двинскую Землю и, произведя там великое опустошение, захватили бояр, передавшихся Москве... Вслед за тем, Новгородцы послали просить мира у великого князя, и Василий, несмотря на внутреннюю досаду, согласился на него, до времени отказавшись от мысли присоединить Двинскую Землю к Москве. Причиной этой уступчивости были дошедшие до него слухи о сношении Новгорода с … великим князем Литовским — Витовтом.
Витовт был могущественным князем … причем в состав его владений входило … вдвое больше чисто Русских Земель, собранных еще Гедимином и Ольгердом, чем Литовских. Будучи человеком громадного честолюбия, при этом чрезвычайно скрытным и весьма вероломным, «неверником правды», по выражению летописца, Витовт … направил все свои усилия к дальнейшему собиранию Русской Земли, причем в этом деле он необходимо должен был встретить соперника в лице … своего зятя — великого князя Московского.
Здесь будет уместно отметить большую разницу в собирании Русской Земли со стороны Московских князей и Литовских. Для Московских князей это было делом священного завета их предков и митрополита Петра Чудотворца — собрать воедино наследие Святого Владимира — Православный Русский народ, разбитый на множество отдельных частей ... Литовские же князья собирали то, что им никогда не принадлежало, то есть были простыми хищниками. Они были чужды как Русскому народу, так и Православию, и с необыкновенной легкостью меняли при надобности свою веру, и на язычество и на Латинство.
При этих условиях, принятие двоюродным братом Витовта, Ягайлой, Польской короны и католичества повлияло, конечно, самым неблагоприятным образом на Православных подданных Литовского князя, так как на него скоро возымело сильнейшее влияние Польское католическое духовенство. И вот, после казни двух своих придворных, не захотевших изменить Православию … Ягайло издал в 1387 году указ, предписывавший всем Литовцам знатного рода принимать католическую веру, причем в эту веру должны были непременно переходить и Русские, бывшие в браке с Литовцами; упорствующих же приказано было жестоко сечь розгами.
Вместе с тем, всем Литовским и Русским панам, принявшим Латинство, Ягайло даровал важные преимущества и льготы, против остававшихся в Православии. Таким образом, на Литве все льготы перешли к католикам ... Большим соблазном к переходу в Латинство служило для Литовских бояр и дворян то льготное и независимое положение, которым пользовалось в Польше как высшее дворянство — магнаты, так и мелкое — шляхта.
В Польше, вследствие слабости королевской власти, высшее сословие давно уже забрало в свои руки огромную власть в делах государства и владело большой земельной собственностью. В четырнадцатом же столетии, король Владислав Локетек, также по причине своей слабости, должен был дать большие права и мелкой шляхте. Вместе с тем, благодаря близости к западу, в высшем Польском сословии сильно развилось иноземное, преимущественно Немецкое влияние, которое оторвало по взглядам, воспитанию, привычкам и вкусам это сословие от простого сельского люда. При этом, иноземные заимствования и обычаи требовали более разнообразной и роскошной жизни, и поэтому в Польше стало быстро образовываться городское, промышленное население ... Скоро Польские города получили особое самостоятельное управление с большими вольностями и правами, по Немецкому или так называемому Магдебургскому праву. Самым же бесправным сословием в Польше было крестьянство.
Прочно утвердя свое положение в Литве, Витовт прежде всего устремил свой взор на город Смоленск, бывший предметом вожделений и его дяди Ольгерда. Скоро представился удобный случай попытаться овладеть им. В 1395 году, великий князь Московский, Василий Димитриевич, был озабочен страшным нашествием Тамерлана, а в Смоленске шла в это время сильная усобица между удельным князем Юрием Смоленским и его братьями, причем Юрий должен был временно уехать из города к своему тестю, престарелому Олегу Рязанскому, тому самому, который был противником Димитрия Донского в вечнопамятные дни Мамаева нашествия.
Этим воспользовался Витовт. Распустив слух о своем движении против Татар, он неожиданно подступил к Смоленску; затем, под видом родства (его вторая жена была дочерью одного Смоленского князя), он зазвал к себе в стан всех бывших в городе Смоленских князей, обещая им посредничество при дележе волостей, а когда те ничего не подозревая собрались к нему, то велел их заковать и отправить в Литву. Смоленск же он занял Литовским отрядом, захватившим и кремль. Олег Рязанский пытался было заступиться за своего зятя, но Витовт вторгся в его владения и «пролив кровь как воду и побив людей — сажая их улицами» по выражению летописца — с торжеством вернулся к себе на Литву.
Видя все происходящее, Василий Димитриевич. конечно, внутренне сильно досадовал на тестя; однако, он не признавал себя достаточно сильным, чтобы вступить с ним в борьбу за Смоленск. Витовт был в это время на вершине своей славы и считался одним из могущественных государей Европы. Скоро между ним и Ягайлой … возникли нелады. Ягайло, по настоянию своей жены Ядвиги, стал требовать от Литвы уплаты прежнему жениху своей жены, принцу Вильгельму Австрийскому — 200,000 червонцев, согласно данному ему обещанию … Это требование сильно оскорбило Витовта; он собрал в Луцке своих бояр и с негодованием объявил им о нем сказав: «Мы не рабы Польши, предки наши никому не платили дани. Мы люди свободные и наши предки кровью приобрели нашу Землю».
Все это, разумеется, было передано Ягайле и Ядвиге, которая так огорчилась поведением Витовта, что вскоре умерла, причем, ввиду своей бездетности, взяла с Ягайлы обещание вступить по ее смерти в брак с одной из внучек Казимира Великого.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (09.12.2025)
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 286 зач., V, 11-21

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как сделать правильный выбор? Как принять сложное решение, от которого может зависеть моя жизнь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
В древнем обществе женщина не являлась самостоятельным и самодостаточным членом общества. Она должна была быть или при родителях, или при муже, или же при том или ином религиозном сообществе. Женщина одинокая или же овдовевшая не могла просто пойти, как сейчас, устроиться на любую работу и жить своей жизнью. А потому она нередко становилась праздной. Могла ходить по домам, заниматься пустой болтовнёй, сплетничать, злословить, вмешиваться в чужие дела. И это ещё в лучшем случае. Некоторые, чтобы себя прокормить, начинали зарабатывать на жизнь собственным телом. А потому в древней христианской Церкви сложился такой обычай. Если женщина овдовела, то она или должна была повторно выйти замуж, или посвятить всю свою жизнь Церкви, которая брала на себя обязательства о вдовах.
Почему же сегодня апостол Павел советует своему ученику Тимофею, который был епископом города Ефес, не принимать «молодых вдовиц»? Он делает это потому, что было много случаев, когда молодая вдова после смерти мужа решала посвятить себя Христу. Однако, погоревав некоторое время, она изменяла своим обетам и повторно выходила замуж. Поэтому, пусть она лучше воздержится от обета безбрачия, чтобы потом не разочаровываться в нём. Ведь для молодости естественно влечение к противоположному полу и к созданию семьи. Поэтому в словах Павла «молодых же вдовиц не принимай» скорее скрывается рекомендация тщательно испытывать и проверять намерение человека, который рвётся дать серьёзные обещания. Особенно если эти обещания связаны с тем, что ему придётся идти против требований своего естества. Поэтому и в христианской монашеской традиции всегда был период, который назывался «искус». На протяжении этого времени человек мог обдумывать своё решение дать монашеские обеты, взвесить все за и против.
Перед многими из нас не стоит подобного выбора. Однако это не означает, что нам не приходится принимать непростые решения. И сегодня апостол Павел напоминает нам, что эти решения не должны быть компульсивные, то есть это не должен быть непредсказуемый и неконтролируемый выброс эмоций. Это не должно быть под влиянием момента. Наши намерения должны быть проверены. И зачастую самая лучшая проверка — это проверка временем. А потому замечательный духовный навык, который может каждый из нас развивать, — это умение давать времени время. Это не простое бездействие, это не пассивность, это не оцепенение, в котором оказался буриданов осёл. Это настоящая духовная активность. Я не просто отодвигаю сложный вопрос на второй план. Я ещё и сосредотачиваюсь на исполнении Евангелия, я обращаюсь к Богу, чтобы Он помог мне в моём деле, и внимательно наблюдаю. Сколько это должно длиться? В каждом случае по-разному. Но если я всё делаю верно, если в моей жизни есть сосредоточенность на служении другим людям, есть ежедневная молитва и капля доверия Богу и терпения, Господь решит самый сложный вопрос. Решит именно в то время и именно тем способом, который Сам посчитает нужным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 68. Богослужебные чтения
С верующими и благочестивыми людьми тоже случаются неприятности: человек может заболеть неизлечимой болезнью, у него может родиться больной ребёнок, да и вообще, нельзя сказать, что благочестие и вера — это щит от всех напастей. Если бы они были таким щитом, то мы не нашли бы в Священном Писании 68-й псалом, который говорит о страданиях чтущего Бога человека. Сегодня этот псалом звучит во время богослужения в православных храмах. Давайте послушаем его первую половину.
Псалом 68.
1 Начальнику хора. На Шошанниме. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей.
3 Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошёл во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
4 Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего.
5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать.
6 Боже! Ты знаешь безумие моё, и грехи мои не сокрыты от Тебя.
7 Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев,
8 ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лицо моё.
9 Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,
10 ибо ревность по доме Твоём снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;
11 и плачу, постясь душою моею, и это ставят в поношение мне;
12 и возлагаю на себя вместо одежды вретище, — и делаюсь для них притчею;
13 о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино.
14 А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего;
15 извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод;
16 да не увлечёт меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.
17 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня;
18 не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;
19 приблизься к душе моей, избавь её; ради врагов моих спаси меня.
20 Ты знаешь поношение моё, стыд мой и посрамление моё: враги мои все пред Тобою.
21 Поношение сокрушило сердце моё, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу.
22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
23 Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнёю;
24 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;
25 излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их;
26 жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,
27 ибо, кого Ты поразил, они ещё преследуют, и страдания уязвлённых Тобою умножают.
28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;
29 да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся.
30 А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня.
31 Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии,
32 и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами.
33 Увидят это страждущие и возрадуются. И оживёт сердце ваше, ищущие Бога,
34 ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих.
35 Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них;
36 ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его,
37 и потомство рабов Его утвердится в нём, и любящие имя Его будут поселяться на нём.
Нет сомнений, что автор только что прозвучавшего псалма находился в крайне тяжёлом состоянии. Церковная традиция приписывает авторство псалма царю Давиду, но довольно непросто понять, какой именно период жизни царя описывается 68-м псалмом. Впрочем, эта информация не имеет большого значения, ведь и без неё перед нами законченная картина: человек оказался в ситуации, в которой у него нет иной надежды, кроме Бога. Псалом для описания этих переживаний использует очень сильные образы, к примеру, тот образ, с которого псалом начинается: «Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать» (Пс. 68:3). Легко представить чувства человека, застрявшего в болоте: он погружается всё ниже и ниже, у него нет сил сопротивляться тянущей его на дно силе, у него нет никакой опоры, и совсем скоро он лишится возможности дышать. Схожим образом человек может себя чувствовать и тогда, когда его захлёстывают его собственные греховные страсти или же когда он предан всеми близкими людьми, когда он остался один, и вокруг него лишь враги. Вообще, ситуаций, которые ощущаются так, как написал автор псалма, может быть масса, и, скорее всего, любой человек в той или иной степени чувствовал нечто подобное.
Любопытно и очень важно, что Давид не говорит о себе как о жертве обстоятельств, не говорит, что он праведен и непорочен, он осознаёт свой грех и на это указывают слова псалма: «Боже! Ты знаешь безумие моё, и грехи мои не сокрыты от Тебя» (Пс. 68:6). Интересен дальнейший ход его мысли, выраженный такими словами: «Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил» (Пс. 68:7). Да, он грешен, да, он в своём безумии ошибался, но он никогда не изменял Богу, и все это знают. Что же будет, если Бог не откликнется на его молитву? Ведь это будет означать, что Бог не слышит мольбы, что Он немилосерден, и люди не смогут надеяться на Бога. Поэтому автор псалма молит о помиловании, и ради себя самого, и ради других людей.
В такой форме молитвы обращает на себя внимание память о других людях даже в самой критичной и опасной ситуации. Страдающий человек не забывает думать о том, какой будет реакция окружающих, причём реакция не на него самого, а на действия Бога. Смогут ли они укрепиться в вере или, напротив, их вера пошатнётся? Эта мысль, пожалуй, самый важный урок 68-го псалма, который нам стоит усвоить, и, подобно царю Давиду, научиться в любой ситуации думать не только о себе, но и о том, чтобы Бог был прославлен в нас и через нас.
Псалом 68. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 68. (Церковно-славянский перевод)











