В 1187 году скончался Ярослав Осмомысл Галицкий. Смерть его имела весьма важные следствия. Княжество Галицкое, приведенное долголетним и мудрым правлением Ярослава в блестящее состояние, занимало самую западную окраину Русской Земли, простираясь большею своею частью вдоль течений рек Днестра, Серета и Прута.
Этот богатый и благословенный по природе край непосредственно граничил одной своей стороной с Венгрией, а другой — с Польшей, и в нем, в значительной степени, отражалось влияние тех порядков, которые были в этих двух государствах. Порядки же в Польше и Венгрии были совершенно одинаковы с порядками, имевшими место в те времена во всех других западных государствах Европы, где власть королей была значительно ограничена высшим рыцарским сословием.
Также и в Галиче — наряду с князем было весьма сильное и своевольное боярство, которое иногда заставляло даже такого выдающегося человека как Ярослав — подчиняться своей воле. Это сказалось и на его семейных делах.
Он плохо жил со своей женой Ольгой, дочерью Юрия Долгорукого, от которой имел сына и дочь. Отослав Ольгу Юрьевну от себя, Ярослав женился на какой-то Настасье, от которой имел сына Олега.
Но этот брак не понравился боярам. Тогда они сожгли несчастную Настасью на костре и заставили Ярослава вернуть к себе Ольгу Юрьевну.
Не любя ее и зная, что его сын от нее — Владимир, человек праздный и легкомысленный, неспособен к правлению, Ярослав Осмомысл, чувствуя приближение смерти, собрал всех своих бояр и в присутствии духовенства заставил их присягнуть своему младшему сыну — Олегу Настасьичу, которому приказал свой Галицкий стол. Владимиру же завещал только город Перемышль. После этого, он покаялся в своих грехах, роздал нищим огромные богатства и скончался, искренно оплакиваемый народом, как мудрый, славный, богобоязненный и честный князь.
Но, разумеется, бояре после смерти Ярослава и не думали исполнить его волю, а тотчас же изгнали Олега Настасьича и посадили на его место Владимира. Этот последний, очутившись Галицким князем, дал полную волю своим порочным и буйным наклонностям. Он бросил свою жену и женился на какой-то попадье, от которой прижил двух детей.
На радио «Вера» вы слушаете книгу Александра Дмитриевича НечволОдова «Сказания о Русской земле».
Скоро Галицкие бояре убедились, что покойный Осмомысл был прав, и с Владимиром им будет жить трудно, тем более, что он отличался большим самовластием.
В это время в соседней с Галичем Земле, — на Владимир-Волынском столе, сидел замечательный князь. Это был Роман Мстиславович. Свое детство Роман провел при дворе Польского князя Казимира. Он получил самое широкое образование и рано познакомился со всеми сложными порядками и отношениями, царившими как в Русской Земле, так и в Польше и в Венгрии.
Будучи женатым на дочери Рюрика Ростиславовича, Роман имел от нее дочь, которую выдал за сына легкомысленного Владимира, вокняжившегося в Галиче.
Видя, что против Владимира в Галиче растет неудовольствие, предприимчивый Роман решил воспользоваться обстоятельствами. Для этого он вошел в соглашение с частью влиятельных Галицких бояр и стал их подговаривать помочь ему сесть на место Владимира. Не надеясь на удачу открытого общего восстания против своего князя, ловкие друзья Романа придумали другое средство освободиться от Владимира. «Князь! мы на тебя не встали», — послали они сказать ему, — «но не хотим кланяться попадье, хотим ее убить; а ты где хочешь, там и возьми жену».
Говоря это, они рассчитывали, что Владимир скорей уйдет из Галича, чем расстанется с женой, и не ошиблись. Опасаясь, чтобы любимую им женщину не постигла участь сожженной Настасьи, Владимир, собрав много золота, ушел со своей попадьей и дружиной в Венгрию. Роман же вошел в Галич.
Между тем, Владимир, прибыв в Венгрию, обратился за помощью к королю Беле Третьему, и тот скоро подошел со своими полками к Галичу. Тогда Роман, не имея средств ему сопротивляться, должен был уйти назад к себе на Волынь. Но, к удивлению Владимира, король Бела после этого не вернул ему Галицкого стола, а нашел самым выгодным отдать эти города своему сыну Андрею. Владимир же был приведен назад в Венгрию, где у него было отобрано все имение, а сам он посажен в башню.
Вместе с тем, чтобы упрочить положение своего сына Андрея в Галиче, Бела оставил ему значительный отряд войск, уведя с собой заложниками сыновей и братьев лучших бояр.
Галичане были, разумеется, недовольны, что ими завладел чужеземный князь.
Скоро все стали вспоминать о полоненном Владимире, и вот, в 1190 году, пронесся слух, что он спасся из неволи. Это оказалось правдой.
Изрезав на куски полотно шатра, который был поставлен наверху его башни, Владимир благополучно спустился с нее и при посредстве двух подкупленных сторожей бежал в Германию, к императору Фридриху Барбароссе. Последний обещал ему свою помощь за две тысячи гривен серебра ежегодно, и отправил приказание Польскому князю Казимиру, бывшему у Германского императора в зависимости, помочь Владимиру. Казимир послушался, дал ему войска, и скоро Галичане изгнали Венгров и с радостью вышли навстречу своему «дедичу», которого провозгласили князем.
Севши в Галиче, чтобы обеспечить свое положение от дальнейших притязаний на него как иноземцев, так и Южно-Русских князей, Владимир тотчас же отдался под сильную руку своего дяди Всеволода Юрьевича Суздальского. Снисходя на эту просьбу, Всеволод Юрьевич отправил послов ко всем Русским князьям и в Польшу и взял от них присягу не искать Галича под племянником.
После этого Владимир мог спокойно сидеть до самой смерти на своем столе.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.