Часто ли мы используем преувеличения и почему - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Часто ли мы используем преувеличения и почему

Часто ли мы используем преувеличения и почему
Поделиться Поделиться
Иллюстрация к выпуску программы «Сила слова»

«Я любил, как 40 тысяч братьев уже не любят», — говорит герой шекспировской трагедии Гамлет. Здесь великий классик использует специальный приём, который называется преувеличение, или гипербола. С помощью такого оборота речи делается акцент на каком-либо свойстве предмета, ему придаётся эмоциональная значимость. Часто мы используем гиперболу, даже не замечая, настолько она вошла в наш обиход. Например, «голоден, как волк». «пот катился градом», «волосы дыбом», «я устал, как лошадь», «от радости ноги сами пляшут».

В литературе это распространенный приём, которым, к примеру, часто пользовался Николай Васильевич Гоголь. Хлестаков из комедии «Ревизор» хвастается, что он — важная персона и у него, цитата — «35 тысяч одних курьеров».

Использует гиперболу и поэт Владимир Маяковский: «В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето». Или «что за лошадь, что за конь, горячее, чем огонь».

В фольклоре преувеличение часто встречается в описаниях. B былинe «Микула Селянинович» говорится: «Борозды кладёт как рвы глубокие, из земли дубы вывёртывает, камни-валуны в сторону отбрасывает».

Встречается гипербола и в Писании. В Евангелии от Матфея Христос говорит о фарисеях: «Вожди слепые! Оцеживаете комара, а верблюда поглощаете!» Данное преувеличение помогает глубже понять духовный смысл сказанного Господом.

Гипербола — не только книжный приём, она украшает беседу, делает её яркой и интересной. Без этого наша речь превратилась бы в сухое перечисление фактов, потеряла бы изюминку. «У меня миллион причин, чтобы поблагодарить тебя». «От твоих слов у меня гора с плеч». Подобные обороты придают красочность высказыванию.

Однако гипербола хороша в меру. Постоянно преувеличивая, мы снижаем доверие к своим словам. Например: «У меня катастрофа!» — восклицает друг, а на самом деле просто разрядился телефон.

Да, преувеличение — отличный творческий инструмент, который обогащает нашу речь. Однако стоит помнить, что гипербола — как специи в блюде: щепотка улучшает вкус, а горсть может испортить аппетит.


Все выпуски программы: Сила слова

Мы в соцсетях

Также рекомендуем