В 1187 году скончался Ярослав Осмомысл Галицкий. Смерть его имела весьма важные следствия. Княжество Галицкое, приведенное долголетним и мудрым правлением Ярослава в блестящее состояние, занимало самую западную окраину Русской Земли, простираясь большею своею частью вдоль течений рек Днестра, Серета и Прута.
Этот богатый и благословенный по природе край непосредственно граничил одной своей стороной с Венгрией, а другой — с Польшей, и в нем, в значительной степени, отражалось влияние тех порядков, которые были в этих двух государствах. Порядки же в Польше и Венгрии были совершенно одинаковы с порядками, имевшими место в те времена во всех других западных государствах Европы, где власть королей была значительно ограничена высшим рыцарским сословием.
Также и в Галиче — наряду с князем было весьма сильное и своевольное боярство, которое иногда заставляло даже такого выдающегося человека как Ярослав — подчиняться своей воле. Это сказалось и на его семейных делах.
Он плохо жил со своей женой Ольгой, дочерью Юрия Долгорукого, от которой имел сына и дочь. Отослав Ольгу Юрьевну от себя, Ярослав женился на какой-то Настасье, от которой имел сына Олега.
Но этот брак не понравился боярам. Тогда они сожгли несчастную Настасью на костре и заставили Ярослава вернуть к себе Ольгу Юрьевну.
Не любя ее и зная, что его сын от нее — Владимир, человек праздный и легкомысленный, неспособен к правлению, Ярослав Осмомысл, чувствуя приближение смерти, собрал всех своих бояр и в присутствии духовенства заставил их присягнуть своему младшему сыну — Олегу Настасьичу, которому приказал свой Галицкий стол. Владимиру же завещал только город Перемышль. После этого, он покаялся в своих грехах, роздал нищим огромные богатства и скончался, искренно оплакиваемый народом, как мудрый, славный, богобоязненный и честный князь.
Но, разумеется, бояре после смерти Ярослава и не думали исполнить его волю, а тотчас же изгнали Олега Настасьича и посадили на его место Владимира. Этот последний, очутившись Галицким князем, дал полную волю своим порочным и буйным наклонностям. Он бросил свою жену и женился на какой-то попадье, от которой прижил двух детей.
На радио «Вера» вы слушаете книгу Александра Дмитриевича НечволОдова «Сказания о Русской земле».
Скоро Галицкие бояре убедились, что покойный Осмомысл был прав, и с Владимиром им будет жить трудно, тем более, что он отличался большим самовластием.
В это время в соседней с Галичем Земле, — на Владимир-Волынском столе, сидел замечательный князь. Это был Роман Мстиславович. Свое детство Роман провел при дворе Польского князя Казимира. Он получил самое широкое образование и рано познакомился со всеми сложными порядками и отношениями, царившими как в Русской Земле, так и в Польше и в Венгрии.
Будучи женатым на дочери Рюрика Ростиславовича, Роман имел от нее дочь, которую выдал за сына легкомысленного Владимира, вокняжившегося в Галиче.
Видя, что против Владимира в Галиче растет неудовольствие, предприимчивый Роман решил воспользоваться обстоятельствами. Для этого он вошел в соглашение с частью влиятельных Галицких бояр и стал их подговаривать помочь ему сесть на место Владимира. Не надеясь на удачу открытого общего восстания против своего князя, ловкие друзья Романа придумали другое средство освободиться от Владимира. «Князь! мы на тебя не встали», — послали они сказать ему, — «но не хотим кланяться попадье, хотим ее убить; а ты где хочешь, там и возьми жену».
Говоря это, они рассчитывали, что Владимир скорей уйдет из Галича, чем расстанется с женой, и не ошиблись. Опасаясь, чтобы любимую им женщину не постигла участь сожженной Настасьи, Владимир, собрав много золота, ушел со своей попадьей и дружиной в Венгрию. Роман же вошел в Галич.
Между тем, Владимир, прибыв в Венгрию, обратился за помощью к королю Беле Третьему, и тот скоро подошел со своими полками к Галичу. Тогда Роман, не имея средств ему сопротивляться, должен был уйти назад к себе на Волынь. Но, к удивлению Владимира, король Бела после этого не вернул ему Галицкого стола, а нашел самым выгодным отдать эти города своему сыну Андрею. Владимир же был приведен назад в Венгрию, где у него было отобрано все имение, а сам он посажен в башню.
Вместе с тем, чтобы упрочить положение своего сына Андрея в Галиче, Бела оставил ему значительный отряд войск, уведя с собой заложниками сыновей и братьев лучших бояр.
Галичане были, разумеется, недовольны, что ими завладел чужеземный князь.
Скоро все стали вспоминать о полоненном Владимире, и вот, в 1190 году, пронесся слух, что он спасся из неволи. Это оказалось правдой.
Изрезав на куски полотно шатра, который был поставлен наверху его башни, Владимир благополучно спустился с нее и при посредстве двух подкупленных сторожей бежал в Германию, к императору Фридриху Барбароссе. Последний обещал ему свою помощь за две тысячи гривен серебра ежегодно, и отправил приказание Польскому князю Казимиру, бывшему у Германского императора в зависимости, помочь Владимиру. Казимир послушался, дал ему войска, и скоро Галичане изгнали Венгров и с радостью вышли навстречу своему «дедичу», которого провозгласили князем.
Севши в Галиче, чтобы обеспечить свое положение от дальнейших притязаний на него как иноземцев, так и Южно-Русских князей, Владимир тотчас же отдался под сильную руку своего дяди Всеволода Юрьевича Суздальского. Снисходя на эту просьбу, Всеволод Юрьевич отправил послов ко всем Русским князьям и в Польшу и взял от них присягу не искать Галича под племянником.
После этого Владимир мог спокойно сидеть до самой смерти на своем столе.
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер