
Фото: Erik Karits / Unsplash
В богословии существует термин «синергия», то есть сотрудничество Бога и человека в деле спасения души. Неожиданную и яркую иллюстрацию синергии создаёт Александр Мелентьевич Волков. Он известен в основном как автор цикла повестей о приключениях в Волшебной стране маленькой Элли Смит. Об одной из них, которая называется «Деревянные солдаты Урфина Джюса», и пойдёт сегодня речь.
Элли, благополучно вернувшаяся год назад домой, внезапно получает весточку из Волшебной страны: её друзья в беде. Элли и её дядя, бывалый моряк Чарли Блек, отправляются в долгий и опасный путь, который едва не завершается катастрофой. Дело в том, что злая колдунья Гингема некогда расставила вокруг Волшебной страны магические чёрные камни.
Элли и дядя Чарли попались в западню Гингемы. Когда они пытаются уйти от чёрного камня, первая сотня шагов даётся запросто, а дальше словно невидимая пружина, растягиваясь до предела, в конце концов заставляет их вернуться. Хитрая ловушка: вроде и иллюзия свободы есть, но и гибель у камня в конце концов обеспечена.
Спасает Элли и дядю Чарли волшебный виноград, который принесла ворона (на неё, как на жительницу Волшебной страны, магия камня не распространялась). Съев по пригоршне ягод, они получают свободу и сразу уходят от чёрного камня. Так в тексте Волкова проступают очертания богословской аллегории. Спасение героев происходит с помощью винограда. Чёрный камень греха не отпускает человека, и одних личных усилий для того, чтобы разорвать с ним связь, не хватает, помощь мы получаем только от Христа. Неслучайно Элли и дядя Чарли получают силу именно от винограда. В Евангелии Христос именует Себя Виноградной лозой.
Все выпуски программы: ПроЧтение
28 сентября. О подлинной жизни во Христе

В 6-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы».
О подлинной жизни во Христе — священник Родион Петриков.
Как нам понять эти удивительные слова апостола Павла? Преподобный Ефрем Сирин даёт ключ к пониманию, раскрывает парадокс христианской жизни. В глазах окружающего мира, который стремится к славе, к успеху, верующий человек часто кажется неизвестным. Его истинная ценность, его внутренний мир скрыты от внешнего наблюдения, а иногда его и вовсе почитают умершим, когда он терпит гонения, насмешки или просто выбирает путь смирения и отказывается от эгоистичных амбиций.
Однако именно в этой кажущейся слабости и открывается сила Божия. Мир узнаёт таких людей не по титулам, должностям или богатству, а по делам любви, по миру в сердце, по стойкости в испытаниях. Их жизнь сокрыта во Христе, а потому она подлинно жива и подлинно наполнена.
Эти слова — огромное утешение для каждого из нас. Когда чувствуешь себя незамеченным, непонятым или уставшим, помни: твоя настоящая жизнь и главная награда — не в признании мира, а в Господе. И именно это делает нас по-настоящему и действительно живыми.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 сентября. О грехах человека

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак».
О грехах человека — игумен Лука (Степанов).
Речь апостола о том, что раб Христов не может быть рабом греха. Оправдание бесценной кровью Христа Спасителя не может служить для человека оправданием его пребывания в страстях, которые были ему присущи прежде крещения и прежде его христианской жизни.
Апостол указывает на иной дух жизни христианина, и без этого иного духа, без духа Богосыновства, взывающего «Авва, Отче» к своему Создателю и Спасителю, не может быть христианина. Ведь многие, приняв святое крещение и оказавшись в составе христианского общества, тем не менее, не изжили свои навыки к сквернословию, к вражде, к похотям века сего.
И, на таковых взирая, апостол указывает, что зря они надеются на то, что нынешнее звание христианина само по себе поставляет их в число праведников или благонадежных для Небесного Царствия. Неоднократно и в иных местах своих посланий апостол Павел исчисляет: «И пьяницы, и прелюбодеи, и воры Царствия Небесного не наследуют», несмотря на то, что называют себя христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 сентября. О почитании святого Иосифа Алавердского

Сегодня 28 сентября. День памяти святителя Иосифа, епископа Алавердского, жившего в шестом веке.
О почитании святого — священник Стахий Колотвин.
В России все хорошо знают и почитают, и любят, и крестят девочек с именем равноапостольной Нины. Вот она Грузию крестила, просветила. Тем не менее, проходит 200 лет, а под гнётом завоевателей персов — уклонение в язычество, и даже люди крещёные ничего не знают о вере.
Поэтому второе просвещение Грузии — это 13 ассирийских отцов, монахов, которые пришли и поселились сначала в одном месте, а потом в разных уголках Грузии для того, чтобы проповедовать веру Христову, прежде всего, примером своей праведной жизни.
Из 13 ассирийских отцов более всего известен у нас преподобный Давид Гареджийский, но и он просто игумен монастыря. А вот сегодня мы празднуем память епископа Иосифа Алавердского, который был избран не просто для проповеди Христа, но и для руководства Церковью в Восточной Грузии, в Кахетии.
Его мощи покоятся в великолепном соборе Алаверды, который ещё буквально 20 лет назад, на протяжении тысячи лет, был самым высоким строением в Грузии. Этот собор напоминает нам о величии подвига святого.
Был там с паломниками первый раз ещё шесть лет назад, и когда спустя несколько лет мы снова проезжали рядом и ехали в другой монастырь, то, конечно, мы не могли не остановиться, потому что это величие собора над виноградниками напоминает нам, каким был великий святой угодник Божий.
Все выпуски программы Актуальная тема