Просветитель Якутии — так называли современники Прокопия Нестеровича Сокольникова, первого дипломированного врача-выходца из коренных народов Сибири, коллежского советника, кавалера орденов Святого Станислава и Святой Анны, которыми был награждён за многолетнюю самоотверженную медицинскую и просветительскую деятельность.
Прокопий Сокольников родился в 1865 году на далёкой окраине Российской империи — в Таттинском улусе Якутской губернии. Улусами в Якутии по сей день называются административные районы. Однако в те годы это были, по сути, стоянки коренных сибирских народов. Якутия в то время представляла собой малоисследованный, отдалённый от благ цивилизации регион. Ни качественное образование, ни квалифицированная медицинская помощь коренным жителям были недоступны. В Якутию ссылали на каторгу преступников — и этим, пожалуй, многое сказано.
Сложно при таких обстоятельствах выбиться в люди. Но у Прокопия была мечта — он с детства хотел лечить людей. Как-то раз в улусе, где жил мальчик, появился ссыльный медик. От него мальчик и узнал о профессии врача. И решил выучиться, а потом построить в родных местах больницу. Отец Прокопия смог устроить сына в одно из немногих учебных заведений поблизости — четырёхклассное училище в посёлке Чурапча. Университетов в Якутии не было. Поэтому учиться дальше Сокольников отправился в Томск. Там он окончил гимназию. А потом, в 1891-м, поступил на медицинский факультет томского университета — первого и единственного на тот момент высшего учебного заведения в Сибири.
В 1896 году на каникулах старшекурсник Прокопий Сокольников поехал в Нижний Новгород — на Всероссийскую промышленно-художественную выставку. Её Сибирским отделом заведовал исследователь Пётр Семёнов-Тян-Шанский. Прокопий познакомился со знаменитым путешественником. Рассказал ему о своих планах стать доктором, развивать профессиональную медицину у себя на родине. Тян-Шанскому понравился целеустремлённый сибиряк. И он устроил Сокольникову... перевод из Томска в Московский государственный Императорский университет! Парень из якутского улуса учился у светил медицины — Сеченова, Филатова, Склифосовского. В 1898 году Прокопий Сокольников получил диплом врача и вернулся домой, в Якутию. Его назначили в посёлок Чурапчу, главным лекарем 4-го врачебного участка Якутского округа. Впрочем, это было, безо всякого преувеличения, только одно название: ни помещения, ни персонала, ни оборудования, ни медикаментов. Однако вскоре, благодаря упорству Прокопия Нестеровича, местные власти выделили кое-какие средства, и два старых, аварийных деревянных здания. Сокольников организовал ремонт, закупил всё необходимое. И через 9 месяцев в Чурапче заработала лечебница с аптекой, амбулаторией и стационаром на 5 коек. Пациенты стали приезжать к нему из самых отдалённых уголков. И очень удивлялись, когда обнаруживали, что «московский доктор», как называли Сокольникова в округе — коренной якут! Прокопий Нестерович и сам часто отправлялся к больным в труднодоступные районы. Выезжал на вызовы верхом на лошади. Лечил, принимал роды, проводил хирургические операции, боролся с эпидемиями. Бедных и неимущих — а таких среди его пациентов было, конечно, большинство — принимал бесплатно. Сокольников ратовал за распространение грамотности среди коренных народов Сибири. И принимал активное участие в образовательных проектах. Например, когда в 1908 году готовился к выпуску «Краткий русско-якутский словарь», Прокопий Нестерович составил для него главу «Некоторые якутские термины по медицине и анатомии».
Неутомимого доктора, спасшего множество жизней, самого постиг тяжёлый недуг. У Сокольникова обнаружилось онкологическое заболевание. Доктор скончался в декабре 1917 года. Он оставил о себе добрую память, которая живёт и сегодня: в Якутске перед зданием Городской больницы № 3 в 2015 году был установлен памятник Прокопию Нестеровичу Сокольникову — первому профессиональному врачу из коренных народов Якутии.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 141. Богослужебные чтения
Боязнь одиночества — по утверждению многих современных психологов — один из самых распространённых страхов сегодня. Чтобы не остаться один на один с самим собой, человек погружает себя в бесцельное блуждание по социальным сетям, блуждание по лабиринтам торговых центров, блуждание по пустым разговорам и не знающим конца и края сериалам — лишь бы не посмотреть туда, где кажется разверзлась страшная чёрная дыра — внутрь себя самого.
141-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, описывает как раз состояние человека, который не побоялся наедине честно посмотреть в самую сердцевину своей боли — давайте послушаем, что же он там увидел?
Псалом 141.
Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере.
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился;
2 излил пред Ним моление моё; печаль мою открыл Ему.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю́ мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.
4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище моё и часть моя на земле живых.
6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
Давид, спрятавшись в небольшой пещере перед лицом своих преследователей, оказывается в предельном одиночестве. Он — один, брошен всеми, его преследуют с целью убить. Он сидит в тесной и мрачной пещере, спрятавшись, чтобы не быть замеченным. Есть только он — и Бог, верность Которому Давид и сохраняет. Ему очень плохо, очень страшно, он находится на грани отчаяния. Всё — против него, все внешние обстоятельства жизни пытаются убедить его в том, что нет никакого Бога, или же Он навсегда от него отвернулся.
Но вместо того, чтобы обидеться и упиваться своей несчастностью, Давид идёт «внутрь» своей «чёрной дыры души» — и буквально выворачивает своё нутро наружу, наизнанку — превращая эту боль и страх в искренний вопль к Богу. Он не пытается «казаться хорошеньким», он не стесняется своей беспомощности и уязвимости, он не выставляет перед собой свои настоящие или мнимые добродетели. Он, словно ребёнок, кричит в уши Небесному Отцу: отче, папа, мне плохо, мне невыносимо плохо, я реально погибаю, куда Ты пропал? Я заждался Твоего появления, давай, не медли, пора Тебе уже активно включиться во всё происходящее!«
И вот мы подходим к самому главному. Зачем Давиду такая пронзительная молитва? Чего именно он хочет добиться? Может, прекращения скорбей? Наказания гонителей? Появления благ — и высоких, и простых, житейских? Но псалом показывает нам совершенно иную перспективу, которая только и имеет значение для Давида: слава Божия! Давид ждёт помощи свыше, которая для него важна не сама по себе, а именно как ещё одно подтверждение того, что Бог — рядом, что Он — славен, что Его обещания — не пустой звук!
Мне кажется, сегодняшний псалом — прекрасная «психотерапия» в миниатюре, к которой каждый может прибегнуть в любое время — а особенно тогда, когда душа свернулась от страха и боли и сама собой разворачиваться уже не хочет!..
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 305 зач., II, 2-10.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Конечно же, вы знаете смысл значения слова — «капитуляция». Возможно, вам также знаком однокоренной богословский термин — а именно «рекапитуляция». Именно вокруг этого понятия и идёт речь в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 2.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;
6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,
8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
«Капитуляция» и «рекапитуляция». Оба слова — вокруг одного и того же корня — caput — «глава», отсюда произошло capitulum — «пункт» или «главка», «раздел». В военном жаргоне Средневековья «capitulare» стало значить составить договор по пунктам (capitula), а потом — «сдаться на условиях». В античном понимании caput — не просто анатомическая «голова», а начало и принцип (ἀρχή). Капитуляция — потеря архэ, утрата ориентации. Рекапитуляция — возвращение к архэ, к первообразу. Учение святого Иринея Лионского о recapitulatio (ἀνακεφαλαίωσις) — одно из самых глубоких и влиятельных в раннехристианском богословии. Оно напрямую связано с только что прозвучавшим чтением. Recapitulatio переводится как «возглавление», «сведение во главу», или «собирание под одного главой». Священномученик Ириней пишет, что Христос возглавил в Себе всё творение — человека, историю, материю, время, саму природу.
Главная мысль Иринея звучит так: «Что не принято, то не исцелено». Христос принимает всё человеческое — от рождения до смерти — чтобы всё исцелить. Христос не просто отменяет грех — как можно было бы думать в юридической модели искупления — а воссоздаёт саму природу человека: «Христос, пройдя все возраста человеческой жизни, восстановил в Себе человека целостно — младенца, отрока, юношу, мужа — чтобы освятить все».
Но апостол Павел — а следом за ним и священномученик Ириней — не ограничивают плоды спасения, совершённого Христом, исключительно человечеством: они простираются на весь космос, на всё мироздание. Христос становится всеобъемлющим центром космоса, вокруг которого собирается всё, что было разорвано грехом. Другими словами, во Христе начинается процесс обновления всей твари, утратившей после греха Адама связь с первоисточником всего бытия — Богом.
И отсюда становятся понятными слова апостола, когда он говорит о Христе как о Том, Кому Бог «покорил всё под ноги Его»: «пересборка» всего бытия могла осуществиться только при непосредственном, внутреннем участии Бога — и прежде всего через полноценное погружение в страдание и саму смерть.
Вот каков Бог христиан — входящий в самую гущу человеческой жизни, не останавливающийся ни перед чем — ради того, чтобы каждому человеку дать реальную возможность осуществить изначальный Божественный замысел и через «пересборку» во Христе — Распятом и Воскресшем — вывести всё творение к славе возлюбленных детей Божиих!...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные поиски Александра Блока». Олег Скляров
У нас в студии был профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров.
Мы говорили о творчестве Александра Блока, о его духовных поисках и о том, как в его поэзии отразились кризис слома эпох и революции в России.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о «Серебряном веке» русской поэзии и его основных представителях.
Первая беседа с прот. Павлом Карташевым была посвящена общим особенностям «Серебряного века» (эфир 17.11.2025)
Вторая беседа с прот. Павлом Карташевым была посвящена известным поэтам «Серебряного века» (эфир 18.11.2025)
Третья беседа с Марией Савельевой была посвящена судьбе А. Блока (эфир 19.11.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер







