
Фото: Lorena Preda / Unsplash
В 1729 году при дворе Его Величества Императора Российского Петра Второго только и разговоров было, что о помолвке графини Натальи Борисовны Шереметевой и князя Ивана Алексеевича Долгорукова. Лишь одной мимолётной встречи на балу хватило, чтобы 22-летний Иван Долгоруков, ближайший друг юного царя, и 17-летняя Наташа Шереметева полюбили друг друга. Иван посватался к Наталье, и она с радостью согласилась стать его женой. В мемуарах, которые Наталья Долгорукова написала в конце жизни, она рассказала о чувствах к жениху: «Я почитала за великое благополучие его ко мне благосклонность; и я любила его очень, хотя и никакого знакомства прежде не имела, нежели он мне женихом стал». В канун Рождества 1729 года они обручились.
Сразу же после помолвки началась подготовка к пышной свадьбе. «Какая ты счастливая!, — говорили Наташе подруги. — Жених у тебя богатый, знатный, влиятельный!». Но не регалии будущего мужа привлекали девушку. «Полюбила я его за доброту, за чистосердечную любовь ко мне», — вспоминала Наталья. Незадолго до венчания, в январе 1730-го, Государство Российское потрясла горестная весть: от оспы скончался юный император Пётр Второй. Со смертью царя Иван Долгоруков в один миг потерял всё своё былое могущество. Взошедшая на трон императрица Анна Иоанновна его невзлюбила — она подозревала князя в претензиях на престол. Один за другим, от Ивана отвернулись те, кто ещё вчера клялся ему в верности. И невесту родственники убеждали девушку разорвать помолвку с опальным князем. Но Наташа оставалась непреклонной: «Я такому бессовестному совету согласиться не могла. Не имела такой привычки, чтоб сегодня любить одного, а завтра — другого. Честна ли совесть, когда он был велик, так я с радостью за него шла, а когда он стал несчастлив, отказать ему? Я готова была с ним хоть все земные пропасти пройти», — писала Наталья. 8 апреля 1730 года в Горенках — подмосковном имении Долгоруковых — опальный жених и верная ему невеста обвенчались в деревенской церкви.
Буквально через несколько дней после свадьбы вышел указ императрицы Анны Иоанновны — Долгоруким было покинуть императорский двор. По сути, это означало ссылку. Наталья с готовностью разделила участь супруга. Свой выбор она объясняла просто: «Мне казалось, что он для меня родился и я для него, и нам друг без друга жить нельзя». После коротких спешных сборов тронулись в путь. Долгоруковых привезли в село Берёзово на территории современного Ханты-Мансийского округа. По меркам 18 столетия это был край земли. Поселили в сыром бревенчатом сарае с земляным полом. Приставили круглосуточную охрану. Наталья убеждала мужа не отчаиваться, а положиться на Божью волю. «Истинная его ко мне любовь принудила дух свой стеснить и перестать плакать, и его подкреплять, чтоб он себя не сокрушил: он всего свету дороже был», — писала княгиня Долгорукова. В 1731-м году у Натальи и Ивана родился первенец — сын Михаил. Супруги постепенно свыклись с жестокими условиями ссылки, и жизнь пошла своим чередом. Но однажды князь бросил неосторожное слово об императрице Анне Иоанновне. Это услышала охрана. Донесли в Петербург. Ивана бросили в темницу — сырую землянку. Наталья по ночам, украдкой, когда никто не видел, носила мужу хлеб. А через несколько месяцев Ивана куда-то увезли. Наталья тогда ждала второго ребёнка, была на седьмом месяце беременности. В слезах она пыталась выведать у солдат, куда отправили её мужа. За такую дерзость её посадили в темницу. Там и появился на свет второй сын Долгоруковых — Дмитрий. Только спустя три года Наталья узнала, что супруг был казнён в Нижнем Новгороде. «Я всё в нём имела: и милостивого мужа, и отца, и учителя, и старателя о спасении моём; он всегда твердил о незлобии, чтоб никому зла не помнила», — вспоминала Наталья Борисовна. Она исполнила наказ супруга. В 1740-м году новая императрица-регент при малолетнем царе Иване VI-м, Анна Леопольдовна, разрешила княгине Долгоруковой вернуться в Москву. Наталья смиренно и тихо жила в Белокаменной, пока не выросли и не встали на ноги её сыновья. А в 1758 году уехала в Киев, и там, в Свято-Вознесенском Флоровском монастыре, приняла монашеский постриг с именем Нектария. Накануне пострига она написала воспоминания о своей жизни — «Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгоруковой». В них она признавалась: «Во всех злополучиях я была своему мужу товарищ. Во всех бедах никогда не жалела, что за него пошла. Благодарю Бога моего, что Он мне дал знать такого человека, которой стоил, чтоб мне за любовь жизнью своею заплатить, целый век странствовать и всякие беды сносить».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
9 декабря. О наставлениях Иннокентия Иркутского

Сегодня 9 декабря. В День памяти Святителя Иннокентия Иркутского, жившего в восемнадцатом веке.
О его наставлениях о терпении — священник Захарий Савельев.
Святитель Иннокентий Иркутский говорил: «Ободрение к терпению мы можем найти в мысли, что все скорби века сего временны, что они заменятся радостями нескончаемыми и что будет время, когда Господь навсегда отрёт слезы наших очей».
В этих словах святителя Иннокентия, наверное, видится весь смысл христианской жизни. Когда человек прибегает к Богу и спрашивает у Него помощи, и Господь, по слову святителя Иннокентия Иркутского и мысли святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, не оставляет ни одну нашу печаль без Своего внимания.
И более того, когда с нами случается несправедливость и горе, хоть они и попускаются Господом, но виновниками являемся мы сами. И Господь, на самом деле, в этой ситуации стремится человека утешить и спасти.
Но Его промысел, он бывает не замечаем на кратком промежутке времени, но когда перед человеком открывается весь потенциал его жизни, весь смысл и значение его существования, то и действия промысла Божия особенно заметны в этом долгом жизненном пути.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 декабря. О народе и первосвященниках

В 19-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его».
Об отношении ко Христу книжников и фарисеев — протоиерей Михаил Самохин.
Отношение к простым людям таких же людей, но чуть более образованных, знающих, всегда было хорошим маркером не состояния ума таких людей, а состояния их души. «Уверовал ли в Него кто из начальников или фарисеев? Но этот народ, невежда в законе, проклят Он», — так вопрошают о Христе и одновременно отзываются о простых людях члены иудейского синедриона.
Такой образ мыслей, такое настроение сердца делает людей порождениями ехидны, детьми дьявола и дьяволами. Неспособны они к покаянию, не способны усвоиться Богу, не способны наследовать спасение и блаженство, которое всемилосердный Бог даёт даром людям, сознающим свою греховность и врачующим её истинным покаянием. «Удел несчастных гордецов, преисполненных самомнения и плотского мудрования — вечная смерть», — такой жёсткий приговор произносит святитель Игнатий Брянчанинов безумным гордецам. Народ мешает этим людям. И главное, глядя на образ подобных слепых учителей, вовремя в себе самих заметить ростки гордости и самомнения, презрения к другим людям. Если нам начал мешать народ, если все люди вокруг не такие, значит, в нашу душу прокралась фарисейская закваска, от которой так предостерегал учеников сам Спаситель. «Не приведи нас, Господи, к такой духовной слепоте».
Все выпуски программы Актуальная тема
9 декабря. Об истории праздника Дня героев Отечества
Сегодня 9 декабря. День героев Отечества.
Об истории праздника — игумен Лука Степанов.
Праздник этот учреждён Екатериной II в 1769 году для кавалеров ордена в честь Георгия Победоносца. Эта георгиевская награда была высшей наградой за воинскую доблесть, за великие заслуги перед Отечеством на поле брани. И этот день был предназначен для оказания особого внимания, почестей и почившим героям, и тем, кто ещё продолжает свою земную жизнь.
Впоследствии этот праздник был расширен до чествования Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации. В 2007 году обновлено это торжество распоряжением президента, и, таким образом, для нас оно сегодня становится и исторически значимым, и смыслово содержательным почитанием всех тех героев России, которые и в былые времена, и в нынешние, не щадя своих жизней, жертвуя собой, показывали примеры замечательного героизма, храбрости, служили и служат Отечеству.
Все выпуски программы Актуальная тема











