Наверное, каждому знакома Евангельская притча о человеке, который закопал свой талант в землю. В жизни многим из нас часто приходиться поступать похожим образом – например, заниматься делом, к которому не очень-то лежит душа, только из-за возможности неплохо заработать. Как определить для себя верные ориентиры в условиях необходимости трудиться ради хлеба насущного, должна ли работа приносить радость, а главное – как привести желание хорошо зарабатывать в соответствие с христианскими идеалами? На эти, и многие другие не менее острые вопросы, решили поразмышлять в издательстве Никея, и выпустили книгу «Благословенный труд. Карьера, успешность и вера». В ней два известных священнослужителя и публициста – протоиерей Андрей Лоргус и протоиерей Максим Первозванский размышляют о работе, призвании, амбициях и богатстве в современных условиях и Евангельском контексте.
С тех самых пор, как Бог завещал Адаму «в поте лица есть хлеб свой», человечество оказалось перед необходимостью трудиться ради пропитания. Не утратил актуальности этот принцип и в новозаветные времена – достаточно вспомнить ставшее «крылатым» предостережение Апостола Павла: «кто не работает, то пусть и не ест». Однако в реалиях двадцать первого века и победившего капитализма всё оказывается немного сложнее. Поэтому, когда на повестке дня встаёт вопрос о приобретении второй машины или новой квартиры, - чтобы лучше понять, не противоречит ли это заповедям Христа, авторы книги «Благословенный труд. Карьера, успешность и вера» настоятельно советуют честно ответить на несколько простых вопросов. Пополнившееся семейство перестало умещаться в «однушке»? Тогда, безусловно, новая квартира необходима. А может быть, просто хочется «переплюнуть» соседа или приятеля? И здесь ответ очевиден.
Книга выдержана в ставшем уже фирменным для издательства «Никея» стиле «разговора по душам», когда читатель легко и органично включается в беседу и становится её активным участником, а не сторонним наблюдателем. Глубже погрузиться в обсуждаемые темы позволяют подходящие по смыслу цитаты из классики и высказывания известных людей. Библейские тексты, на которые опираются в своих суждениях авторы, тоже цитируются, и ярко иллюстрируют сказанное. Но главное, с их помощью читатель сможет сделать собственные выводы, наметить ориентиры и решить лично для себя, что важнее: статус или возможность заботиться о ближних, боязнь уронить себя в чьих-то глазах или жить, следуя призванию и таланту. И понять, чего порой недостаёт, чтобы «работа пуще неволи» превратилась в «Благословенный труд».
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.