Гостьей программы «Пайдейя» была исполнительный директор технического колледжа при Рождества Богородицы Свято-Пафнутиевом Боровском монастыре Наталья Криволуцкая.
Мы говорили об уникальном образовательном проекте — открытом при православном монастыре техническом колледже.
Колледж, открывшийся в Боровске 31 августа 2025 года, стал первым в России светским учебным заведением при монастыре. Здесь готовят специалистов в области информационных технологий, медицинских систем и беспилотных технологий. Занятия проходят в лабораториях, созданных при поддержке предприятий-партнёров.
Особый уклад придаёт атмосфера монастыря. Каждую неделю студенты начинают с молитвы, на каждом курсе изучают гуманитарные дисциплины, а посвящение в первокурсники отмечают ударом в монастырский колокол.
Такое соединение профессионального образования и духовной традиции помогает юношам и девушкам не только освоить будущую профессию, но и искать свой путь к осознанной, ответственной жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Кира Лаврентьева
— Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Кира Лаврентьева. В эфире программа Пайдейя. Этим красивым словом, каждый раз напоминаем вам, дорогие слушатели, древние греки называли целостный процесс образования и воспитания. О том, как образование может помочь человеку на пути к достижению идеала, раскрытию образа Божьего в себе, мы будем сегодня говорить, и не только об этом. Но главное направление задано. В студии Наталья Криволуцкая, исполнительный директор технического колледжа при Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевом мужском монастыре. Здравствуйте, Наталья.
Наталья Криволуцкая
— Здравствуйте, Кира.
Кира Лаврентьева
— Длинный путь вы сегодня к нам проделали, я так понимаю, напрямую из Боровска. Добро пожаловать. Интересная очень история, интересный проект. Расскажите, пожалуйста, Наталья, что это за колледж при монастыре. Это что-то очень новое, необычное.
Наталья Криволуцкая
— Да, всех удивляет. Мы первый колледж на территории России, который открыт при Свято-Пафнутьевом монастыре. Конечно, сейчас на Руси много и гимназий, и православных классов разного православного направления, но чтоб технический колледж. Конечно у всех, кто первый раз сталкивается, ломается мозг. Как? Почему? Какая связь? Никто даже не верил, что такое вообще возможно. Но оно случилось, с Божьей помощью, молитвами, наверное, преподобного Пафнутия, игумена Земли Боровской, колледж открыл свои двери в этом году 1 сентября. Чудо везде, то, что указ был о том, что колледжу быть.
Кира Лаврентьева
— О том, что он будет.
Наталья Криволуцкая
— Он у нас подписан 24 марта 2024-го года, совсем недавно. Компания за 11 месяцев поднимает необыкновенно красивейший проект, сами удивляются, что очень современное здание. Если вы видели наше видео, оно, конечно, гармонично вписывается в архитектуру.
Кира Лаврентьева
— Диссонанса нет.
Наталья Криволуцкая
— Нет. Это что-то такое мягкое, красивое.
Кира Лаврентьева
— Очень.
Наталья Криволуцкая
— Все почему-то даже сравнивали с лицеем Царскосельским. Наверное, почему-то какая-то связь. Но связь только духовная может быть. Шесть специальностей в этом году мы открыли, заявили о себе. Колледж вообще рассчитан на 180 мест, но потребность огромная оказалась. Когда объявили конкурс, начали только о нас говорить, рекламировать, даже были сомнения, наберем ли мы эти 90 человек, которых мы заявили, что 1 сентября они должны будут сесть за парты наших современных красивых аудиторий. Но заявлений было 154. Были даже обиды, почему моего дитятка не взяли, он такой хороший. Мы объявили всем, что это будет в первую очередь конкурс аттестатов. А раз колледж технический, конечно же, мы отдавали приоритет основным предметам: математике, физике, информатике. Очень многие обрадовались такому проекту. Потому что, наверное, треть людей — родителей, бабушек, дедушек — которые приводили нам своих детей, считали, что очень важно, если будет направление духовного отца. Думали, что это даст бонусы. Мы, конечно, были этому очень рады, но понимали, что в данном случае мы выбираем... Слава Богу, все, кто хотел практически все, кто должны были учиться в этом колледже...
Кира Лаврентьева
— Да, давайте поясним для поступления в духовное учреждение обязательно нужно сопроводительное письмо от духовника.
Наталья Криволуцкая
— А у нас светское учреждение.
Кира Лаврентьева
— Да, поэтому тут это так не работает.
Наталья Криволуцкая
— Нет, мы обращали внимание, это было бы в приоритете, если бы были одинаковые балы. Но таких случаев у нас не было, поэтому, видно, кого направляли, тот и пришел. В основном приходили дети с довольно высокими балами. Средний бал у нас для поступления был выше четверки, 4,2, 4,3. Было несколько детей, которые имели более низкие балы, но это дети, которые к нам прошли по льготному конкурсу, это дети участников СВО и дети, имеющие статус сироты, такой тоже ребенок есть. Хотя тоже с высоким балом.
Кира Лаврентьева
— Но тут сразу вопрос, идут ли туда только православные дети или светские тоже пришли?
Наталья Криволуцкая
— Пришли. Наверное, основная масса светских. Были вопросы...
Кира Лаврентьева
— А почему в монастыре? Что это значит?
Наталья Криволуцкая
— Вначале это было очень интересно, это было 16 мая, была только покрыта еще крыша, мы даже не могли... Нам говорят, что надо провести День открытых дверей, у нас единый День открытых дверей. Я говорю: где? У нас негде. У нас приемная комиссия работала, рядом Дом паломника есть от монастыря, нам выделили актовый зал, комнату, мне кабинет, в котором вся наша группа, которая занималась открытием колледжа, постоянно находилась. Там мы провели День открытых дверей. Рассказали, что это будет, показали фильм, расставили какие-то точки, приоритеты, что у нас будет важным. Конечно, были вопросы. Один из частых вопросов, которые задавали родители: обязаны ли будут дети ходить на богослужения? В данном случае не обязаны.
Кира Лаврентьева
— Поститься, молиться, ходить на службы?
Наталья Криволуцкая
— Это было прям вплоть до того, что, не будем ли мы... Мы говорили, что будет. Была такая семья, они к этому отнеслись трепетно, полчаса они на нас так активно, что даже у меня сидела рядом женщина посторонняя, она уже поворачивается и говорит: не волнуйтесь, крестить мы здесь детей не будем. Это сделаете вы своими усилиями, наша задача только направить в нужном направлении. Если вы ярый атеист, у нас есть куча других колледжей современных, интересных, а у нас с православием один. Конечно, объяснили, что раз мы при монастыре, свой уклад у нас должен быть. Например, по понедельникам, разговор о важном, как во всех школах, во всех колледжах. У нас перед разговорами о важном, перед тем, как мы исполняем гимн Российской Федерации, мы читаем молитву «Царю Небесный», небольшая, но вступление. Начало учебной недели мы начинаем с молитвы. У нас преподаватели практически все верующие, есть мужчины, они у нас начинают петь и читать эту молитву, дети подхватывают.
Кира Лаврентьева
— Наталья, давайте тогда совсем к началу вернемся и спросим вас, откуда эта идея, сделать колледж в монастыре? В чем необходимость, чья идея и в чем главная задумка?
Наталья Криволуцкая
— Наверное, идея нашего игумена, отца Пафнутия.
Кира Лаврентьева
— Отца Пафнутия.
Наталья Криволуцкая
— Да, конечно, это прежде всего он, его идея, потому что он горит желанием, чтобы дать детям самое лучшее. Мне кажется, таким прародителем нашего колледжа был Центр «Стратилат», который уже третий год работает при монастыре совершенно бесплатно. Дети занимаются единоборствами, то есть ММА, у них прекрасный там Александр Яковлев, известный российский боец, спортсмен. Занимаются беспилотниками, тоже занимаются профессионалы, английский язык и типа начальной военной подготовки, где проводят люди глубоко верующие, многодетные отцы. Они занимались с детьми совершенно бесплатно. Ребята приходили, потом эта идея все-таки, что этого «Стратилата» очень мало, надо что-то большее. Вот переродилось в такой большой-большой проект, как технический колледж.
Кира Лаврентьева
— Ну да, это не воскресная школа, не гимназия, не начальная школа, это уже серьезное, взрослое учебное заведение, я так понимаю, больше ориентированное на мальчиков.
Наталья Криволуцкая
— У нас 10 девочек есть.
Кира Лаврентьева
— Десять девочек, интересно, на какие специальности они пришли?
Наталья Криволуцкая
— Самое первое, это был аттестат красный, девочка приехала к нам из Козельска, это удивительно было. Она подала на беспилотники.
Кира Лаврентьева
— Из Оптиной пустыни, значит, к преподобному Пафнутию.
Наталья Криволуцкая
— Есть у нас ребята из Подмосковья, но основная масса — Калужская область.
Кира Лаврентьева
— Ничего себе.
Наталья Криволуцкая
— Угу. Подольск, Серпухов у нас рядом, Чехово. Родители шли, потому что они считали, что раз при монастыре, то какой-то доверительный...
Кира Лаврентьева
— Какой-то порядок.
Наталья Криволуцкая
— Да. Там будет спокойно, порядок. Мы, конечно же, начали с тактичного объяснения, что у нас будет единая форма. Еще ранней весной я заказала всем эмблемы, нашивочки такие красивые на липучке. Если смотреть наши фотографии, 1 сентября, 31, августа, когда у нас было открытие, то все наши ребята в темно-синих жилетках. Мы не стали навязывать какую-то форму/не форму, но решили, что трикотажный жилет очень универсальный и для девочек и для мальчиков подходит, и можно сочетать с юбкой, с брюками, то есть всем.
Кира Лаврентьева
— Как проходит процесс обучения, учебный день?
Наталья Криволуцкая
— У нас 25 детей живут, это те дети, которые находятся... Общежитие у нас только достраивается.
Кира Лаврентьева
— То есть общежитие тоже есть?
Наталья Криволуцкая
— Пока оно на грани...
Кира Лаврентьева
— Планируется?
Наталья Криволуцкая
— Планируется, оно строится очень активно. Это всё зависит от средств, все-таки строится оно силами монастыря. Общежитие будет большое, красивое, на сто человек. Понятно, что раз сто человек на четыре курса, то где-то в среднем по 25 человек на курс мы можем обеспечить общежитием. Сейчас нам в Доме паломника, он рядом, буквально на одной площади с нашим колледжем, выделили целый этаж, и ребята, которым далеко ездить — это Джугский район, это другие дальние районы — там проживают.
Кира Лаврентьева
— Программа Пайдейя на Радио ВЕРА. У нас в студии Наталья Криволуцкая, исполнительный директор технического колледжа при Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевом мужском монастыре. Первый колледж такого рода, дорогие наши слушатели, наверное, в стране первый, да, Наталья? Который находится при монастыре, но при этом является светским.
Наталья Криволуцкая
— Да.
Кира Лаврентьева
— Это очень интересная задумка. Можно было бы сделать его православным, но, я так понимаю, отец Пафнутий сделал его умышленно светским колледжем.
Наталья Криволуцкая
— Причем, колледжем, который все-таки к уровню будет тянуться вузовскому. У нас сейчас преподаватели — преподаватели ВУЗов, преподают математику, информатику. Есть и школьные преподаватели, есть преподаватели, которые к нам приехали из Нижегородской губернии только по духу своему православному. Учитель истории Елисов Андрей Владимирович, заслуженный учитель и довольно известная личность. Лобастов Николай Алексеевич, автор учебников, книги «Записки сельского учителя», он преподавать литературы будет и «Литературную гостиную» с детьми организует. Понятно, что с такими интересными преподавателями даже сам предмет литература... У нас второй преподаватель литературы — матушка София, она учитель русского языка и литературы. Ее муж, священник, отец Вадим, он является духовником наших ребят. Жена куратор, а он духовник. Так что у них не один ребенок, а еще плюс 15 стало. Такая задумка, чтобы были две группы, группы у нас маленькие, по 15 человек, мы не брали большим количеством, даже лаборатории настроены на то, чтобы там занималось не более 15 человек. Помещение большое, но рабочих мест сделали столько, чтобы было комфортно. Учитывая, что в школе сейчас в основном ребята обучаются, где 30 с плюсом может обучаться в классе, то для них это очень приятный бонус. То есть больше получат хороших знаний и индивидуальное обучение. Когда 15 человек в классе, это очень классно, я как учитель это понимаю, это здорово.
Кира Лаврентьева
— Буквально несколько слов, Наталья, как вы в эту историю попали, не могу не спросить.
Наталья Криволуцкая
— Уговорил батюшка Пафнутий. Вообще я учитель начальных классов. Может быть, это Божий Промысл, уже более 15-ти лет, когда в школах только начинал вводиться предмет «Основы православной культуры», мы, наверное, были одни из первых учителей в Калужской области, которые стали работать по учебникам Аллы Валентиновны Бородиной. В школу у нас ввели в тот момент, школа общеобразовательная, но православный урок мы вводили в начальной школе, в каждом классе у нас был предмет ОПК. В виде кружка, во внеурочной деятельности, но результаты показывали довольно хорошие. Тут миграционный вопрос, что место у нас находилось — граница Московской и Калужской областей и приток мигрантов в наш Боровский район огромный. Доходило до того, что в прошлом году, когда я у себя в 3-й школе города Лобаново набирали первый класс, представляете, один класс процентов 80 было славян, а 1Б был набран стопроцентно детей таджикских, это было страшно. Не страшно, но не правильно, на мой взгляд, потому что не все они говорили по-русски. Заводы у нас, рядом Ворсино, технопарк, поэтому если бы в тот момент мы в школе ОПК совсем убрали, то мы потеряли бы вообще ту сущность русского человека, русский дух православный, который до этого у нас витал. Было очень сложно, и тем родителям объяснить. Я 5 лет была директором в 3-й школе, в процентном соотношении мигрантов в школе становилось всё больше и больше, так же, как в районе Боровском. Когда открывается такой момент, первым делом был вопрос, нам звонили ребята-мусульмане, которые говорили: можно, мы тоже будем? Когда подавали документы, не прошли по конкурсу, потому что у них в основном дети со слабым балом. Хотя у нас внутри были сомнения, по идее по закону отказать по вероисповеданию мы не имеем право.
Кира Лаврентьева
— Конечно.
Наталья Криволуцкая
— Это идет нарушение закона. Господь всё управил.
Кира Лаврентьева
— Просто не подходящая для данной школы история была.
Наталья Криволуцкая
— Конечно.
Кира Лаврентьева
— Безоценочно если смотреть на это, то просто не туда они идут.
Наталья Криволуцкая
— Не туда, как-то так получилось. В прошлом году перед днем учителя, год назад, буквально, можно сказать, в эти дни отец Пафнутий меня пригласил, первый был мой отказ, потому что я больше учитель, не преподаватель СПО. Хоть прошла весь путь от простого учителя начальных классов, и завучем, и директором школы, но там было всё своё, всё накатанное, всё родное. Такой вызов, сложно для меня сначала было всё это принять, оставить.
Кира Лаврентьева
— Как ощущение?
Наталья Криволуцкая
— Замечательное, сейчас замечательное. Был период даже можно сказать, какого-то уныния, правильно ли я делаю. Я была в тот момент и депутатом городской Думы, у меня жизнь более светская, активная, налаженная была. Может, от того, что я к монастырю отношение имею.
Кира Лаврентьева
— Простите, Наталья, выглядит как призыв Божий.
Наталья Криволуцкая
— Не знаю. Сын у меня служит в Свято-Пафнутьевом монастыре диаконом.
Кира Лаврентьева
— Вы там не чужой человек.
Наталья Криволуцкая
— Нет. Получилось, что батюшка доверил мне.
Кира Лаврентьева
— Как интересно. Вот еще один разговор про поиск своего пути, он и в течение жизни меняется непредсказуемо.
Наталья Криволуцкая
— Но связь была. Эта идея была еще 16 лет назад, особенно когда мы пытались ввести элементы православия. Даже праздники православные в школе, где огромное количество детей-инофонов, где нам говорят проект другой, а мы все равно тактично не уходим от своего. Это был довольно сложный период, теперь, я считаю, благодать такая после таких трудов.
Кира Лаврентьева
— Там приходилось пробивать дорогу, а здесь уже среда совершенно другая, она располагает.
Наталья Криволуцкая
— Конечно, новые сложности, там мы понимали, что мы работаем с детьми потихонечку с начала, а здесь мы получили выпускников 9-х классов, и 11-х у нас много ребят. У нас в этом году приема после 11-го класса, но они убирали аттестат 11-го класса и говорят: а по 9-му же вы примите? Такие у нас 17-18-летние юноши, один мальчик даже после армии: вы же мне не имеете право отказать? — Ну, нет, конечно.
Кира Лаврентьева
— То есть они школу закончили и пошли еще как 10-классники в колледж.
Наталья Криволуцкая
— Кто-то уходил из 10-х классов, приходили к нам, разные варианты.
Кира Лаврентьева
— Вообще набор после 8-го?
Наталья Криволуцкая
— После 9-го. ОГЭ сдают, 9 класс.
Кира Лаврентьева
— И как дальше всё складывается? Сколько лет обучение?
Наталья Криволуцкая
— Три года 10 месяцев. Хотя мы в программе профессионалитета, она подразумевает ускоренный срок обучения. Но у нас очень сильные, мощные наши партнеры, чтобы дать детям хорошую базу, не стали сокращать по рекомендации партнеров, можно сказать, по просьбе. 11 лабораторий мы открыли в рамках профессионалитета.
Кира Лаврентьева
— Что это такое?
Наталья Криволуцкая
— Лаборатории у нас по специальности. Они до сих пор еще оснащаются.
Кира Лаврентьева
— Для практики, в общем?
Наталья Криволуцкая
— Первый курс — это программа 10-11 класса, насыщенный год, 2 года в 1 пройдут, а уже со второго курса начинают активно в практику. Первые годы практика будет у нас, мастера будут приходить с предприятия, работать у нас на базе, будем посещать экскурсиями наших партнеров-предприятия. А потом они идут, начинают работать. У нас сейчас три основных наши партнера — это КРЭД, Калужский научно исследовательский радиотехнический институт. Это Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» имени Ромашина. И национальный медицинский исследовательский радиологический центр ЦИБО. Председатель нашего Попечительского совета, наблюдательного совета — академик Каприн. На открытие он приезжал. Хочется такой момент рассказать. Когда еще колледж только-только закладывался, батюшка Пафнутий приехал в Обнинск в ЭМР институт, у Каприна в кабинете стояла большая-большая икона «Путеводительница». Батюшка посмотрел, спрашивает, почему икона до сих пор в кабинете? Видно, подарили академику нашему. А он говорит: хотели в храм, который при клинике, но храм маленький и икона никуда не помещается, и вот она стоит. Он говорит: это явно икона для вашего колледжа. Она огромная, красивая, она теперь в центре нашего большого зала, сделали ей красивый оклад. «Путеводительница» открыла нам новый путь, можно сказать.
Кира Лаврентьева
— Какая прекрасная история.
Наталья Криволуцкая
— Да, да. У нас даже много фотографий, на открытии отец Пафнутий всем рассказывает, показывает. Мы сделали памятную табличку, что эта икона... Такая у нас очень хорошая, добрая история. Может быть, символично, что эта икона оказалась у нас в колледже.
Кира Лаврентьева
— А вероучительные какие-то есть предметы? Или все же молитва в понедельник утром и всё?
Наталья Криволуцкая
— Нет, нет, есть. Наш митрополии Калужский и Боровский Климент руку на пульсе всегда держит, очень много рекомендаций давал нам с самого начала, буквально со дня основания колледжа. Одним из его предложений, которое мы сейчас успешно внедрили, было на каждом курсе введение по одному предмету, на первом два, это история религии и антропология. А дальше — семьеведение, история мировых культур. Получается, один предмет в семестр — это совсем мало. Но вместе с тем дети у нас должны будут узнавать, постигать те азы, чего им не хватает в семье, в школе точно. Такие предметы не будут читаться, это или в воскресной школе, либо надо быть просто увлеченным, либо семья должна быть воцерковленная. Часть предметов читают наши духовные отцы, которые приходят, часть Лобастов Николай Алексеевич, который прекрасно проводит эти занятия тоже.
Кира Лаврентьева
— Программа Пайдейя на Радио ВЕРА. У нас в студии Наталья Криволуцкая, исполнительный директор технического колледжа при Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевом мужском монастыре. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы очень скоро к вам вернемся. Пожалуйста, оставайтесь с нами.
Кира Лаврентьева
— Программа Пайдейя на Радио ВЕРА. Меня зовут Кира Лаврентьева. Напоминаю, что у нас в студии Наталья Криволуцкая, исполнительный директор технического колледжа при Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевом мужском монастыре. Удивительно, полпрограммы привыкаю, Наталья, уже почти привыкла, что теперь у нас есть такой колледж при Пафнутьевом монастыре, который является светским по всем документам и по общему подходу. Но, я так понимаю, что есть несколько вероучительных дисциплин, которые вводятся по одному в каждый курс. С этим разобрались.
Наталья Криволуцкая
— И заканчиваются они на 4-м курсе семьеведением.
Кира Лаврентьева
— Семьеведением, тоже правильный подход.
Наталья Криволуцкая
— Когда дети уже при выходе из колледжа, чтобы они потом выбрали правильный путь, семью.
Кира Лаврентьева
— Вы сказали, что в колледже есть семьи, которые считают себя не верующими, но они при этом пришли, отдали своего ребенка и согласились на эти дисциплины: антропология, история религий.
Наталья Криволуцкая
— Конечно.
Кира Лаврентьева
— Нормально? Не было никаких вопросов?
Наталья Криволуцкая
— Нет. Я уже говорила о том, что когда мы в мае собрали День открытых дверей, причем был аншлаг, по QR-коду, как полагается, как сейчас модно, запишитесь к нам, записалось у нас чуть больше 50-ти человек, а пришло больше ста. У нас был полон коридор, в зале места не было, мы сидели на сцене, даже поставили всевозможные лавочки, чтобы как-то... Оказалось, много интересующихся людей, а это сколько еще не знало. Когда приходили родители, подавали документы, задавали вопросы, я говорю: на Дне открытых дверей... Говорят: мы не знали. Для очень многих это было: ну, как же так, мы пропустили, мы не знали. Хотя и по Калужской области и везде давали рекламу, в чаты родительские отправляли.
Кира Лаврентьева
— Ну, не увидели.
Наталья Криволуцкая
— Конечно.
Кира Лаврентьева
— Но все равно попали.
Наталья Криволуцкая
— Попали.
Кира Лаврентьева
— Наталья, скажите, пожалуйста, предусматривается ли, что студенты колледжа потом пойдут в высшие учебные заведения?
Наталья Криволуцкая
— Конечно. Наши предприятия-партнеры имеют выход на целевое обучение довольно во много ведущих ВУЗов России, куда можно будет потом поступить. Один из таких предприятий — КРЭД КНИРТИ. Они сейчас на втором курсе, присматриваясь к детям, присматриваясь потом, кто захочет и сможет у них работать, предлагают потом поступление, уже придя к ним сотрудниками. Во-первых, они со второго курса готовы платить 15 тысяч стипендию для учеников, которые заключают с ними целевое, что придут к ним работать. Я думаю, что для студента второго курса приятный такой бонус.
Кира Лаврентьева
— Это приятно.
Наталья Криволуцкая
— Он уже понимает, что у него такой тыл, что его возьмут на работу, что он не будет где-то там искать, он знает, что сюда. Смысл профессионалитета в том, что лаборатории, которые мы создавали... Во-первых, мы консультировались с предприятиями-партнерами, они давали нам консультантов, я спрашивала, что нужно вам, чтобы дети умели, чему мы должны научить? На каких станках, с каким оборудованием они должны потом у вас работать? Чтобы это было максимально приближено, и разрыва между колледжем и пришел на работу, и он снова как чистый лист, уже не будет. Сейчас к нам поступает потихонечку оставшееся оборудование, оно практически схоже с тем, с каким ребята будут работать на предприятиях.
Кира Лаврентьева
— Наталья, у меня такой к вам вопрос, больше этический. Вы человек опытный, вы много лет работали в школе, взаимодействовали с детьми, и начальные классы, и как управленец работали — детьми вас не удивить. После 9-го класса человек еще не очень зрелый, надо признать.
Наталья Криволуцкая
— Конечно.
Кира Лаврентьева
— А уж по нынешним меркам, так и совсем. Получается, что он выбирает себе серьезную профессию, которая может стать главной в его жизни. Будучи очень молодым, он закрепляется на предприятии, куда идет работать. Насколько это рискованно? Вдруг он просто ошибся? Или родители сказали: иди обязательно на эту специальность, ты будешь хорошо зарабатывать, ты будешь пристроен, у тебя будут какие-то гарантии. Нечего болтаться до 11-го класса, потом не факт, что вообще попадешь куда-то, в какой-то ВУЗ, давай прикладную какую-то специальность выбирай и в носу не ковыряй, грубо говоря.
Наталья Криволуцкая
— Возможно. Я практически всю приемную компанию находилась в том зале, в который приходили родители со своими детьми, мы принимали документы. Основная масса родители мудрые и спрашивали. Некоторые мамы: мы хотим туда. Вот это «мы», это мама, которая вовремя пуповину не отрезала.
Кира Лаврентьева
— Она не говорит он на ребенка.
Наталья Криволуцкая
— Нет, нет, мы, у нее такое — во множественном числе.
Кира Лаврентьева
— Мы поели, мы поспали.
Наталья Криволуцкая
— Да, были такие. Был такой вариант, когда у мальчика спрашиваем: на какую специальность хотите подать документы? Он: куда? Я: кем ты хочешь стать? Он: поваром. Я говорю: у нас нет такой специальности. Мама: да, понимаете, он хочет, но... Я уже отвела маму в сторону и начала с ней беседовать. Да, говорит, у нас там свои льготы, свои бонусы. Я говорю: будет ли ему комфортно, будет ли ему удобно? Мы такую беседу с ней провели.
Кира Лаврентьева
— Будет ли он рад этой учебе.
Наталья Криволуцкая
— Я даже привела свой пример из жизни. Родители у меня технические специалисты, инженеры, в семье один только педагог, это я. И, конечно, они видели во мне инженера. И к этому меня очень готовили, для меня это было очень сложно, а у меня было совсем другое направление в жизни. Хотела изучать английский, китайский язык, в том момент, в 70-е годы это было необычно. Все-таки меня тянуло больше в дипломатию и изучение языков. Родители вовремя отпустили, на отделение китайского зыка меня не взяли, потому что в тот момент я жила в Ташкенте, родилась в Ташкенте. Когда мы пришли подавать документы, там был такой интересный эксперимент, что у девушек документы не принимали на отделение востоковедения, и мне отказали. Я вся разочарованная пошла. Мама, конечно, давай туда. — Нет. Тогда папа первый раз сказал: пусть решает сама. Мы с подругой пошли в педагогический.
Кира Лаврентьева
— И не пожалели.
Наталья Криволуцкая
— Не, не, не.
Кира Лаврентьева
— То есть это прямо ваше призвание?
Наталья Криволуцкая
— Наверное, да.
Кира Лаврентьева
— Тогда вы можете, действительно помогать детям определяться. «Искушен быв, может искушаемым помощи». Будучи искушенным, может помочь и искушаемым. Наталья, что тогда с этой мамой?
Наталья Криволуцкая
— Забрали документы. Ушли. Посмотрите, мы не отговариваем, мы с ней очень долго, спокойно мягко, и в коридоре, и везде. Я говорю: мы примем. Они сначала сдали, потом походили. Тем более они приехали к нам очень издалека. Я говорю: вы можете оставить. Потом они пришли и забрали. И я уверена, что они сделали правильный выбор, ребенок будет прекрасным поваром.
Кира Лаврентьева
— Да, удивительно. Значит, какая сознательность проявилась в нем, 15 лет же.
Наталья Криволуцкая
— Конечно, он настойчиво, а я поваром. Ну вот, видишь.
Кира Лаврентьева
— Наталья, основываясь на вашем педагогическом опыте, откуда берется такое желание самоопределяться в конкретной профессии, когда ребенок вроде маленький, но он уже цельный? Я не говорю, в 15 лет, некоторые и с десяти уже знают, что они врачами, например, будут. Это откуда? И также следующий из этого вопрос: почему некоторые дети вообще ничего не хотят, им вообще ничего не надо и у них странные мечты, никак не соприкасающиеся с реальностью?
Наталья Криволуцкая
— Я не знаю, мне хочется ответить только одним, что ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому. Если он видит, что родители трудяги, целеустремленные, что они не просто, мама бьется, как белка в колесе.
Кира Лаврентьева
— А папа на диване лежит.
Наталья Криволуцкая
— И при этом может даже то, что они работают много, вызывает у них какие-то истерики, то, конечно, ребенок понимает, что труд, работа вызывает обратную сторону, и зачем мне это нужно. Но если они понимают, что родители от работы получают, хоть и сложно, но удовольствие, что есть достижения, и в семье воспитывается. Мне кажется, этой проблемы вообще не должно возникнуть.
Кира Лаврентьева
— Да, то есть все-таки из семьи?
Наталья Криволуцкая
— Да. Это самый первый пример, пример — это мама и папа. Если ребенок видит, что мама приучает его к труду и это будет настолько естественно, настолько нормально, что ему как не трудиться, если это норма для семьи? Как иначе?
Кира Лаврентьева
— Но ведь бывают разные ситуации, мы понимаем. Бывает, что папа иногда работает, чтобы обеспечить семью.
Наталья Криволуцкая
— Тогда теряется тот самый момент. Тогда двойная нагрузка на маму, чтобы объяснить, что ребенок не брошен, что внимание отца есть, и оно будет огромное, но из-за его занятости... Все равно должны быть какие-то моменты соприкосновения, пусть редкие, но выходные. Любящий разумный отец за эти минуты, за эти часы свою любовь в таком увеличенном накопленном передаст своему дитю, это будет здорово.
Кира Лаврентьева
— Наталья, такой вопрос. Специальности назовите, пожалуйста, еще раз, потому что вы их назвали в самом начале, я не запомнила. Думаю, и слушатели наши были бы рады.
Наталья Криволуцкая
— Шесть специальностей. Первая специальность — информационные системы и программирование.
Кира Лаврентьева
— То есть, it?
Наталья Криволуцкая
— it. Вторая — очень смежная, сетевое и системное администрирование. В принципе, они отчасти похожи. Третья — обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, тоже it. Четвертая, самая у нас редкая и интересная — монтаж и техническое обслуживание и ремонт биотехнических и медицинских аппаратов и систем. Одна из самых редких и крайне востребованных. Нам говорили, что новое оборудование, тем более сейчас период импортозамещения, поступает, оно есть. Уметь его настраивать, уметь его чинить, уметь потом его обслуживать, у нас практически очень мало людей. Сейчас мы ждем, что у нас будут такие наставники, которые передадут весь свой накопленный опыт, знания нашим будущим специалистам. Ну, а последняя — в принципе уже не новая специальность — эксплуатация беспилотных авиационных систем. Она у нас актуальная. С этой специальностью были некоторые вопросы у родителей, мамы испуганные, которые волновались, как же так, это же беспилотники, а у нас беспилотники сейчас ассоциируются именно с СВО. Тогда приходилось рассказывать, что это современное направление и очень обширное, не только военные действия, их много применяется и будет применяться в будущем. Перспектива за такой специальностью.
Кира Лаврентьева
— А что там за этим стоит, как можно еще применять такое образование?
Наталья Криволуцкая
— У нас такая красавица стоит. У меня теперь тоже новое совершенно направление, когда выбирали, когда смотрели. У нас такая, агробасс ее называют, такая красивая интересная штука, мы ее собрали, нам помогли ее собрать. Я немножко далека пока от этого. Можно будет потом применение и в сельском хозяйстве, направлений оказывается много везде, то есть в мирных целях очень даже.
Кира Лаврентьева
— И еще скажите, пожалуйста, в какие ВУЗы после колледжа можно пойти?
Наталья Криволуцкая
— ВУЗов несколько. Высшая школа экономики с нами сотрудничает, МИФИ, Обнинский институт наш ИАТЭ, специальностей будет много. Есть ВУЗы, которые напрямую хотят, чтобы потом к себе ребят смотреть. А есть именно предприятия-партнеры, я вернусь, КНИРТИ будут потом направлять на те специальности, которые будут востребованы у них на предприятии. Это может быть путь через предприятие, а может быть дальше направленность.
Кира Лаврентьева
— Программа Пайдейя на Радио ВЕРА. У нас в студии Наталья Криволуцкая, исполнительный директор технического колледжа при Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевом мужском монастыре. Меня зовут Кира Лаврентьева. Наталья, вот такой еще к вам вопрос: есть ли дети, которым надо пойти в колледж? Не только в ваш, а вообще надо пойти в колледж. Им не нужно хватать звезды 10-11 класса, пытаясь сдать ЕГЭ огромными нервами. А может быть, им пойти по этому пути, без невроза? И потом аккуратно выйти на высшее образование, если будет желание, либо пойти по специальности узкой, если тоже будет желание. Как понять родителям, когда нужно останавливаться давить на ребенка.
Наталья Криволуцкая
— Давить не надо вообще.
Кира Лаврентьева
— Или пытаться его вдохновить перейти в 10-й класс обязательно, сдать ЕГЭ в 11-м обязательно. Я сейчас вижу, далеко не все успешно сдают ЕГЭ.
Наталья Криволуцкая
— Совсем не все.
Кира Лаврентьева
— 60 тысяч на репетиторов в месяц порой не влияют ни на что.
Наталья Криволуцкая
— Конечно. А чем закончится потом сдача? Мне кажется, сейчас, как все говорят, начинается расцвет СПО. В этом году 85 лет. Я посмотрела, многие родители, даже не родители, дедушки и бабушки считают, что колледж — это типа ПТУ, техникум. Какое-то пренебрежение. Сейчас они понимают, я многим объясняла, потому что их внуки пошли, они были этим не довольны, а сейчас они говорят: надо же, мы даже не ожидали, что, оказывается, такие перспективы, и так это здорово. Мне кажется за СПО будущее, потому что это и профессионалитет, это и ВУЗ, это и ранняя профориентация. По крайней мере, своим внукам, у меня их трое, я бы посоветовала пойти именно в колледж.
Кира Лаврентьева
— Почему, вот интересно?
Наталья Криволуцкая
— Сейчас в этот момент. Конечно, когда мой сын заканчивал, у меня сын один, я как мать видела, что он должен учиться, учиться в Москве на бюджете. Судьба распорядилась совершенно иначе, он поступил на бюджет, закончил, учился в МИГАИКе, теперь принял духовный сан и закончил Калужскую семинарию. В тот момент таких не было, я даже представить себе не могла, поскольку сама из семьи инженеров, видела в юноше технического специалиста. А в тот момент, это было давно, если бы тогда, более 10-15 лет назад, система СПО так поднималась и процветала, может быть, были другие мысли.
Кира Лаврентьева
— Ну да, ее не было в таком формате.
Наталья Криволуцкая
— Тогда это было училище, коллеж, к этому отношение было такое...
Кира Лаврентьева
— Не серьезное.
Наталья Криволуцкая
— Не серьезное. То, что сейчас происходит, это расцвет системы профессионального образования. То финансирование, те деньги, которые выделяются на современные лаборатории, подход совершенно иной к образованию, я считаю, что это прорыв для нашей страны. Потом все равно у нас дети останутся и при специальности, и трудоустроены, что немаловажно, никто не останется за бортом. С другой стороны, те звездочки, которым нужно получить высшее образование, дальше могут его продолжить.
Кира Лаврентьева
— Наталья, пока не уточняла этот момент. После колледжа все равно ведь нужно сдавать Единый государственный экзамен?
Наталья Криволуцкая
— Там разные варианты, разные ВУЗы — это все сугубо личное, в каждом ВУЗе это...
Кира Лаврентьева
— Но уже не такой спрос, как после школы, после 11-го класса.
Наталья Криволуцкая
— Нет, конечно. А если еще и целевое, мне кажется, и ВУЗ будет в этом заинтересован.
Кира Лаврентьева
— Потому что уже специалист к ним приходит.
Наталья Криволуцкая
— Да, среднего звена специалист, он уже понимает, на что он будет идти. Он не будет, как сейчас у нас менеджеры, юристы, которые, получив высшее образование в платном институте, думают, куда же идти. Возвращаются девушки на маникюр куда-нибудь, и смысла в таком высшем образовании нет никакого. А здесь ВУЗ будет заинтересован в том, что, да, придут к ним уже подготовленные специалисты.
Кира Лаврентьева
— Я почему спросила, у моей подруги старшая дочь закончила 11-й класс, закончила хорошо. Знаете, девочки, как-то это легче дается, ЕГЭ, и на бюджет поступила. А средний сын туго учится. Она говорит: я на это всё посмотрела, даже учитывая ее прекрасную учебу, как она нервничала, как переживала за это ЕГЭ.
Наталья Криволуцкая
— Конечно, это стресс.
Кира Лаврентьева
— Я поняла, что мальчики все-таки более подвижны, более лабильны до определенного возраста, они очень уязвимы, и, может быть, не нужно их слишком сильно продавливать.
Наталья Криволуцкая
— Да, они очень ранимые.
Кира Лаврентьева
— Они как будто бы мальчики, а с другой стороны, нужно их беречь, беречь их психику, пока они не окрепнут. Мне так понравилось то, что она говорит, очень трезвый подход. Она говорит: после 9-го он пойдет в колледж, он сам хочет, и мы хотим. И замечательно, если захочет учиться дальше, пойдет уже, будет видно.
Наталья Криволуцкая
— Да, там уже можно выбрать платно, бесплатно, но это стабильность, это уже уверенность.
Кира Лаврентьева
— У меня тогда муж сразу задает вопрос: а если он передумает, он уже получает узкую специальность, весь кругозор у него сужается. Если он готовился на it, а вдруг решит стать...
Наталья Криволуцкая
— Ассенизатором.
Кира Лаврентьева
— Или историком. У него уже нет такого образования.
Наталья Криволуцкая
— Я думаю, что так уже не случится. Если он уже пройдет 4 курса обучения, то будет понятно. Если ему нужно быть историком, то возможно, он перейдет...
Кира Лаврентьева
— На первом же.
Наталья Криволуцкая
— На первом курсе, на втором, если что-то совсем пойдет не так. Я не говорю, что отчислится по неуспеваемости, нет. Но что-то почувствуется.
Кира Лаврентьева
— То есть еще можно переобуться в полете.
Наталья Криволуцкая
— Конечно. Поэтому ранняя профориентация, у нас именно второй курс ходит на предприятие, их прощупывают, они прощупывают, они смотрят, выбирают. И выбор предприятия, может быть, где-то территориально, а где-то удобно будет, потому что предприятие известное, стабильное. Были у нас варианты, когда приходили мамы и говорят: мы хотим на ремонт медицинского оборудования. Я начинаю расхваливать специальность. Они говорят: что вы, у нас дедушка настраивает, он говорит, что это самая лучшая специальность, он так рад, что он идет по моим стопам. И такие варианты тоже есть. Мы об этом думали, но негде было обучать ребенка.
Кира Лаврентьева
— Да, удивительно, конечно.
Наталья Криволуцкая
— Судьбы разные, интересные.
Кира Лаврентьева
— Интересно еще то, что специальности очень разные у вас.
Наталья Криволуцкая
— Разные.
Кира Лаврентьева
— Я ожидала, что когда вы будете перечислять специальности, это будут сложные названия, одно заменяющее другое, разобраться, какое выбирать, надо иметь семь пядей во лбу. А здесь и медицинское оборудование, и it, и всё, что хочешь, даже беспилотники, что вообще удивительно, не обязательно с военной направленностью.
Наталья Криволуцкая
— Нет, конечно.
Кира Лаврентьева
— Да, Наталья, конечно, это интересно. Скажите, пожалуйста, если поступать на следующий год, когда нужно документы подавать, когда интересоваться начинать?
Наталья Криволуцкая
— Дни открытых дверей будут в мае. Профессионалитет назначает единый День открытых дверей. Мне кажется, можно уже будет пройти, посмотреть. Сейчас очень много дистанционной информации. Про наш колледж, я на первом педсовете коллегам сказала: сейчас к нам шли, в нас верили, мы должны теперь эту планку приподнять, ни в коем случае не опустить, поддерживать, чтобы интерес к нашему колледжу только возрастал, и больше пришло ребят, которым это на самом деле нужно.
Кира Лаврентьева
— Есть ли надежда на то, что количество учебных мест увеличится?
Наталья Криволуцкая
— Батюшка хочет, но мне по душе, чтобы было качество. Не увеличивать количество, а оставить на том, что выбрано.
Кира Лаврентьева
— Общежитие когда планируется?
Наталья Криволуцкая
— Я думаю, к весне наши дети переселятся.
Кира Лаврентьева
— Оно предоставляется кому? Иногородним соответственно? Тем, кто в Боровске не предоставляется?
Наталья Криволуцкая
— Нет, нет. У нас даже Обнинск не попадает, потому что если так делать, то это было бы закрытое учреждение и полностью, как студенческий городок. Может быть, если со временем построим еще одно общежитие, тогда этот вариант возможен будет. Но пока в пределах 25-ти человек с курса.
Кира Лаврентьева
— А на курсе?
Наталья Криволуцкая
— 90.
Кира Лаврентьева
— Курсов?
Наталья Криволуцкая
— Будет четыре. Поэтому что 100 мест у нас пока в общежитии.
Кира Лаврентьева
— То есть это для тех, кто совсем далеко живет.
Наталья Криволуцкая
— Конечно.
Кира Лаврентьева
— Скажите, пожалуйста, сейчас, на данный момент студенты колледжа из самых далеких регионов есть?
Наталья Криволуцкая
— Из Норильска подавал документы один молодой человек. Я поняла, что они не просто так приехали, у него где-то тут бабушка или родственники.
Кира Лаврентьева
— Учится, нет?
Наталья Криволуцкая
— Да.
Кира Лаврентьева
— Удивительно, конечно. И он где-то живет рядом. Наталья, еще вопрос, это больше к отцу Пафнутию относится, но я знаю, что, скорей всего, вы знаете на него ответ. Когда идея возникла построить светский колледж на территории монастыря...
Наталья Криволуцкая
— Рядом.
Кира Лаврентьева
— Все-таки рядом с монастырем.
Наталья Криволуцкая
— У нас даже название улицы другое. Там Дмитрова, 1А, а у нас Большая, 1. Мы через дорогу.
Кира Лаврентьева
— Была ли идея миссионерская? Что дети, находясь в этой атмосфере светлой, духовной, так или иначе, этим пропитаются?
Наталья Криволуцкая
— Конечно. Если посмотреть фильм о том, как зарождался наш колледж, об этих идеях говорят все, и руководители предприятий. Есть хорошие слова, что будут учиться-учиться и когда-нибудь зайдут. Заходят.
Кира Лаврентьева
— Как минимум, даже если ты на каком-то этапе не выбираешь ходить в храм, нужно знать свою историю, нужно познакомиться с духом православия не из шуток и газет, а все-таки напрямую.
Наталья Криволуцкая
— У нас у батюшки родилась идея, 31 у нас было красивое открытие, а 1 сентября после официальной линейки, вступления, классного часа кураторского, мы решили, будем вести традицию — посвящение в первокурсники ребята отмечали ударом в колокол. Батюшка благословил, что ребята со своими духовниками пошли на колокольню, у нас она красивая, интересная, многие были первый раз. Представьте, вокруг необыкновенный вид, Боровский край — очень красивое место, монастырские стены, подняться на колокольню, день был солнечный, теплый, ясный, лица у всех светились буквально. Каждому разрешили, что я теперь студент, аккуратненько ударить в колокол. Потом нам работники монастыря: не можем понять, вроде не Пасха, что ж такое-то у нас? Шли оттуда они, все были наполнены этим духом.
Кира Лаврентьева
— Да, это интересно. Я вспоминаю историю своего знакомого, который жил в Великом Новгороде всю жизнь прожил. Соответственно, там София Новгородская, все храмы новгородские. Но он в храм не ходил.
Наталья Криволуцкая
— Вот так.
Кира Лаврентьева
— Но там жил, жил-жил, жил-жил. И вот уже к середине жизни он говорит: для меня вообще не было вопроса, зачем ходить в храм. Я не ходил на каком-то этапе, но настолько глубинно понимал всю красоту православия, что у меня не было вопросов, почему люди ходят в храм. Когда, наконец, пришло время, он очень органично туда зашел, нет внутреннего конфликта: а почему там то, а почему это? Абсолютно ты точно знаешь, что это прошито на нашей матрице русского человека. Удивительно, конечно. Это пропитывание духом, да, Наталья?
Наталья Криволуцкая
— Да, русский дух, православный дух, это та сила, мощь, энергия, которая все равно рядом. Мы это чувством понимаем. Даже изначально, когда колледж строился и набирался штат, такой был сложный период, мои коллеги, директора школ многие не верили: да, открывает, а где же она учителей найдет? Потому что знают, что сейчас такой кадровый голод. Если сравнить, как мне было в школе сложно найти педагога, сколько сил я прилагала, сколько усилий прилагала. Это были программа «Земский учитель», и «Учитель России», все возможные, как заманить в школу, чтобы еще остался молодой специалист, это был довольно сложный период. А здесь педагоги находили сами меня. Нет, я прикладывала усилия. Кто-то шел потому, что знал меня до этого, работали с кем-то. А некоторые буквально звонили, находили меня вконтакте, просто звонили по рабочему телефону: а вам учитель не нужен? Причем, эти звонки раздаются до сих пор. Наверное, в пятницу это было, тоже звонили: вам учитель русского языка и литературы не нужен? Чтобы в школу звонили и предлагали себя — это редкость.
Кира Лаврентьева
— Особенно сейчас, да?
Наталья Криволуцкая
— Да, конечно. А здесь... это здорово.
Кира Лаврентьева
— А набор учителей уже закончился?
Наталья Криволуцкая
— Да, завершен еще в середине лета.
Кира Лаврентьева
— Наталья, огромное спасибо. Я так понимаю, информацию всю можно узнать на сайте колледжа. Достаточно вбить в поисковой строке «Логос», технический колледж при Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевом мужском монастыре.
Наталья Криволуцкая
— «Логос» Боровск и всё. Сразу появляется наша картинка.
Кира Лаврентьева
— Спасибо огромное, интереснейшая беседа. Напомню, что наши регулярные беседы мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который собирает лучший и самый интересный опыт работы в области образования и воспитания. Узнать подробнее об этом проекте и стать участником или поддержать его вы можете на сайте clever-lab.pro. У нас в студии сегодня была Наталья Криволуцкая, исполнительный директор технического колледжа «Логос» при Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевом мужском монастыре. Мы прощаемся с вами. Всего вам доброго. До свиданья. А вам, Наталья, вдохновения, сил и помощи Божией.
Наталья Криволуцкая
— Спаси Господи.
Кира Лаврентьева
— До свиданья.
Все выпуски программы Пайдейя
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей

Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема











