Юрий Долгорукий был еще ребенком посажен в Ростово-Суздальской Земле отцом своим Мономахом, который сдал его на руки дядьке-кормильцу — боярину Юрию Шимоновичу. Этот дядька-кормилец, за малолетством Юрия, был действительно управителем Суздальской Земли, а впоследствии, когда юный князь возмужал и Шимонович стал его тысяцким.
Земля эта лежит в Залеской стороне, за большими лесами страны Вятичей, известными также под именем «Брынских лесов», через которые, согласно былинного сказания, мог проезжать напрямик, во времена святого Владимира, один только Илья Муромец.
Залеская сторона занимает угол между течением верхней Волги и Оки и ограничивается по северной стороне — Волгой с притоками. В ней с незапамятных времен жили Финские племена — Меря, Мурома и Весь, которые, еще до призвания первых князей в 862 году, стали покоряться приходившим с Запада Славянами, основавшим древнейшие города — Суздаль, Ростов и Белоозеро. Земля эта была лесная и, в известном смысле, глухая, совсем удаленная от беспокойного поприща ежедневной войны, которая происходила вокруг Киева. Почва ее не отличалась особым плодородием, но зато страну эту перерезывало множество речных путей, удобных для развития торговли. Жители же ее издревле славились как искусные каменщики, плотники и землепашцы.
В двенадцатом веке Суздальская Земля стала заметно оживляться и заселяться. Причинами этого были — постоянные княжеские усобицы и Половецкие нашествия, разорявшие жителей Киевской Руси, вследствие чего население стремилось уходить оттуда подальше и двигалось в Суздальский край. В этом крае новые пришельцы, смешавшись со старинными его обитателями, дали начало Великорусскому племени, получившему впоследствии столь большое значение в жизни Руси.
На заселение Суздальской Земли и прилагали все свои усилия Юрий Долгорукий с дядькой-кормильцем Шимоновичем. Эти поселенцы делались или хлебопашцами, или же начинали заниматься торговлею, ремеслами и другими промыслами в городах, как в старых — Ростове и Суздале, так особенно и в возникавших новых, где они составили многочисленное посадское сословие.
Приходя в новую сторону из Киевской Руси и устраиваясь на новых местах, поселенцы приносили с собой и свои родные названия, почему в Суздальской стороне многие города получили Южно-Русские наименования: Переславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич...
Усердно строя города и церкви, Юрий Долгорукий и Шимонович тоже старались подражать во всем Южно-Русским храмам. Как в Ростове, так и в Суздале создавались церкви, совершенно подобные Киево-Печерской…
Это желание перенести на новые места родные названия и строить на них храмы Божии по точному подобию тех, близ которых находятся на прежней Родине могилы отцов, указывает, конечно, на горячую любовь Русского человека к своей родной Земле.
Отсюда понятно, почему и Юрий Долгорукий, ревностно устраивая свой далекий и покойный от княжеских усобиц Суздальский край, был горячо предан и своей искони родной Земле, беспокойной Киевской Руси.
Упорная борьба Юрия за Киевское старшинство имела великое значение и для Суздальской Земли, так как, только добившись старшинства на Руси для себя и для детей, Юрий мог рассчитывать, что и их Суздальский край получит могущество и силу, а не превратится в глухой и заброшенный угол, как соседняя Рязано-Муромская Земля.
Наконец, Суздальская Земля соприкасалась своими границами и с Землями беспокойного Господина Великого Новгорода, и Юрию, чтобы влиять на Новгород, необходимо было также иметь значение и в судьбах Киевской Руси. Вот причины, почему он, помимо может быть личной неприязни, не мог допустить княжения Изяслава Мстиславовича в Киеве.
Впрочем, первым, с кем пришлось столкнуться Изяславу Мстиславовичу, тотчас по занятии старшего стола, был дядя Вячеслав Владимирович. Идя на Киев, Изяслав первоначально объявил, что он хочет добыть его для Вячеслава, старшего в роде Мономаховичей. Но Киевляне отнюдь не хотели иметь вместо Игоря слабого Вячеслава, а желали только Изяслава, о чем прямо и заявили ему. Он должен был подчиниться этому, но, разумеется, бояре Вячеслава, рассчитывавшие перейти вместе с ним в Киев, не могли быть довольны таким поворотом дела.
Вячеслав, узнав, что племянник занял Киев, стал тотчас же распоряжаться как старший: захватил города, отнятые у него Всеволодом Ольговичем, а также и Владимир-Волынский. Но Изяслав быстро показал дяде Вячеславу, кто из них старший. Он послал брата своего взять у него Туров и схватить в нем людей, влиявших на Вячеслава. Последний, видя такие решительные действия со стороны племянника, скоро успокоился.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.