Иногда в семейной жизни случаются ситуации, когда близкому человеку угрожает серьёзная опасность. Далеко не все готовы спокойно смотреть в лицо этой опасности, нередко муж или жена могут даже сбежать, бросив семью или супруга, чтобы они сами справлялись с неприятностями. Однако Кассандра, жена Дмитрия Кантемира, не только не покинула мужа в трудную минуту, но и всеми силами старалась его поддержать.
Дмитрий был младшим сыном молдавского правителя Константина Кантемира и представителем Молдавского княжества в Османской империи. Его избранницей стала красавица Кассандра из греческого рода Кантакузен, происходящего, как считалось, от византийских императоров. С первых дней брака Кассандра поняла, что она вышла замуж за сложного человека, прекрасно умевшего скрывать свои мысли. Дмитрий научился этому, когда долгое время был заложником у своих врагов, турок. Однако он мог таиться от кого угодно, но только не от жены, унаследовавшей проницательность своих венценосных предков.
Кассандра любила и ценила мужа, его ум и дипломатические способности. Благодаря нежной заботе и внимательности к Дмитрию она моментально улавливала все перемены его настроения, замечала даже такие мимолётные жесты и оговорки, которые для любого другого человека не значили бы ничего. Кассандра знала, когда мужа, рассерженного из-за политической неудачи, нужно успокоить чашкой кофе, а когда, расстроенного невыгодным соглашением, крепко обнять. Защита интересов родины требовала у Кантемира столько сил, что иногда он был готов махнуть рукой и сдаться, его удерживала только Кассандра. И общество жены постепенно стало для Дмитрия важнее, чем какое-либо иное. Он доверял жене самые потаённые мысли, делился с ней успехами и провалами. Не смог он скрыть от неё и своих планов по возвращению Молдавскому княжеству независимости от Османской империи.
К тому времени как замыслы Кантемира начали осуществляться, Кассандра родила ему пятерых сыновей и двух дочерей. Она, как никто, понимала, какая опасность грозит её семье, если Дмитрий потерпит неудачу. Не приходилось даже сомневаться в том, что турки, узнав о предательстве, потребуют казни Кантемира. Об участи его жены и детей оставалось только догадываться. Имея богатых и влиятельных родственников в Греции, Кассандра могла бы сбежать от мужа, чтобы гнев турок пал на него одного. Но она настолько сильно любила Дмитрия, что такая мысль была для неё невозможной. Кассандра решила, что не покинет своего мужа, даже если ей будут угрожать смертью.
И вот, наконец, Кантемир добился того, чтобы в 1710 году турки назначили его правителем Молдавского княжества. Турки надеялись на его помощь в войне с Россией, но вместо этого Дмитрий тайно заключил союз с Петром Первым. Однако русская армия потерпела поражение, и турки потребовали выдать им Кантемира.
Дмитрий, внешне совершенно спокойный, внутри был на грани срыва. Но кто бы знал, как в эти дни было тяжело Кассандре! Она каждую минуту молилась о том, чтобы её не лишили горячо любимого мужа, а семерых детей – отца. Иногда она даже не могла есть от волнения за Дмитрия, и всё же находила в себе силы удерживать его от опрометчивых поступков, которые в таком положении может совершить любой человек. Благодаря неустанной заботе жены Кантемир смог выдержать это трудное время. Наградой супругам стало сообщение о том, что Петр Первый скорее уступит туркам всю землю вплоть до Курска, чем выдаст человека, который пожертвовал ради него своим достоянием.
В 1712 году Кантемир навсегда уехал из Молдавского княжества в Россию, забрав с собой семью. Кассандра вместе с мужем переживала из-за того, что он больше не увидит родину, но в то же время радовалась, что они живы и у них будет новый дом. К сожалению, трудности, которые в те дни пережила Кассандра, отразились на её здоровье, и через год она умерла от болезни. Дмитрий Кантемир никогда не забывал любимую и самоотверженную жену, которая не пожалела себя, чтобы поддержать мужа. По его завещанию он был похоронен вместе с Кассандрой в Николо-греческом монастыре – одном из древнейших в Москве.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.