Вокруг Раифского Богородицкого монастыря, что стоит в тридцати километрах от Казани, привольно раскинулся Волжско-Камский природный заповедник. Тянутся к небу трехсотлетние сосны, удивляют паломников пихты, которых больше не встретишь нигде в Татарстане. Леса здесь и нынче стоят сплошной зеленой стеной, а уж в семнадцатом веке они и вовсе были непроходимыми.
Именно это и понравилось отшельнику Филарету, который поселился в лесной глуши, на берегу озера, которое позднее назовут Раифским. Это будет еще не скоро. Долгие годы проведет монах в полном уединении, прежде чем разнесется молва о его святости, и к маленькой келейке потянутся люди.
Постепенно отшельническая пустынька разрослась до большого общежительного монастыря. Новой обители дали имя в честь монахов, которые погибли в далеком Египте, в местечке Раифа, от рук язычников. А уж потом это название распространилось по округе – Раифскими стали лес, озеро, ближайший поселок.
В начале восемнадцатого века в монастыре одно за другим вырастают каменные здания. Среди них интересна крошечная Софийская церковка – в ней могут уместиться всего лишь семь человек, и высоченная – шестидесятиметровая надвратная колокольня. Зубчатые стены и башенки монастырской ограды образуют живописный кремль. Архитектурный ансамбль Раифской обители до сих пор остается одним из самых оригинальных в Среднем Поволжье.
После революции монастырь закрыли, на его территории разместилась колония для малолетних преступников. А в наши дни в обители, которая вновь открылась, монахи организовали приют для сирот. Двадцать мальчиков воспитываются здесь в отеческой любви и заботе. Благодаря братии эти дети, даст Бог, никогда не встанут на преступный путь. Уже больше десяти выпускников приюта учатся в Казанских вузах, а на каникулы непременно приезжают родную обитель.
Интересен также Раифский монастырь своими… лягушками! Некогда они будоражили округу громким кваканьем, и монахи взмолились: «Господи, пусть лягушки помолчат, не мешают сосредоточиться на молитве!». И в окрестных болотах и озерах наступила тишина. Лягушками водоемы буквально кишат, но квакушки, послушные Создателю, хранят молчание.
Ученые утверждали, что это миф, и пытались его развенчать – специально привозили в Раифу особенно голосистых жаб - но и те замолкали, едва приближались к монастырским стенам. А стоило их отвезти подальше от обители – вновь обнаруживали незаурядный голос. Такое вот необычное чудо!
Длительная реабилитация для детей с ДЦП в медцентре «Милосердие»

Каждое утро по будням четырехлетняя Настя, как солнышко, будит дружную семью: маму, папу и старшего брата. После завтрака все расходятся по своим делам — мама на работу, брат в школу, а у Насти с папой Евгением особая задача. Из Подмосковного города они едут на реабилитацию в столицу, в Марфо-Мариинскую обитель. Там расположен медицинский центр «Милосердие», где помогают тяжелобольным детям.
Родители впервые привезли сюда Настю два года назад по рекомендации знакомых. Тогда девочка не садилась, не ползала и не держала голову. И поначалу папа с мамой с трудом верили в успех реабилитации. Но уверенность и расположение специалистов развеяли их сомнения.
Садиться, держать голову, ползать и делать первые шаги — всему этому Настя научилась в Марфо-Мариинском медицинском центре. Кроме этого, специалисты предоставили девочке активную инвалидную коляску, которая позволяет ей быть более подвижной.
Сейчас Настя продолжает осваивать важные навыки — пытается есть и одеваться без помощи взрослых. А ещё она начала посещать Елизаветинский детский сад, где учится играть и общаться с другими детьми.
Папа с мамой радуются успехам дочери, которая когда-то лежала неподвижно на их руках, и не перестают благодарить Бога и специалистов медицинского центра за настоящее чудо.
Вы можете помочь совершаться таким чудесам, поддержав работу Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» на его официальном сайте. Подарим тяжелобольным детям возможность проходить длительную реабилитацию и становиться самостоятельнее.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианская весть в римском обществе». Александр Куприн
У нас в гостях был преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Куприн.
Разговор шел о том, как Римская империя встретила проповедь христианства и как западная латинская культура и философская мысль приняли христианское учение.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства (эфир 01.12.2025)
Вторая беседа с Петром Пашковым была посвящена тому, как христианство изменило античное отношение к человеку (эфир 02.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые новомученицы». Священник Анатолий Правдолюбов
У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о женщинах, отстаивавших православную веру в годы советских гонений, в частности о святых новомученицах Дивеевских.
Разговор начинается с тех самых «белых платочков», о которых патриарх Алексий I сказал, что они спасли Русскую Церковь, и переходит к женскому подвигу веры в XX веке: к тому периоду церковной истории, о котором нельзя забывать, и к людям, молитвами которых мы до сих пор укрепляемся.
Гость вспоминает имена святых подвижниц прошлого века: преподобномученицу игумению Серафиму, расстрелянную в 1918 году, мученицу Александру Устюхину, старосту храма в селе Гусь-Железный, исповедницу Ираиду Тихову и преподобную исповедницу Матрону Власову, прошедшую через многолетние лагеря. Разговор — о том, как верующие женщины принимали тюрьму и лагерный труд как крест из рук Божиих и почему их подвиг опровергает представление о верующих как о «слабых людях, ищущих подпорку».
Продолжая тему новомучениц и исповедниц, отец Анатолий рассказывает о Дивеевских новомученицах: преподобномученицах Пелагее и Марфе Тестовых, преподобномученице Ксении Чарлиной-Браиловской, о Пузовских мученицах — Евдокии, Дарии, второй Дарии и Марии, разделивших участь юродивой старицы. В центре беседы — юродство как особый путь смирения, подвиг послушания, а также судьба схимонахини Анатолии, сохранившей схиму и молитвенный затвор в советские годы. Образ «белых платочков» связан с особым женским благочестием и тем даром, который, по словам отца Анатолия, является важнейшей составляющей жизни Церкви.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер











