В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Мы говорили о Великом Князе Сергее Александровиче Романове, о его судьбе и служении Отечеству, а также о выставке «Августейший хозяин Москвы», приуроченной к 120-летию со дня трагической гибели Великого Князя.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
М. Сушенцова
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, у микрофона Мария Сушенцова. Я с радостью представляю нашу сегодняшнюю гостью — руководителя фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории Российской академии наук — Анну Витальевну Громову.
А. Громова
— Очень приятно, Мария, я с огромной радостью приняла ваше предложение, и, как всегда в вашей передаче, чувствую себя очень комфортно и востребовано, спасибо.
М. Сушенцова
— Спасибо большое за добрые слова, Анна Витальевна. Уже стало хорошей, доброй традицией встречаться несколько раз в год в нашей студии и напоминать нашим слушателям о том, какие интересные события вашего фонда сейчас происходят. И, как мы видим из самого названия фонда, все они строятся вокруг двух фигур — преподобномученицы Елизаветы Федоровны и ее супруга, великого князя Сергея Александровича Романовых.
А. Громова
— Это практически так, но не совсем. Если помните, на наших предыдущих встречах мы говорили о большой выставке, которая проходила в Русском музее, и закончилась она в этом году уже, в феврале, посвященной 200-летию со дня рождения государыни императрицы Марии Александровны, супруги государя императора Александра II и матери великого князя Сергея Александровича, так же, как и остальных ее совершенно выдающихся, блистательных детей, в первую очередь, цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III. Выставка, которая проходит сейчас в Музее Москвы, такая особенная, потому что она связывает несколько проектов фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». Дело в том, что сейчас мы активно готовимся к выставке в Русском музее, только уже в парадных залах Михайловского замка, посвященной государю императору Александру III. Она так и будет называться словами нашего отечественного гимна — «Сильный, державный. Эпоха государя императора Александра III». Она будет рассказывать в основном о его государственной политике, о внешнеполитическом курсе, об отходе от либеральных реформ, об особенностях внутренней политики. Огромное внимание на выставке будет уделено перевооружению армии, основанию и возрождению русского флота, в том числе и подводного, бронированных лодок и так далее, и естественно, связанный с этим подъем производства, как мы бы сейчас сказали, «оборонки», то есть это ввод в строй новых заводов, это обновление и реконструкция приграничных крепостей. Мы знаем, что тот же Осове́ц в это время был модернизирован, укреплен, и многие другие крепости оборонительные по этой линии. Мы, безусловно, будем говорить о развитии железных дорог, мы будем говорить о Транссибе, то есть такие глобальные государственные задачи будут отражены, которые решал Александр Третий. Но сразу вслед за этой выставкой, которая продлится почти полгода, в июле начнется выставка, которая будет носить название «Державный покровитель наук и искусств». Это цитата Цветаева, и действительно таковым являлся Александр Третий, и в ней-то мы и расскажем о покровительстве национальной опере, балету, музыкальному и певческому исполнительскому искусству, мы расскажем о дружбе с передвижниками, мы расскажем о покровительстве национальной реалистической живописи, мы расскажем об Александре Третьем, как о меценате-коллекционере и будем говорить о том, как собиралась коллекция Русского музея, как она была подарена, как был основан Русский музей, о его директоре и руководителе — великом князе Георгии Михайловиче, о его роли, ну и так далее. То есть это будут две интереснейшие выставки, одна другую будет дополнять, но они все имеют непосредственную связь с выставкой, которая проходит сейчас, она идет уже третий месяц, завершится 4 ноября, в наш праздничный день, как раз на Казанскую икону Божьей Матери, 4-го мы еще будем работать. Так что, дорогие мои, приходите, если вас заинтересует что-то из того, что я предполагаю сегодня рассказать, я думаю, что вы получите удовольствие.
М. Сушенцова
— Я лишь добавлю важное уточнение: если вы хотите прослушать экскурсию и лекцию, приуроченную к этой выставке в залах Музея Москвы именно от сотрудников фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», то приглашаем вас приходить по субботам, экскурсия начинается в 13 часов, затем, если будет желание, можно остаться и на лекцию в 15 часов. В остальные дни экскурсии проводят сотрудники Музея Москвы. Поэтому выбирайте удобное время и по возможности приходите именно в субботу.
А. Громова
— Да-да, уже на сайте Музея Москвы, я думаю, мы в ближайшие дни, сегодня или завтра разместим название четырех лекций, которые будут проходить. У нас эти все четыре лекции октября ведут совершенно выдающиеся ученые, специалисты в разных областях периода, который освещен на выставке. И нужно сказать, что темы эти интереснейшие, 18-го числа, допустим, у нас Дмитрий Михайлович Софьин, это специалист из Перми, доцент Пермского государственного университета, который специально приедет, он занимается вопросами внутренней политики и расскажет нам о некоторых острых вопросах национальной политики государя императора Александра Третьего. В частности, он попытается разъяснить нам все-таки, как сложился миф об антисемитизме великого князя Сергея Александровича, вот эта страшная клевета, которая была на него обрушена, на самом деле. И задача эта — соблюдение закона и переселение части лиц иудейского вероисповедания, которые незаконно поселились в Москве и незаконно занимались промыслами, практиками медицинскими, пивоварением и всякими другими ремеслами, так скажем, но при этом не имели права проживать, вопреки закону они это делали, и каким образом Александр Третий предполагал с этой проблемой справиться, и как эта вся задача решалась. Это очень интересная, многогранная, многосложная задача, совсем не такая однозначная, как себе представляют некоторые люди, которые огульно Сергея Александровича или министра внутренних дел Дурново обвиняют в каких-то крайностях. Но в любом случае у нас будет интереснейшая выставка, 25 числа Оксенюк Анатолий Анатольевич, заместитель директора Музея Щусева, расскажет о постройках, которые появились в Москве во время генерал-губернаторства великого князя Сергея Александровича, мы будем говорить о том, что это верхние торговые ряды, это ГУМ, это здание Мосгордумы, это здание консерватории, это тот же ГИМ, Крестовские водонапорные башни, окружная железная дорога, множество всяких инфраструктурных, культурных сооружений, которые появились, все это было выполнено в русском стиле — ну, интереснейшие темы. А экскурсии проводят сотрудники фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество».
М. Сушенцова
— Я предлагаю сейчас уделить особое внимание нынешней выставке «Августейший хозяин Москвы» к 120-летию памяти великого князя Сергея Александровича. Анна Витальевна, вот почему все-таки стоит идти на эту выставку, не упустить эту возможность?
А. Громова
— Вы знаете, это действительно уникальная выставка, потому что хронологический период, который она охватывает, идет фактически с рождения великого князя Сергея Александровича, с 1857 года, до его гибели в 1905 году, плюс в третьем зале еще практически половина экспозиции посвящена памяти великого князя Сергея Александровича в деяниях великой княгини Елизаветы Федоровны. Это тоже интереснейшая тема, тема благотворительности великой княгини Елизаветы Федоровны в Русско-японскую войну, в Первую мировую войну, это тема создания Марфо-Мариинской обители, архитектурного ансамбля щусевского, самого Покровского собора, это строительство Барградского подворья, тоже авторства Щусева, это строительство храма Преображения на Братском кладбище и так далее — это все заказы Елизаветы Федоровны. И как раз в заключительной части нашей экспозиции есть очень интересный такой прием: мы сделали такие мультимедийные окна, каждое из которых рассказывает о тех памятниках архитектуры, которые появились в Москве в этот период, и что сейчас происходит с этими памятниками, что сейчас происходит на этом месте. Условно говоря, в 1888 году освятили храм Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме, основные деньги на этот храм, посвященный небесной покровительнице матери-императрицы Марии Александровны, дал Александр Третий, там почти 150 тысяч, и свой вклад сделал каждый из пяти братьев и сестра, и вот что же сейчас происходит в Гефсимании, открываешь там видео. Или какой жизнью сейчас живет то место, где раньше было Братское кладбище, допустим, ну и так далее. То есть там тоже есть очень интересные такие моменты, которые касаются уже периода после гибели великого князя Сергея Александровича. А если говорить о самой экспозиции, то это, конечно, уникальная часть истории Москвы, то есть мы говорим, может быть, даже не столько о личности великого князя Сергея Александровича, хотя именно его любовь к Москве, именно его преданность москвичам, именно его служение безопасности, благополучию москвичей, благоукрашению Москвы — это лейтмотив нашей выставки. Но самый главный посыл — это то, с чего началось присутствие Сергея Александровича непосредственно в Москве — он был командиром Преображенского полка лейбгвардейского, в 1887 году был назначен, прекрасно себя чувствовал на этом месте. Вообще воинское служение, как служение всех великих князей, — это было их жизненное поприще. То есть наследник цесаревич — это будущий государь, а все остальные служат в армии, возглавляют отдельные подразделения самые ответственные, закрывают самые важные участки на военном поприще. Собственно, к этому служению был призван и великий князь Сергей Александрович, который уже принимал участие в Русско-японской войне, он принял свою присягу Богу, царю и Отечеству в тот момент, когда уже две недели длилась Русско-турецкая война 1877–1878 годов, и на войну он отправился 20-летним юношей. А до этого еще началась его воинская карьера, когда он командовал ротой Преображенского полка, потом батальоном Преображенского полка уже после Русско-турецкой войны, ну и так далее. И в Москву он вовсе не собирался, именно волей его августейшего брата, стремления Александра Третьего вернуться к духовным истокам царствования, к первым Романовым, к единению государя и народа. Он действительно был, наверное, самым народным государем за всю нашу историю. Это удивительно, как он во время коронации сказал: «Я испытываю необыкновенные чувства — я так близок к Богу и так близок к народу». И вернуть первопрестольной столице ее огромное духовное и нравственное значение в жизни русского государства была задача Александра Третьего — благоукрасить, поднять, дать ей возможность развернуть свой духовный потенциал, показать этот потенциал всему миру, именно поэтому шло такое строительство, реставрация, благоукрашение, улучшение коммунального хозяйства, стремление сделать ее чистой, безопасной и так далее, и так далее. И все эти задачи были возложены им на младшего брата, на великого князя Сергея Александровича.
М. Сушенцова
— Хотелось бы немного вернуться к фигуре Сергея Александровича. Мы все время немного отходим к Александру Третьему — естественно, что само собой разумеется, как к императору этого периода. Все-таки, если попытаться выделить, каким вопросам Сергей Александрович уделял максимальное внимание на своем посту московского градоначальника?
А. Громова
— Во-первых, градоначальников тогда еще не было, тогда была должность московского генерал-губернатора, и Сергей Александрович, как московский генерал-губернатор, вот я хочу вам процитировать: «Согласно высочайшей утвержденной инструкции от 1853 года генерал-губернатор был главным блюстителем неприкосновенности верховных прав самодержавия, пользы государства о точном исполнении законов и распоряжений Верховного правительства по всем частям управления во вверенном им крае». Дело в том, что Москва и Московская губерния — это было огромное пространство, огромная территория, и учитывая, что после 1896 года Сергей Александрович был назначен императором Николаем Вторым еще командующим Московским военным округом, который включал 14 губерний, то есть у него было огромное поприще для его заботы и приложения всех необходимых усилий для обеспечения этого края и просто обеспечения законности во всем этом крае. Вообще, это удивительная история о Сергее Александровиче началась в 1891 году, когда 5 мая состоялся торжественный въезд в Москву великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны, которая незадолго перед этим, 13 апреля, как раз на Лазареву субботу, присоединилась к православию. Все это происходит в Сергиевском дворце, на набережной Мойки, на Невском проспекте, вы, наверное, знаете это здание — знаменитый дворец Белосельских-Белозерских. Имя Сергея Александровича постарались стереть в советское время вообще со всех карт, а на самом деле в 1884 году, ко времени венчания, ко времени свадьбы, к 3 июня 1884 года Сергей Александрович купил этот дом, и это стал первый дом Елизаветы Федоровны в России. Именно туда они прибыли после венчания, и старший брат, великий князь Владимир Александрович с великой княгиней Марией Федоровной (Марией Павловной-старшей) встречали с хлебом-солью молодых в этом Сергиевском дворце. И именно здесь, в домовой церкви, Елизавета Федоровна присоединяется к православию. Так вот, православная Москва их встречает, окружение Сергея Александровича было исключительно интересным, потому что в это время встречает его городской голова Алексеев, который заступил на свою должность еще при Долгоруком, и некоторое время он будет активнейшим помощником Сергея Александровича, до 1893 года, пока совершенно нелепая и трагическая случайность не оборвет его жизнь. Он как раз, как благотворитель, готовил большую реформу в области ухода за умалишенными, он строил специально для людей, подверженных тяжелым нервным заболеваниям, специальную больницу с приютом, такой целый комплекс, и представляете, что просто в его кабинет пришел человек сумасшедший и выстрелил в него, причинил ему смертельное ранение, от которого он скончался. Вся Москва, убитая совершенно этим горем, провожала его, потому что мало того, что он был талантливейший городской голова, при этом он был еще потрясающий благотворитель — например, Крестовские водонапорные башни, которые позволили обеспечить новую систему водоснабжения Москвы, были построены на личные деньги Алексеева. Потом заступил после него Рукавишников, тоже удивительный человек, эти люди, и Алексеев, и Рукавишников, не получали зарплаты, это была их благотворительная работа, они просто работали на благо Москвы, так же как Сергей Александрович, допустим, когда он был командиром Преображенского полка, свое жалование он перечислял в школу для солдатских детей, в помощь болящим воинам, неимущим, ну и так далее. Это такая была повсеместная практика в то время: люди состоятельные, которые имели такую возможность, старались каждую копейку перечислить на благотворительность. Почему еще нужно обязательно посетить нашу выставку — такой выставки не было. В 2017 году мы делали выставку «Москва — Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны» в сороковом зале Государственного исторического музея, это довольно такой хороший зал по площади, но нынешняя выставка в три раза превышает его по площади, это три огромных зала, первый из которых посвящен как раз обстоятельствам рождения Сергея Александровича, он был первый порфирородный царевич, обетованный младенец, потому что, когда императрица Мария Александровна носила его под сердцем, и проходили торжества коронации государя императора Александра II в 1856 году, прикладываясь к раке с мощами преподобного Сергия Радонежского, они дают обет: если родится мальчик, назвать его Сергием, и потом его рождение назвали рождением во благо, и действительно во благо Москвы это уж точно совершенно, и во благо России совершенно определенно. Потом мы рассказываем о его воинской карьере, о Русско-турецкой войне, мы рассказываем о его деятельности в Императорском Православном Палестинском обществе, которое он возглавил уже в 1882 году, о его посещении Святой Земли, о его первых археологических раскопках, достижениях, о первых подворьях в Святой Земле, которые благодаря ему появились, подворья для русских паломников, о службе на русском языке, которая впервые в храме Гроба Господня прозвучала благодаря Сергею Александровичу. Мы рассказываем очень много и на основе потрясающей экспонатуры, у нас там даже фантастической красоты необыкновенный резной перламутровый деревянный крест, который по преданию был подарен великому князю Константину Николаевичу, который возглавлял первую Иерусалимскую миссию, благодаря которому появился Троицкий собор, вся Москоби́я и так далее в Иерусалиме, это интереснейший момент. Потрясающе в первом зале рассказано о том, как он трудился для того, чтобы укреплялся Государственный исторический музей нынешний, он так называется с 1884 года, а до 1883 года, до его открытия государем императором Александром Третьим во время его коронации, он назывался Императорским музеем наследника цесаревича Александра Александровича, потому что инициатором создания ГИМа в 1872 году явился как раз цесаревич Александр Александрович, и потом, когда он стал государем, он, естественно, не мог уже нести своих обязанностей руководителя музея, и он их поэтому передает Сергею Александровичу. И как достойно тот, вкладывая огромные средства, огромное количество времени, внимания, вместе с товарищем — председателем музея Уваровым Алексеем Сергеевичем, только за несколько лет председательства Сергея Александровича в шесть раз увеличились фонды ГИМа. До самой своей смерти он был председателем музея, у него был кабинет, он вникал во все вопросы развития музея, подготавливая открытие первых 11 залов, которые посетил государь император Александр Третий во время коронации в 1883 году, Сергей Александрович вместе с Забелиным, с Уваровым, с другими специалистами обсуждали декоры, тематики росписи залов, вникали. Это очень интересная история ГИМа, она сопровождается мультимедийным контентом, тоже интересным и так далее. Во втором зале мы рассказываем как раз о великом князе Сергее Александровиче, как о московском генерал-губернаторе, о тех задачах, которые он решал непосредственно в 1891 году, там был неурожай в 25 губерниях, как они это преодолевали с Елизаветой Федоровной. Елизавета Федоровна свои труды направила на проведение благотворительных базаров, она собрала значительные суммы, которые были потом использованы на помощь голодающим в различных губерниях, не только в Москве. Очень интересная тема — развенчание мифов. Основные такие, наверное, самые злостные мифы, это вот о нем, как об антисемите, мы уже говорили, там рассказывается история о рескрипте Александра Третьего министру внутренних дел Дурново, где как раз говорилось о том, чтобы соблюдался закон в отношении иноверцев — иудеев, католиков и так далее. То есть протекционистская политика Александра Третьего сказывалась в том числе и на вопросах вероисповедания. Друзья, вы хотите в купцы первой гильдии, хотите иметь все права — пожалуйста, но вы должны быть веры православной. Вот такой был закон. И очень интересно мы рассказываем в этом зале о трех резиденциях генерал-губернатора: Малый Николаевский дворец, дворец на Тверской, 13, Александрия в Нескучном саду — все эти три резиденции появились во времена Екатерины Второй. Можете себе представить, что это 1775 год — Малый Николаевский дворец, в 1776 году — это Тверская, 13, после Чернышева здание стало резиденцией московских главнокомандующих, и это Александрия, которая в 1832 году Николаем Первым была приобретена для своей супруги Александры Федоровны и, естественно, названа ее именем — Александрия. Интереснейший сюжет, связанный с ремонтом на Тверской, 13, некоторые перестройки дворца, которые производил Николай Владимирович Султанов.
М. Сушенцова
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. С нами в этом часе руководитель фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук — Анна Витальевна Громова. У микрофона Мария Сушенцова, и мы продолжаем наш разговор о выставке, которая вот уже третий месяц продолжается в залах Музея Москвы, и называется «Августейший хозяин Москвы» к 120-летию памяти Великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора. Анна Витальевна, расскажите, пожалуйста, о каких-то наиболее интересных экспонатах выставки. В частности, на выставке можно увидеть экспонаты, связанные с Московской окружной железной дорогой, проектами первого метро. Что бы вы выделили?
А. Громова
— Вы знаете, мне, как одному из авторов выставки, конечно, хочется успеть рассказать обо всем, но поскольку мы говорили о резиденции генерал-губернатора на Тверской, 13, я хочу обратить внимание всех тех, кто придет: не пропустите, пожалуйста, там стоят султановские светильники в стиле ампир, совершенно необыкновенные, которые мы выявили среди немногих подлинных экспонатов, оставшихся на Тверской, 13, и благодаря любезности Аллы Юрьевны Маниловой мы смогли привлечь из Русского музея два портрета из тех 128 живописных полотен, которые после смерти Сергея Александровича Елизавета Федоровна жертвует Русскому музею, передает в память о Сергее Александровиче из его художественных собраний. Это как раз портреты императрицы Елизаветы Алексеевны, тогда еще цесаревны, и великого князя Александра Павловича, тогда тоже еще великого князя, не императора. И там есть потрясающая переписка как раз великого князя Георгия Михайловича, управляющего Русским музеем, и Елизаветы Федоровны, где она своей рукой пишет, что она передает эту часть собрания Сергея Александровича. Нужно сказать, что Елизавета Федоровна в память Сергея Александровича передает в Эрмитаж 178 художественных полотен, в нынешний Пушкинский музей (тогда это был музей Александра Третьего, Музей художественных собраний) она передает статуэтки из Танагры — древнейший, потрясающий, редчайший экспонат. Нужно сказать, что Сергей Александрович вообще огромное внимание уделял как раз созданию вот этой «хрестоматии античного искусства», как он называл нынешний Пушкинский музей, он сам определил это место, там был очень серьезный затяжной спор с Мосгордумой, которая не желала на этом месте, возле храма Христа Спасителя, в самом центре Москвы делать этот музей. Мы знаем, что Роман Клейн, известнейший архитектор, выиграл этот конкурс, в котором 14 сильнейших специалистов участвовало. Сергей Александрович очень много сделал вместе с Цветаевым, с Нечаевым-Мальцевым для пополнения собрания, он лично писал королю Умберто, просил разрешения снять копии с античных статуй, какие-то редкие вещи выписывал из Италии, он придумал делать именные залы, взял на себя, допустим, Ассирийский зал, он привлек вдовствующую императрицу Марию Федоровну, государя императора Николая Второго и императрицу Александру Федоровну, чтобы они тоже создали свои именные залы, Юсуповых тоже, своих соседей по Ильинскому, жителей Архангельского, мы знаем. Благодаря такому попечению высочайших благотворителей были созданы интерьеры этих залов, и они были наполнены уникальными экспонатами, уникальными слепками, копиями и так далее. Сергей Александрович положил очень много трудов для того, чтобы появился Пушкинский музей, Музей изобразительных искусств, но, к сожалению, музей ему не ответил тем же. Вообще предполагался там зал славы некий, Цветаев об этом писал, в котором должен был стоять бюст Николая Второго, Александра Третьего и Сергея Александровича — но ни то, ни другое, ни третье, ничего не стоит, и памяти о Сергее Александровиче там вообще нет, то есть, наша задача, как историков, все-таки восстановить историческую справедливость, чтобы значение Сергея Александровича для появления этого музея осталось в истории, его великая роль и его труды. Так вот, говоря об уникальных экспонатах, не могу не сказать, что это в том числе и кинохроники. В частности, во втором зале у нас огромный экран, который передает все события коронации 1896 года государя императора Николая Второго. Это архив кинофотодокументов, это отреставрированные в некоторых местах части хроники, это потрясающее качество, это удивительная подборка событий, которые последовали за коронацией, потому что значение Первопрестольной усиливалось еще тем, что Сергей Александрович, великий князь, всячески привлекал в Москву государей. И после того, как в 1898 году государь император Николай Второй присутствует на открытии памятника Александру Второму в Кремле, он выражает желание на Пасху приехать в Москву, и Пасху 1900-го и 1903 года он встречает в Москве. Огромная, интереснейшая, благодатнейшая, потрясающая программа сопровождала эти визиты, это просто было удивительно, уникально, и нужно сказать, что эти визиты блестяще были организованы великим князем Сергеем Александровичем. Конечно, здесь, в этой части экспозиции мы еще раз сталкиваемся с негативными мифами о личности Сергея Александровича. Дело в том, что мы знаем, что революционеры и противоборствующие наведению порядка в Москве элементы уже накануне Ходынской катастрофы расклеили по всей Москве прокламации, разбросали, на которых было написано «Великий князь Сергей Александрович — князь Ходынский». Можете себе представить, при том, что Сергей Александрович занимался, как генерал-губернатор, протоколом государыни императрицы Александры Федоровны, а всей организацией коронации занималось министерство двора во главе с графом Воронцовым-Дашковым. И уже при планировке Ходынского поля, ну представьте себе, что на том же Ходынском поле в 1883 году была коронация Александра Третьего, и все было прекрасно, все торжествовали, всем всего хватило, но архитектор Николя, привлеченный для переформатирования этого поля, допустил ряд грубых ошибок. Например, вместо 147 метров на человека предполагалось только 3 метра на человека, а народу, вместо предполагаемых 150 тысяч пришло более 500. Понятно, что так или иначе что-то должно было произойти при прочих равных. И когда все-таки более тысячи человек погибло, хотя мы должны понимать, что на юбилее, допустим, коронации королевы Виктории в Англии случилась такая жуткая давка, что погибло гораздо больше народу, но об этом никто никогда и не узнал. Зато вся Европа трепала то, что 1300 человек погибло, и при этом никто же не говорил, что семьям погибших и увечных были выплачены огромные компенсации, похороны за счет государства, за счет казны были, были созданы специальные приюты для ходынских сирот. Государыня императрица Александра Федоровна на протяжении всей своей жизни до 1917 года пеклась об этих сиротах ходынских, Елизавета Федоровна посещала эти заведения всегда в рамках своей благотворительной деятельности. И самой несчастной фигурой во всей этой истории оказался ближайший сподвижник Сергея Александровича, обер-полицмейстер Власо́вский Александр Александрович, на которого просто возложили всю эту вину. На самом деле вины-то его там было очень мало, и он был настолько деморализован, что он уехал из Санкт-Петербурга (он был петербуржец) и просто умер через несколько лет. Это была трагедия не только тех людей, которые пришли на раздачу подарков, простите, потому что это тоже был результат очень неумной рекламы: распропагандировали вот эти платки, в которые чашки заворачивались, колбаса, пряники, вот эти узелки, которые раздавались, это погоня за бесплатным пивом, бесплатным вином, потому что тонули, просто залезали в эти бочки с пивом, чтобы выпить как можно больше, и тонули прямо в этих бочках. То есть народ рванул за бесплатной раздачей подарков. И, к сожалению, учитывая все эти негативные особенности, процесс, подготовку, непродуманную до конца и так далее, люди поплатились жесточайшим образом, к сожалению. И, конечно, в этом втором зале мы рассказываем о назначении в 1896 году, потому что на всех этих «князей Ходынских» и прочих Николай II ответил очень просто: он назначает Сергея Александровича командующим Московским военным округом. То есть, когда родственники-великие князья вопили, что нужно его уволить, снять со всех должностей, он отвечает вот таким образом. И у нас часть экспозиции посвящена как раз Московскому военному округу. Очень интересно, особенно для людей, которые интересуются этой тематикой, просто бесценные сведения содержатся и в мультимедийном контенте, и в экспозиционной части. А третья часть у нас посвящена покровительству творческим объединениям в Москве, покровительству художникам, театрам, покровительству Театру оперы Солодовникова, Театру «Эрмитаж» Сергеем Александровичем, досугу москвичей, благотворительным праздникам, конечно, Пушкинскому музею, там тоже часть экспозиции. То есть интереснейшие сведения, покровительство Обществу помощи погорельцам Москвы, у нас потрясающий стенд со всеми принадлежностями, баграми, касками, всякими штуками для разбора пожарищ, с наградным рядом и все прочее, это тоже очень любопытно посмотреть. И, конечно, мы с огромной радостью говорим о благотворительной деятельности, потому что давно занимаемся этой тематикой, у нас очень хорошо сформирован ряд наградных знаков, медалей, грамот и так далее. То есть мы подробно говорим о том, как помогали фронту и семьям призванных на Русско-японскую войну великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна, какой был их огромный вклад в помощь нуждающимся семьям воинов. Там и протезирование, там и размещение 27 тысяч увечных воинов в семьях москвичей по призыву Елизаветы Федоровны. В общем, очень много подвигов, очень много милосердной помощи было оказано великокняжеской четой именно в это время, об этом рассказываем. А потом продолжаем этот ряд, как память Сергея Александровича преломлялась в благотворительной деятельности Елизаветы Федоровны в Великую войну, уже в Первую мировую.
М. Сушенцова
— Мы продолжаем разговор о выставке «Августейший хозяин Москвы», которая еще продлится до 4 ноября включительно, поэтому в этот праздник в День народного единства и Казанской иконы Божией Матери, приглашаем всех успеть прийти на выставку. Пользуясь случаем, также напомню, что именно по субботам проходят по этой выставке экскурсии в 13 часов и для желающих также лекции в 15 часов, которые проводят сотрудники фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», в другие дни экскурсии проводят сотрудники Музея Москвы, поэтому приходите, выбирайте удобное время и наслаждайтесь. В конце нашего разговора, в предыдущей части программы мы затронули вопрос, связанный с благотворительностью. Анна Витальевна, что в целом можно сказать о благотворительности в Москве при великокняжеской чете? В частности, меня очень заинтересовала тема народных чайных, как средство борьбы с пьянством, как один из элементов благотворительности.
А. Громова
— Да, это действительно очень важная и актуальная тема. Представьте себе, что одна треть всех рабочих в России трудилась в Санкт-Петербурге и Москве, и в одной Москве только полмиллиона рабочих было, причем это были крестьяне, которые приходили из деревень, представьте себе, насколько им было дискомфортно и довольно сложно прижиться к условиям столицы. Ну, а у русских это что — в первую очередь, выпить, конечно, для утешения. Чтобы предотвратить это, была введена винная монополия, и в середине 90-х годов XIX века появляются попечительства о народной трезвости. Московское попечительство появилось в 1901 году под патронажем великого князя Сергея Александровича. Был антиалкогольный музей, были специальные места, где можно было реабилитироваться людям, которые находились в состоянии запоя, велась огромная антиалкогольная пропаганда, очень внедрялось хоровое пение, это было такой прекрасной альтернативой для человека отдохнуть и благочестиво провести время. И самое главное, что по всей Москве в самых сложных районах, допустим, в Хамовниках, на Хитровке, на Новослободской просто был Сергиевский народный дом поставлен, который построен, который полностью финансировал великий князь Сергей Александрович. Для чего народный дом? Там можно было провести время, можно было утром туда прийти, поесть теплой еды перед работой, после работы можно было прийти и тоже за очень-очень небольшую плату получить тарелку вкуснейших щей, прекрасную кашу. Есть свидетельство представителя английских профсоюзов, когда она приехала в Москву, посетила один из таких народных домов — как правило, это был комплекс: столовая, народная чайная, очень многие народные дома включали в себя общественные читальни, лектории, там волшебным фонарем показывали картины, читали лекции. Вообще, чтение лекций — прекрасный вид досуга, который всячески внедрял Сергей Александрович. Он в Историческом музее сделал лекторий на 700 мест для рабочих и устраивал там чтения для них. Это потрясающе! Он всячески содействовал появлению рабочих профсоюзов, особенно в механическом производстве, в текстильной промышленности. Благодаря ему и под его покровительством работал Зубатов, который в свое время был начальник московской «охранки», и с 1896 года по 1903-й, пока его не уволил Плеве, министр внутренних дел, который был против вот этой политики создавать рабочие профсоюзы, быть посредником между работодателем и рабочим, хотя на самом деле это сводило на нет, это нивелировало рабочие движения, недовольство, забастовки, стачки. И Сергей Александрович вместе с Зубатовым добились огромных успехов, вплоть до того, что в 1902 году 60 тысяч рабочих пришло в Кремль к памятнику Александру Второму, то есть охраняли только патрули из рабочих, они собрали деньги на серебряный венок государю-освободителю Александру Второму. Сергей Александрович был среди них, говорил им речь, это 1902 год, а уже в 1905-м его не станет, в 1904-м начнутся революционные брожения и так далее. То есть была реальная возможность, если бы мы развивали это профсоюзное движение, избежать вот этих острых моментов, катаклизмов и так далее. Но самое главное, что народные дома служили еще развитию талантов людей, потому что были свои оперные труппы, были оркестры балалаешников, а при некоторых были даже свои оперные залы, представьте себе. И специальная антреприза была, которая обеспечивала народные дома. Появилась такая удивительная форма досуга у рабочих, и все это благодаря попечению великого князя Сергея Александровича и его адъютанта Джунковского Владимира Федоровича. Он вообще был энтузиаст этого дела, а Сергей Александрович лично сам приезжал в чайную на Хитровке, он говорил: «Мои друзья-хитровцы меня приветствовали сегодня». Есть воспоминания Сергея Александровича, как они там его качали, приветствовали его криками «ура!», и как он лично сидел в этой чайной, пил чай и пробовал обед. Вот такое личное попечение, личная благотворительность Сергея Александровича и очень разумная государственная политика в отношении рабочего движения, потому что для него предметом благотворительной помощи, предметом сугубой заботы всегда было студенчество, которое вечно бунтовало, вот в 92-м году были студенческие волнения, в 95-м году. И самое главное, что Сергей Александрович прекрасно понимал, как в свое время Розанов сказал, что благонадежная часть студенчества находится постоянно под давлением другой революционной части, такая революционная фронда, которая постоянно давит на студенчество, которое хочет просто учиться. И Сергей Александрович строит общежития для студенчества, общежития для студентов МГУ, он становится попечителем общества сибиряков и сибирячек, приехавших на обучение, общежития для иногородних студентов именно, для тех ребят, которые приехали и хотят учиться. И, конечно, его забота о творческой молодежи совершенно бесконечная, он был покровителем Училища живописи, ваяния и зодчества, покровителем Московского общества художников, он очень много делал для ремесленной молодежи в Москве, он создатель Коммерческой школы, Ремесленного приюта специального, он возглавлял Совет детских приютов в Москве. Также сугубое внимание уделял пенитенциарным вопросам, они с Елизаветой построили Сергиево-Елизаветинское убежище для семей, добровольно следующих за ссыльными в Сибирь — место где они могли переночевать, остановиться на какое-то время, пока там судебный приговор и так далее. Кроме того, отдельное попечение о беспризорных, отдельное попечение Сергея Александровича было обществу помощи несовершеннолетним, выпущенным из тюрьмы, отдельное было попечение о том, чтобы не нарушали права детей в частных домах, то есть когда мальчики и девочки шли в услужение, чтобы соблюдался определенный кодекс нагрузок, чтобы не было телесных наказаний и так далее, вот это Общество попечения о детях, которые находятся в услужении, это тоже было такое поприще Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича. Елизавета Федоровна учредила специальное заведение для тюремных надзирательниц, где их обучали Закону Божию, церковному пению, церковной истории, то есть это учреждение учебное служило как раз умягчению нравов, чтобы женщины-надзирательницы понимали, что нельзя быть жестокосердной по отношению даже к самым отъявленным преступникам, что нужно всегда проявить милосердие, но это милосердие тоже идет от знаний, оно идет от сердца, идет от молитвы, от веры, и именно это закладывалось в учебном заведении для тюремных надзирательниц. У Елизаветы Федоровны также был Дамский комитет попечительниц о тюремных покоях, представляете? Вот простая история: кто-то попал под лошадь, получил травму, удар по голове, человека привозят в полицейские покои, а при полицейских участках были такие специальные комнаты, куда пострадавших привозили, и он сидит, не может написать даже свой адрес, ему не оказывают помощь, потому что в обязанности полицейских это не входит, он может сидеть, истекать кровью, тогда сразу же сигнализировали в этот Дамский комитет Елизаветы Федоровны, и приезжала попечительница, которая оказывала первую помощь, заполняла все заявления, отвозила пострадавшего домой, искала его родственников. Или какие-то потерявшиеся дети, ну и так далее, в приемные полицейских домов попадали люди совершенно с разными проблемами, и эти проблемы решал Дамский комитет Елизаветы Федоровны.
М. Сушенцова
— Потрясающе. Вы знаете, это напоминает такое человеколюбие, которое при Елизавете Федоровне начало превращаться в систему, то есть приобретать черты общественной организованной деятельности, и это очень здорово. С другой стороны, то, что вы рассказали об инициативах такого культурного времяпрепровождения, досуга, как мы сейчас говорим, знаете, у меня почему-то возникла невольная параллель с нынешним руководителем Москвы, градоначальником, потому что тоже уделяется этому много внимания. И ведь действительно, помимо профсоюзного движения, развитие вот этого направления, в самом деле и просвещает, и умягчает сердца людей, которые, может быть, в каких-то протестных настроениях находятся или просто в неблагополучных условиях, и у них зреет какой-то протест против существующего порядка. И когда есть такая вот отдушина, то это действительно огромный амортизатор для общественного напряжения, куда можно людям выпустить свой пар в конструктивной такой форме. Это замечательно и мудро, я бы сказала. Выставка «Августейший хозяин Москвы» связана и с датой трагической — 120 лет со дня убийства великого князя Сергея Александровича. В этой связи, Анна Витальевна, хотелось бы у вас спросить, что вы думаете о возможной канонизации великого князя Сергея Александровича?
А. Громова
— Вы знаете, мы думаем о возможной канонизации великого князя Сергея Александровича уже очень давно, даже есть иконописные образы, которые некоторые наши коллеги уже пытаются изобразить. Я хочу сказать, что наша выставка ещё и ещё раз убеждает каждого приходящего в том, что имеются все основания для канонизации, и есть такие пронзительные совершенно экспонаты на нашей выставке, мы об экспонатуре ещё не успели поговорить, но я думаю, что каждый, кто придёт, он увидит эти выдающиеся уникальные вещи. Например, у нас присутствует медная табличка с гроба великого князя Сергея Александровича. Вообще это удивительно, как небрежно большевики взрывали. В 1929 году был взорван Чудов монастырь, Вознесенский монастырь и Малый Николаевский дворец, весь этот комплекс был взорван в 1929 году, и, знаете, как во многих местах бывает, я с этим сталкивалась в Иркутске, в Красноярске, очень интересно: взрывают собор, не подозревая о том, что внизу есть ещё подклет и есть ещё нижний собор. Точно так же под Чудовым монастырем, под мощами святителя Алексия находилась усыпальница великого князя Сергея Александровича, совершенно потрясающая, которая тоже была выполнена Клейном, расписана Клавдием Степановым, там были уникальные образы в стиле модерн, там были личные иконы Сергея Александровича, его музей, его личные вещи и так далее. И, представляете, прямо накануне выставки пришёл коллекционер и сказал, что он недавно приобрёл и хотел бы нам показать, а мы умолили его просто дать нам на экспонирование икону преподобного Сергия Радонежского из усыпальницы. На самой схеме алтарной части усыпальницы видно, где находится этот образ, он чуть скошенный, и вот он у нас уже три месяца экспонируется, это великое счастье. А вот эта табличка с гроба — представьте себе, что усыпальница сохранилась, на Ивановской площади в один счастливый момент провалилась автостоянка, просто асфальт обрушился, и обрушился именно в том месте, где находилась усыпальница Сергея Александровича, таким образом нашлось его нетронутое захоронение, а в 89-м году оно было жутко разграблено. Слава богу, что бо́льшая часть вещей Сергея Александровича попали в Новоспасский монастырь, к владыке Алексию, а потом было решено это все засыпать, поскольку 90-е еще не грянули, а уже в 95-м году был снова поставлен вопрос об открытии вот этой усыпальницы Сергея Александровича и о переносе его останков в Новоспасский монастырь, в храм Романа Сладкопевца, тем более, что благодаря инициативе Сергея Александровича в 1902 году был отреставрирован этот храм, благодаря ему этот храм Романа Сладкопевца у усыпальницы первых Романовых и появился, и они с Елизаветой Федоровной присутствовали на освящении в 1902 году, и в 1903 году они были в Новоспасском в храме Романа Сладкопевца с государем императором Николаем Вторым и Александрой Федоровной во время их визита в Москву. Это удивительным образом всё связано, и в этом году мы отмечали ровно 30 лет обретения останков Сергея Александровича и переноса их в Новоспасский монастырь, у нас по этому поводу была панихида, мы все собирались, возложили цветы, молились, и молились в частности о том, чтобы Господь сподобил нас стать свидетелями прославления великого князя Сергея Александровича в лике святых благоверных князей.
М. Сушенцова
— Помолимся о том, чтобы было всё по воле Божьей, и в этом отношении тоже.
А. Громова
— Но я хочу призвать нас всех к тому, чтобы мы с любовью и с терпением доносили до наших соотечественников, до каждого россиянина вот этот светлый образ самоотверженного служения великого князя Сергея Александровича. Мне кажется, как раз наша выставка и говорит о его любви к Отечеству, потому что, как его первая воспитательница, Анна Федоровна Тютчева, дочь знаменитого поэта, говорила, что «своё великокняжеское происхождение вы можете оправдать только самоотверженными трудами на благо своего Отечества». Вот этому наставлению следовал всю свою жизнь великий князь Сергей Александрович. Дай Бог нам также служить своей Родине и быть достойными памяти великого князя Сергея Александровича и многих других великих мужей, не только великих князей, но многих новомучеников, исповедников Церкви Русской, многих подвижников, многих безвестных людей, которые послужили своему Отечеству на протяжении всей нашей истории. Так что будем все молиться, будем стараться вот эту добрую память о Сергее Александровиче распространять — среди своих, среди чужих, среди всех, — с тем, чтобы в какой-то момент народ пришёл в Новоспасский монастырь, в храм Романа Сладкопевца и единодушно сказал «да», что нужно его прославлять.
М. Сушенцова
— Спасибо большое, Анна Витальевна, за этот разговор. Напомню, что в гостях у нас сегодня была руководитель фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук — Анна Витальевна Громова. Беседовала с Анной Витальевной Мария Сушенцова. И мы хотели бы ещё раз пригласить всех на выставку, который был посвящён в основном сегодняшний разговор, которая называется «Августейший хозяин Москвы» к 120-летию памяти Великого князя Сергея Александровича, проходящую в залах Музея Москвы. И напомнить, что открыта выставка будет до 4 ноября включительно, и что именно по субботам можно приходить на экскурсию в 13 часов и на лекцию в 15 часов, которые будут проводиться сотрудниками фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». В остальные дни, конечно, тоже можно посещать выставку, экскурсии будут проводить сотрудники Музея Москвы, поэтому всех приглашаем, всех ждём, не упустите эту возможность.
А. Громова
— Спасибо, ждём вас с нетерпением на выставке.
М. Сушенцова
— Всего доброго, до встречи через неделю.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «26-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Николай Конюхов
- «Любовь к ближним и к себе». Протоиерей Константин Харитонов
- «Как формировалось христианское богословие». Петр Михайлов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей

Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема











