«Сеятель добра и знаний» - так аттестовали Дмитрия Тихомирова те, кто имел счастье с ним общаться. Дмитрий Иванович не мог похвалиться дворянским происхождением, миллионным состоянием. Всё, чего он достиг – и положение и обеспеченная жизнь – было следствием вдохновенного труда на ниве народного просвещения.
Дмитрий родился в селе Рождествено Костромской губернии в семье священника. С восьми лет помогал отцу во время богослужений. Тихомиров-старший мечтал, что Митя продолжит его дело и отдал сына в духовное училище. Предполагалось, что после его окончания Дмитрий поступит в семинарию, а потом в Академию. Но денег на образование не было, и мальчик оказался в ярославской Военной школе, где учился бесплатно. Оттуда его, как лучшего воспитанника перевели в петербургские учительские классы, а затем в Военную учительскую семинарию Москвы. О годах, проведённых там, Тихомиров всегда вспоминал с теплотой, ведь именно тогда он понял, что его призвание – педагогика. Трудиться Дмитрий умел и любил, первое время он учительствовал сразу в четырёх школах. Причём одну из них – для рабочих при фабрике Михайлова – Тихомиров с друзьями открыл сам. Это была первая в Москве вечерняя школа.
Карьера быстро шла в гору. Дмитрия Ивановича направили в московский Комитет грамотности. Тихомиров устраивал общедоступные лекции известных профессоров и писателей. Инспектировал фабричные школы, школы московского Благотворительного общества.
Вместе со своей женой Дмитрий Иванович открыл семейное дело – «Учебный магазин начальных школ». Прекрасные детские книги, а Тихомиров уговаривал писать лучших русских литераторов, стоили сущие копейки и расходились миллионными тиражами. Дмитрий Иванович стал богатым человеком. Он приобрёл в собственность старейший журнал «Детское чтение» и издавал его под новым названием «Юная Россия».
Детская литература была особой любовью Тихомирова. Он написал и за свой счёт издал «Букварь для народных школ». Книга имела невероятный успех. Её переиздавали 161 раз. Окрылённый Дмитрий Иванович продолжил писать для детей. Его перу принадлежат «Азбука православия», «Книга для церковно-славянского чтения», «Из истории родной земли» и самая известная в народных школах хрестоматия «Вешние всходы».
В 1900 году Тихомирова избрали гласным городской думы. Он выполнял депутатские полномочия девять лет. Всё это время активно занимался общественной работой и благотворительными проектами. Вложил двести тысяч рублей в строительство здания Педагогических курсов московского общества воспитательниц и учительниц. В родном селе Рождествено открыл больницу и двухэтажную школу, пожертвовав на их возведение 55 000 рублей. В школе, хоть она и появилась в далёком 1909 году, до сих пор учатся дети.
Тихомиров не жалел средств, чтобы помогать тем, кто имел отношение к просвещению. О заслугах Дмитрия Ивановича знали не только в России, но и за границей. В начале 20-ого века за свою подвижническую деятельность он получил на Всемирной выставке в Париже золотую медаль. Когда Тихомиров умер, проводить его на Новодевичье кладбище пришла практически вся Москва. У могилы прозвучали искренние стихи, посвящённые памяти педагога, просветителя и очень доброго человека:
Не забудет Русь родная
Светлых подвигов твоих,-
Будет жить, не умирая,
Память вечная о них.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 265 зач., II, 9-14
Комментирует священник Антоний Борисов.
Даже самое радостное и благородное служение не обходится без приложения усилий. Во всяком случае, так обстояло дело со служением апостольским. Ученикам Христовым пришлось преодолеть множество трудностей, исполняя возложенную на них миссию — проповедовать Евангелие всему миру. Доказательство этому мы можем найти в отрывке из второй главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.
10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие,- каково оно есть по истине,- которое и действует в вас, верующих.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
Апостол Павел, автор прозвучавших строк, был не только самым настоящим интеллектуалом и блестящим ритором. Павел никогда не чурался физического труда. Более того, был к нему приучен и с удовольствием осваивал различные ремёсла. Во время пребывания в греческом городе Коринфе Павел, например, изучил профессию мастера-изготовителя особых корабельных палаток. То есть шатров или тентов, которыми закрывали палубы, чтобы солнце или дождь не повредили ценные товары.
В прозвучавшем отрывке из первого послания к христианам города Фессалоники апостол объясняет, для чего ему понадобилось трудиться руками. В течение всего времени пребывания в городе Павел, не желая никого отягощать, зарабатывал себе на хлеб сам, усердно трудясь в вечернее и ночное время, чтобы днём проповедовать Евангелие Христово. Апостол, на первый взгляд, шёл наперекор собственным принципам. Ведь в других своих текстах он отстаивает право христианского проповедника жить за счёт пожертвований. Но проявляя подобную милость к иным, к себе Павел, как кажется, относился строго. Или даже сурово.
Апостол учитывал следующее обстоятельство. Ему первому выпала ответственность проповедовать на европейском континенте в условиях языческого большинства. И эта новая паства часто руководствовалась требованиями, которые предъявлялись к античным мыслителям и философам, совмещавшим свою наставническую деятельность с каким-либо ремеслом. Павлу, надо сказать, подобное соединение духовного и бытового не было в тягость. Ведь ветхозаветный раввин, которым Павел до обращения в христианство являлся, обязан был владеть какой-то профессией, чтобы ни от кого в материальном плане не зависеть.
Давало ли всё перечисленное Павлу почву для самолюбования? Вовсе нет. И упоминает апостол о своих трудах по одной единственной причине. Ссылаясь на собственный опыт, опыт ближайшего ученика Христова по духу, Павел призывает своих читателей думать не только о своих нуждах, но и о том, как наши поступки, образ жизни влияют на окружающих. И настоящий христианин, с точки зрения апостола, не должен никого утруждать, жить за чей-либо счёт тогда, когда вполне сам может заработать себе на кусок хлеба.
Надо сказать, что избранная Павлом тактика принесла добрые результаты. Фессалоникийцы, увидев нестяжательность апостола, отсутствие в его проповеди какой-либо меркантильной составляющей, стали принимать крещение, вошли в состав нового народа Божия — Церкви Христовой. Эти люди приняли проповедь Павла не как слово человеческое, а как слово Божие. Потому что видели и ещё одну вещь — как горит огонь веры в сердце проповедника Христова. Как он сам пылает удивительным духовным счастьем и готов окружающих одарить этим согревающим и животворящим пламенем благодати Святого Духа.
Прозвучавшие строки из первого послания апостола Павла к фессалоникийцам учат нас тому, как важно соединить правую веру с правым делом. Чтобы не только на словах, но и на практике, каждый день жизни, соответствовать высокому званию православного христианина. Да. Подобное невозможно без усердного ежедневного труда. Но результат точно превзойдёт все ожидания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь семьям, живущим в прифронтовых населённых пунктах
Фонд «Ясное дело» опекает семьи и одиноких пожилых людей в Луганской Народной Республике. Регулярно собирает помощь и отвозит тем, кто в ней нуждается. Чаще всего это продукты и вещи.
Сегодня поддержки фонда ждут несколько семей, чьи населённые пункты находятся неподалёку от зоны боевых действий. В таких опасных условиях, часто без воды, электричества и связи люди всё равно продолжают жить — воспитывают детей, занимаются хозяйством, работают и заботятся друг о друге. Они не могут отсюда уехать по разным причинам.
Бабушка Тамара Ивановна — одна из подопечных проекта «Ясное дело». Она растит двух внучек и внука — их родители погибли. Вместе с ребятами женщина разбила небольшой огород и завела кур, за счёт этого маленького хозяйства семья выживает. Сейчас бабушке и внукам не хватает самого элементарного — еды, тёплой одежды и постельного белья.
Ещё один подопечный фонда — 5-летний Богдан. Мальчик тяжело болен и не может самостоятельно ходить. Он нуждается в специальных памперсах, которые здесь, в прифронтовой зоне, достать невозможно. Родители стараются обходиться подручными средствами, но это сложно. Кроме того, мальчику необходима качественная медицинская помощь.
Сейчас на сайте фонда «Ясное дело» открыт сбор для помощи нескольким семьям из Луганской Народной Республики. Им нужны продукты, вещи, лекарства, средства ухода и многое другое. Чтобы узнать об этом больше и поддержать тех, кто оказался в беде, переходите на сайт фонда, в раздел «Срочная помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Отношение к ближним в творчестве Л.Н.Толстого». Максим Калинин
У нас в студии был филолог, переводчик, специалист по сирийским святым Максим Калинин.
Разговор шел о взглядах Льва Николаевича Толстого на то, каким должно быть отношение человека к ближним, как это отражено в его рассказе «Хозяин и работник», а также мы размышляли, как могло бы измениться мировоззрение Толстого, если бы он был знаком с творениями сирийских святых отцов, в частности Исаака Сирина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер