
Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Схимонахиня Олимпиада Арзамасская (Ольга Васильевна Стригалёва) и её родители

Фото: Anastasia Kochemasova / Unsplash
В Костроме в конце 17 века жила благочестивая семья Стригалёвых. Супруги Василий и Параскева были людьми верующими, усердными к Божьему храму. В крепкой православной вере с детства воспитывали они и свою дочь Ольгу. Девочка с ранних лет всей душой полюбила молитвы, посты и церковные богослужения. И чем старше становилась, тем сильнее росло в её сердце желание посвятить свою жизнь Богу. Вместе с матерью Ольга не раз ездила в паломнические поездки по монастырям. Она чувствовала, что жизнь в обители, вдали от мира — её призвание. К 17 годам Ольга твёрдо решила стать монахиней.
Родители, между тем, хотели видеть её счастливой матерью большого семейства и намеревались как можно скорее выдать дочь замуж, присматривали ей достойного супруга. Они не ведали, что мысли девушки давно были далеки от богатого приданого и женихов. Поэтому однажды, после долгих раздумий и молитв, девушка решилась на тайный побег из дома. Ночью, когда отец и мать спали, Ольга написала прощальную записку: «Любезные мои родители! Я вручила себя Богу. Знаю любовь вашу ко мне, и прошу вашего прощения, родительского благословения и молитв». Потом тихонько вылезла через окошко на улицу. Путь ей предстоял долгий — Ольга собиралась идти в Арзамасский Новодевичий монастырь.
Утром родители никак не могли дождаться дочь к завтраку. Наконец, не выдержав, мать отправилась её будить. Зашла в комнату, подошла к завешенной пологом кровати. Несколько раз громко позвала. Ответа не последовало. Тогда она отдёрнула занавеску и увидела пустую постель. Женщина побледнела, прижалась к стене и в растерянности обвела глазами комнату. В углу висел образ Спасителя. Мать стала перед иконой на колени. Она просила Бога открыть, что же произошло и куда исчезла её дочь. А когда встала после молитвы, заметила записку. Прочитала, показала мужу. Супруги посовещались, и решили искать её по монастырям. В поисках прошло больше года. Множество близлежащих обителей объехали отец и мать. Но увы, Ольги ни в одной из них не оказалось...
Она была за несколько сотен вёрст от Костромы — в Арзамасском Новодевичьем монастыре. Настоятельница, схимонахиня Марфа, с радостью её встретила. Но спустя некоторое время до игуменьи дошли вести о том, что Ольгу разыскивают родители. Настоятельница расспросила девушку, и та призналась, что ушла в монастырь тайно, без родительского благословения. Схимонахиня Марфа велела Ольге как можно скорее возвращаться домой. «Я уверена, что если есть Божья воля быть тебе в обители, то Господь преклонит сердца родительские простить тебя и наградить благословением».
И вот Ольга снова на пороге родного дома. Отец и мать встретили её со слезами и объятиями. Девушка тоже плакала, раскаивалась и просила у родителей прощения. А они уже давно не держали обиду на дочь. За время поисков Ольги по разным обителям, сами прониклись духовной глубиной монастырской жизни. И теперь от всего сердца благословили её на монашеское житие. 17 марта 1793 года 19-летняя Ольга Стригалёва вновь приехала в Арзамасскую Новодевичью Алексеевскую обитель. На сей раз — окрылённая родительским благословением. Теперь девушка понимала, как оно важно, какую радость и успокоение даёт душе. Спустя два года она приняла постриг с именем Олимпиада. А впоследствии стала настоятельницей Арзамасской обители, известной подвижницей и молитвенницей. Родители матушки Олимпиады часто навещали её в монастыре. До конца своей жизни они благотворили обители. И ко всем монахиням относились с такой же нежной родительской любовью, которую питали к своей родной дочери.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Карло Коллоди «Пиноккио» — «Стать настоящим»

Фото: PxHere
Мы с детства помним приключения деревянного мальчика Буратино, описанные Алексеем Николаевичем Толстым. В основу повести Толстого легла сказка итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио». Два текста сильно отличаются, ведь Толстой не просто перевёл книгу Коллоди, он активно её переработал.
В чём заключается одно из ключевых отличий между Пиноккио и Буратино? Буратино стремится завладеть золотым ключиком и отворить заветную дверцу. У Пиноккио другая цель. Он, невзирая на все свои недостатки, больше всего на свете мечтает стать настоящим, живым, а не деревянным, мальчиком.
И здесь на память приходит библейский текст. В книге пророка Иезекииля, одной из книг Ветхого Завета, в главе одиннадцатой, мы читаем следующее: «И возьму из плоти их сердце каменное и дам им сердце плотяное». Под плотяным сердцем подразумевается сердце, способное воспринять божественную благодать, иными словами, способное к подлинной жизни.
Святитель Филарет Московский, выдающийся проповедник девятнадцатого века, говорил, что человек не может сам изменить своего сердца, это возможно только для Создателя. А в наших силах горячо желать подобного изменения.
Самым заветным желанием героя Коллоди было из деревянного мальчика стать настоящим. Так ли пламенно и мы стремимся к тому, чтобы наши сердца стали настоящими и наполнились божественной благодатью?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия