Второе послание апостола Павла к Коринфянам. Глава 5, стихи 1-10.
Первый век по Рождестве Христовом. Стараниями учеников Иисуса Христа, апостолов, христианство активно распространяется по городам Римской империи. Повсеместно возникают христианские общины. Особое место среди них сразу занимает сообшество христиан города Коринф. Коринф являлся одним из наиболее развитых и благополучных в плане финанского достатка городов Римской империи. Все потому, что находился на пересечении сухопутных и в особенности морских торговых путей. Вместе с тем Коринф, как любой портовое поселение, считался местом порочным и распутным. Однако, несмотря на закрепившуюся за ним репутацию, Коринф искренне принял проповедь апостола Павла. И в результате уже в первом веке коринфская община христиан превратилась в одну из крупнейших в этом регионе империи. Апостол Павел не только дважды посещал Коринф, но и написал местным христианам два обширных послания. В них он укреплял коринфян в христианской вере, а во Втором послании также предостерегал христиан Коринфа от возможных искушений- в частности, от неверия в воскресение мертвых и суд Бога в конце времен.
5.1 Братья, мы знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. 5.2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; 5.3 только бы нам и одетым не оказаться нагими. 5.4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. 5.5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
Коринфская община христиан частично состояла из евреев, а частично из бывших язычников. Последние под влиянием прежних религиозных убеждений чурались своего тела. В духе античных философов они полагали, что тело - темница для души и со смертью тела душа получает долгожданную свободу. Апостол Павел призывает коринфян не обманываться – человек создан Богом, а потому все в нем устроено по замыслу Бога. Презирать тело – это грех. А потому человек должен чураться не своего тела, а грехов, которые при помощи тела совершает. Земная жизнь, которую мы проводим в теле, для Павла время проверки для нашей веры и время борьбы с грехом и дьяволом. Ее, эту жизнь, нужно провести достойно, используя, и тело в том числе, для совершения добрых дел. Во почему он продолжает:
5.6 Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа. 5.7 ибо мы ходим верою, а не видением,– 5.8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. 5.9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; 5.10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.
Апостол Павел прямо говорит коринфянам, что всех людей ждет воскресение в конце существования этого мира. Христос придет во второй раз и состоится суд, на котором все люди, вновь обретя тела, узнают свою участь - быть с Богом в Его Царстве или находиться в месте без Бога, месте скорби - аду. Павел подчеркивает, что еще здесь на земле можно понять свое посмертное будущее. Добрый христианин, живущий по заповедям и совести, уже в этой жизни ощущает радость от пребывания с Богом. Человека, живущего во грехе уже здесь, на земле, мучают тоска и скорбь. Душевное состояние является признаком того, что не Бог, а сам человек определяет свою участь. Суд Христа в конце времен – скорее не вердикт, а только итоговая оценка жизни человека - как он прожил свою жизнь - в Боге или во грехе. Человек, строивший земное существование на основании заповедей Христа и чистой совести, сможет безбоязненно встретиться со Христом, воскреснув в конце времен. Человека с нечистой совестью эта встреча будет страшить. Впрочем, пока земная жизнь продолжается каждый с помощью Божией имеет возможность изменить к лучшему свою будущую участь.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема