«Творчество и вера». Михаил Щепенко - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Творчество и вера». Михаил Щепенко

Творчество и вера (14.09.2025)
Поделиться Поделиться
Вид с вечерней улицы на подсвеченные окна

У нас в гостях был основатель и руководитель Театра Русской Драмы Михаил Щепенко.

Мы говорили с нашим гостем о его приходе к вере, как возникал Театр Русской Драмы, и как со сцены в спектаклях удается поднимать христианские темы.


Диакон Игорь Цуканов

— Добрый вечер, дорогие друзья. «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Как всегда в это время в студии диакон Игорь Цуканов. Рад представить вам, дорогие друзья, нашего сегодняшнего гостя, с которым вы уже знакомы, потому что он неоднократно бывал в этой студии. Это Михаил Григорьевич Щепенко, художественный руководитель Московского театра русской драмы, режиссер, актёр, засуженный деятель искусств России. Нужно сказать, что в конце августа, совсем недавно, Михаилу Григорьевичу исполнилось 80 лет, замечательный юбилей. От души поздравляем вас, Михаил Григорьевич, с этим юбилеем.

Михаил Щепенко

— Спасибо и добрый вечер.

Диакон Игорь Цуканов

— Из этих 80-ти лет более 50-ти лет, как мы посчитали 51 год, Михаил Григорьевич занимается театром, театральным искусством. Московский театр русской драмы — это его детище, его и его супруги, Тамары Сергеевны Басниной. Что еще сказать? В репертуаре этого театра порядка 35-ти спектаклей сейчас.

Михаил Щепенко

— Да.

Диакон Игорь Цуканов

— Это примерно половина из всего, что ставилось в разные годы. В общем, обо всем этом мы сегодня постараемся поговорить. Михаил Григорьевич хотелось мне начать вот с чего. Вы родились в 45-м году, в год Победы. Вы, наверное, помните конец 40-х — начало 50-х годов. Что это было за время?

Михаил Щепенко

— Конечно, жить было не очень просто, хотя я все-таки родился в Сибири, непосредственно там войны не было. Хотя она была в том смысле, что это Кузнецкий комбинат.

Диакон Игорь Цуканов

— На фронт уходили.

Михаил Щепенко

— Это очень существенная база всей промышленности, которая работала на войну. Всё это ощущалось. Но ощущалось не какая-то сверхъестественная тяжесть. Было непросто, сейчас я понимаю, насколько беднее мы жили по сравнению с сегодняшним днем, но была в принципе радостная атмосфера вокруг меня. То, что в это время существовали какие-то отклонения по части культа личности, все эти «черные вороны» — это было вне моего внимания. У меня даже с одним священником спор был, он был моложе меня, и он говорил мне, что все люди понимали, какая тяжкая власть над ними. Но это не совсем так и даже совсем не так. Взрослые совершенно люди верили в ту систему, в которой они существовали, любили Сталина, плакали. Я помню, как плакал весь народ, можно сказать. Как этот последний гудок, мороз, стоят люди, Сибирь, без головных уборов и плачут мужчины, толпа прямо. Как наша заслуженная учительница, у меня замечательная была учительница в 1-2-м классе, вошла и крепилась и сказала нам, умер Сталин, у самой слезы текут. То есть была какая-то атмосфера единства. Во всяком случае, наш двор, четыре дома, которые стоят по периметру — это особый микрокосмос, в котором были, не думаю, что это преувеличение, какие-то существенные начала любви. Была доброта, были истинно товарищеские, истинно в самом хорошем смысле коммунистические отношения среди детей. Могу вспомнить это время только, как светлое. Были, конечно, толпы заключенных, которых проводили тоже, мы смотрели, для нас этот мир был чуждый и страшноватый. Были даже драки между дворами, всё было. Не думаю, что это просто потому что, что прошло, то стало мило. Думаю, что не только по этой причине. А все-таки было что-то, чего сейчас не хватает. Может быть, это является причиной того, что мы играем для детей спектакли ретро на основе произведений Носова, Крапивина. Эти спектакли пользуются огромным успехом у зрителей, и у молодого, и у пожилого.

Диакон Игорь Цуканов

— Мы поговорим, я, надеюсь, об этом тоже упомянем. Мне еще хотелось спросить, немножко возвращаясь назад. Вы рассказывали о том, что ваш путь к вере был непростой и долгий, вы к вере пришли от неверия, достаточно осознанного неверия, разными путями, и какие-то восточные были увлечения, в сфере восточных религий, у вас. В итоге вы пришли к христианству. Мне хотелось спросить, мне кажется, в прошлый раз мы об этом немножко не договорили, когда встречались. Что в христианстве вас привлекло? Что в Евангелии для вас оказалось важно? Почему вы так крепко утвердились в итоге именно в православной вере? Благодаря чему? Или, может быть, благодаря кому?

Михаил Щепенко

— На меня огромное влияние каким-то образом, это очень трудно, это таинственная вещь даже для самого человека, имел преподобный Сергий Радонежский, просто огромное. Мы действительно шли кривыми путями. Мы были настолько отравлены атеизмом, и, даже понимая, что это неправда, что Бог несомненно есть, мы головой понимали, а в сердце вера не приходила. Знаете, у Пушкина стихотворение «Безверие»: «Ум ищет Божества...».

Диакон Игорь Цуканов

— «А сердце не находит».

Михаил Щепенко

— «А сердце не находит». В таком положении я находился лет десять, когда я понимал, что так нельзя, и не мог сделать этого шага, сидела какая-то задвижка-заглушка, которая не позволяла. Вот здесь как раз восточные учения для нас были, как это ни странно, таким кривым путем, таким мостиком, и возникло это чудо — вера. Собственно, когда сердце ощутило ее, тогда всё встало на свои места.

Диакон Игорь Цуканов

— А вы помните первое свое прочтение Евангелия и первые свои мысли или какие-то, может быть, эмоции? Хотя не всегда первое прочтение запоминается, иногда это бывает далеко не первое. У вас как это было?

Михаил Щепенко

— Для меня личность Христа, я не помню конкретно, я не просто восхищался, не просто поражался, наверное, это называется любовью все-таки. Возникла любовь ко Христу, это, наверное, самое дорогое. Если это ощущаешь, то, я думаю, что все остальные вопросы для моего сознания, отравленного рационализмом, сомнением, решаются.

Диакон Игорь Цуканов

— Если есть любовь, то всё остальное преодолевается?

Михаил Щепенко

— Да, именно любовь. У меня даже стихотворение есть, в книжке напечатано, как можно любить Бога, когда... как мы можем любить то, что не видим? Ответ опять заключен в этом — люби Христа и всё полюбишь.

Диакон Игорь Цуканов

— Всё поймешь.

Михаил Щепенко

— Если это есть в тебе, то уже есть то, на чем ты можешь строить свое сердце, свое здание.

Диакон Игорь Цуканов

— Михаил Григорьевич, ваш приход в веру был уже в то время, когда вы театром занимались или еще до.

Михаил Щепенко

— С давних времен — служи искусству — есть такой лозунг, думаю, что для большинства художников. Искусство — это кумир, в конце концов, и художник делается кумиром. Для меня всегда почему-то, я не знаю, я не анализировал этот вопрос, просто служить искусству было внутренне не нужно, нужно служить сверхзадаче, по Станиславскому если говорить. А сверхзадача это то, что больше, чем искусство. С этим, наверное, многие могут не согласиться, но всегда наш театр отстаивал некую идею. В мире идет напряженнейшая духовная борьба, и не только духовная, естественно. Поэтому, так или иначе, ты находишься по какую-то сторону линии соприкосновения. Я, собственно, и занялся театром в свое время по той причине, что у меня был внутренний сильный протест против системы. Я видел ложь, видел несправедливость, то есть я очень болезненно реагировал на то социальное бытие, в котором мы тогда пребывали. Социальный протест рвался из меня. Я пытался писать стихи, но мне потом сказали, что нет, не печатные у тебя стихи. Я издавна любил театр, с детства и как зритель и как участник постановок самодеятельных. Театр имеет возможность говорить о самом существенном, больном, социальном не словом, слово контролируемо, но пауза, подтекст.

Диакон Игорь Цуканов

— Интонация.

Михаил Щепенко

— Интонация и так далее. Их невозможно проконтролировать. Это была потребность стремления к свободе. Это то либеральное начало, которое в то время не было таким неприятно звучащим, как сейчас. У нас были потом поставлены спектакли социального направления, они шли с успехом. Но затем, когда мы поняли, что человек далеко не только горизонтальное существо, когда мы стали искать активно в восточных учениях истину, когда это для нас стало нашим убеждением, возникли спектакли «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», например, на которую вся Москва рвалась в то время. Или «Фантазии Фарятьева», которые мы трактовали определенным образом. Впоследствии, когда мы осознали, что находимся в состоянии прелести, то есть лжи в превосходной степени, когда мы поняли, что мы только христиане и больше никто, с тех пор у нас только одно стремление — созвучать с теми идеями, которые в себе содержит христианство.

Диакон Игорь Цуканов

— «Вечер воскресенья», дорогие друзья, на Радио ВЕРА. Сегодня у нас в гостях Михаил Григорьевич Щепенко, художественный руководитель Московского театра русской драмы, режиссер, актер, заслуженный деятель искусств России. У микрофона диакон Игорь Цуканов. Михаил Григорьевич, вы когда-то сказали, что сейчас время, когда серьезного искусства публика не принимает, когда нужно развлечение людям. С одной стороны, это очевидно так, с другой стороны, наверное, трудно сказать, было ли когда-то время, когда было не так. Всегда люди, наверное, жаждали, за исключением коротких исторических промежутков, когда люди действительно тянулись к чему серьезному, в целом человек склонен к развлекательной, поверхностной культуре. Вопрос мой заключается в том, что делать в этой ситуации художнику, режиссеру, актеру? Каким образом можно воспитывать зрителя, воспитывать людей и нужно ли это делать? Потому что иногда это самонадеянно, брать на себя роль воспитателя. Как вы к этому относитесь?

Михаил Щепенко

— Если сказать о роли воспитателя, я так не смотрю — бытует такое мнение — что мы делаем людей немножко лучше. К нам давно-давно приходила знаменитая актриса в гости, и она говорила, что люди чуть-чуть станут лучше. Я так не смотрю. Я смотрю на спектакль таким образом. Я протягиваю руку свою зрителю, мне нужна тоже опора, мне нужно единство со зрителем в тех мыслях, в тех чувствах, которые для меня являются существенными. Я протягиваю руку, зритель принимает эту руку, мы взаимно друг друга поддерживаем. Именно театр, как никакое другое искусство, способен давать эту поддержку. Потому что человека нельзя взять и изменить, человек меняется тогда, когда в нем самом возникает это желание. И желание, прежде всего, состоит в том, что мы во благом можем объединиться и поддержать друг друга. Актер такая профессия, очень уязвимая, слишком много больных, и психически больных людей, и порочных людей в актерской среде. В принципе, актеру как творцу в некотором роде, нужна эта поддержка. Когда она появляется в жизни человека, зрителя или актера, я знаю, насколько это драгоценно сердцу, потому что это сердечная поддержка. Русское искусство в целом, Иван Александрович Ильин говорил об этом хорошо, что русская культура — это культура любви, и есть два качества, от которых не может она избавиться просто в силу своих внутренних качеств: это совестливость и сердечность. Эти качества невозможно воспитать нотацией, нравоучением, они должны попасть в сердце. Как Толстой говорил: назначение искусства состоит в том, чтобы переводить из области ума в область сердца идею «возлюби ближнего как самого себя». Эта способность перевести в сердце идею есть только у искусства, и у театра наибольшая возможность.

Диакон Игорь Цуканов

— Это похоже на то, что вы говори ли и о вере. Когда вера из ума переходит в сердце, такой важный момент. А бывало у вас так, что поддержка не ощущается со стороны зрителя? Когда вы протягиваете руку, а никто не берется за нее. Были такие моменты?

Михаил Щепенко

— Очень мало, но были.

Диакон Игорь Цуканов

— И это, наверное, всегда трагедия?

Михаил Щепенко

— Это ужасно, конечно, это с молодежью случается. У нас такой спектакль был «Конь вороной», значительный для нас спектакль по Савенкову, серьезный очень спектакль. А молодежь нынче, к сожалению, либо не театральна, либо антитеатральна, то есть не воспитана.

Диакон Игорь Цуканов

Антитеатральна — это как?

Михаил Щепенко

— То есть театр не нужен.

Диакон Игорь Цуканов

— Просто не ходят и всё, отрицают.

Михаил Щепенко

— А не театральна — ходят, но потеряли возможность контактировать, живого контакта. Все эти механизированные, или как их назвать, опосредованные контакты, телевизор и кино даже, не говоря уже о всех этих гаджетах, это лишает человека...

Диакон Игорь Цуканов

— Способности контактировать вживую, да?

Михаил Щепенко

— Это такое оскопление души, потому что недаром говорят «роскошь человеческого общения». Это действительно то, без чего человек...

Диакон Игорь Цуканов

— Не совсем человек.

Михаил Щепенко

— Да, и даже совсем не человек. Так вот, этот спектакль начинается, я сижу на самом переднем плане, я играю весь спектакль, а передо мной мальчишки — 9, 8, 10-й, может, класс. Они, если приходят с девочками, им хочется определенным образом выглядеть перед девочками, и у них шуточки, смех. Я остановил спектакль в самом начале и сделал им небольшое внушение, они онемели. Это словно с экрана к ним вышел живой человек, эффект такой. И дальше спектакль смотрели затаив дыхание. Дальше таких случаев практически нет, может, еще один был. Но в целом, даже трудная аудитория, трудная — это именно подростковая, это возраст самый не театральный. Если детские спектакли, потом взрослые, а промежуток самый уязвимый для человека, в это время человек чего-то другого хочет. А, может быть, нет тех, кто нашел язык для этого возраста.

Диакон Игорь Цуканов

— Ну да.

Михаил Щепенко

— Но есть спектакли, которые... У нас «Ангел скорбное понимание», там мы вдвоем играем, там мы даже провоцируем, пусть реагируют. Они там смеются, ведут себя очень... он именно для молодежи. А после спектакля гробовое молчание, плачут в туалете, обычно шоковое состояние.

Диакон Игорь Цуканов

— Я хотел немножко эту тему развить про общение со зрителем и про обратную связь от зрителей. Понятно, что во время спектакля есть понимание, насколько зритель вовлечен в то, что происходит на сцене. Этого достаточно или нужно какое-то еще общение? Я знаю, что после спектакля периодически вы встречаетесь со своими зрителями, общаетесь в комнатке особой. Это какой-то тоже отдельный способ общения, обмена эмоциями, мыслями, или это, скорей, семейное что-то?

Михаил Щепенко

— Это существенное общение, но главное не это. Главное — это участие в процессе. Зритель именно в театре и нигде больше — сам творец. Есть творец талантливый, есть не очень, а есть совсем не талантливый. Один зритель просто идет к тебе навстречу, и это упоение играть с таким зрителем, это радость творческая, потому что идет как раз взаимодействие. А есть зритель, который, может быть, рациональный. Это не значит, что спектакль неудачный. Артисты играют и знают, как реагируют в определенных местах, и ждут этой реакции, а бывает, ее нет. Это, конечно, артиста не очень поддерживает, но мы понимаем, что надо играть на полную катушку, и зритель в основном, так или иначе, раскрывается.

Диакон Игорь Цуканов

— Раскачивается.

Михаил Щепенко

— Не так ярко, как хотелось. Но как люди бывают сдержанные, может быть, у них какое-то небольшое слово, небольшая даже в качественном отношении оценка содержит в себе больше, чем пылкий восторг, который может легко пройти.

Диакон Игорь Цуканов

— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, напоминаем вам, что сегодня у нас в гостях Михаил Григорьевич Щепенко, художественный руководитель Московского театра русской драмы. Театра, который существует официально с 1987-го года, правильно, да?

Михаил Щепенко

— Да, хотя там есть нюансы.

Диакон Игорь Цуканов

— А фактически Михаил Григорьевич занимается театральным искусством, опять же, если не ошибаюсь, с 1974-го года, когда был поставлен первый спектакль, да?

Михаил Щепенко

— Немножко больше, просто с 74-го года это, собственно, наш коллектив, наш театр, мы создавали с 74-го года. До этого мы тоже с Тамарой Сергеевной ставили спектакли. Но театр наш начался 7 октября 74-го года.

Диакон Игорь Цуканов

— Понятно, то есть скоро будет не то, чтобы круглая, но значительная дата. У микрофона диакон Игорь Цуканов. Мы вернемся в студию буквально через несколько секунд. Пожалуйста, не переключайтесь.

Диакон Игорь Цуканов

— Добрый вечер еще раз, дорогие друзья. «Вечер воскресенья» на Светлом радио. У микрофона диакон Игорь Цуканов. Сегодня мы беседуем с дорогим гостем Михаилом Григорьевичем Щепенко, художественным руководителем Московского театра русской драмы, режиссером, актером. Сам Михаил Григорьевич, не в каждом спектакле, но в значительном их количестве присутствует на сцене, играет ключевые роли в ряде спектаклей. Также Михаил Григорьевич заслуженный деятель искусств России. Мы продолжаем нашу беседу, которая началась в прошлом получасе. Вещь, которую вы сказали в прошлом получасе о том, что театр позволяет невербальными способами, интонацией, жестами, паузами выразить какие-то вещи, которые просто словом иногда сложно передать. Поэтому театр такое пространство свободы, пространство выражения смыслов, которые могут быть актуальными на сейчас. Я хотел вас спросить, Михаил Григорьевич, у вас же есть спектакли, которые на сцене уже очень давно. «Женитьба» гоголевская или, например, спектакль «Царский путь» о святом патриархе Гермогене, который в 2012-м году был поставлен, если не ошибаюсь. Тоже уже ему 13 лет исполняется в этом году. То есть спектакли, которые на сцене давно. Наверняка что-то меняется в них с течением этих лет. Наверняка какие-то акценты вы ставите иначе, чем ставили когда-то. Могли вы немножко об этом рассказать? Как у вас происходит творчество внутри спектаклей, давно живущих?

Михаил Щепенко

— Во-первых, по поводу того, наверное, этот вопрос существенен, почему они так долго живут? Очень многие спектакли у нас живут очень долго. Казалось бы, и нам часто говорят, это не премьера. То есть мы продолжаем работать, у нас нет принципа — сделал спектакль и в прокат его. Нет, идет постоянный процесс, спектакль должен жить. Если мы перестаем над ним работать, то он умирает. А мертвый спектакль — это тягостное зрелище обычно. Причина того, что спектакли такие долгожители, та, что мы все-таки очень много души, сил, средств вкладываем в каждый спектакль. Мы не ставим спектакли, в которых мы высказываемся на тему, очень нас волнующую, на дорогую для нас тему. Предположим, как тему всегда утверждающую, так и отрицающую что-то, эта тема остается. К сожалению, мир меняется не так быстро, как бы мы хотели, и борьба эта идет и продолжается. И если звучит это сокровенное слово, которое есть в спектакле, не исчезает, то он играется. Поэтому нам невозможно расстаться со спектаклями, которые продолжают идти с огромным успехом. Это о причинах, почему мы не расстаемся со спектаклями. А меняется время. Я чуть-чуть сказал о спектакле «Ангел скорбное понимание», ему уже 30, а может быть, даже больше лет. Вначале мы играли его, как современный спектакль, это в подвале магазина происходит, сторож и юноша, который разочаровался тогда еще в социалистической жизни. В общем, такой острый конфликт двух человек. Через несколько лет, когда мы играли, сейчас трудно высчитывать, это связано и с 90-ми годами и со всем дальнейшим, мы почувствовали, что зрительский интерес словно стал ослабевать. Мы думали даже, может быть, он действительно устарел, время-то совершенно другое. Но прошло сколько-то времени, и вдруг мы поняли, что чуть ли не еще сильнее интерес зрителей. Почему, даже сейчас трудно сказать. И уже совершенно неважно, что это происходит еще в социалистические времена. Важно другое — опять-таки вопрос совести, вопрос веры, они вневременные. А в смысле умышленного изменения спектаклей, наверное, если говорить об этих спектаклях, нам часто говорят, я посмотрел сегодня другой спектакль, когда через какое-то время. А мы другой спектакль не делали, мы просто интуитивно, наверное, где-то и сознательно, ощущали, что сегодня это звучит верно, звучит нота та, попадаем. А где-то если мимо, значит, эту ноту меняем. То есть это очень тонкий процесс.

Диакон Игорь Цуканов

— Настройка каждый раз заново. Как оркестр настраивается каждый раз, так и труппа, спектакль. Меняются актеры, у вас за более чем пятьдесят лет, которые вы занимаетесь театром, перед вашими глазами прошли поколения актеров. И, наверное, с каждым новым составом тоже и спектакли меняются и сами актеру, хотел спросить, меняются или нет? Вы же для них режиссер, художественный руководитель театра, вы для них наставник. Что вы стараетесь, если приходят новые актеры к вам в театр? Наверное, это случается время о времени?

Михаил Щепенко

— Конечно.

Диакон Игорь Цуканов

— Хотя, я знаю, что ваш театр это большая семья, и не так часто какие-то замены. В любом случае, новые актеры появляются. Что для вас важно в них сохранить? Какое качество, какую жилку, которую вам всегда важно, чтобы она была в каждом новом актере, в каждом новом поколении? Они же все разные, наверняка, поколения-то другие.

Михаил Щепенко

— Когда мы создавали театр с самого начала, у нас же был замысел такой, создавать театр с нуля. Мы, будучи тогда любительским кружком, уже записали в своем уставе стать театром, нужным обществу, тогда это было невозможно совершенно. Но мы планомерно шли к этому, и довели себя до того, что уже играли солидный репертуар, оставаясь любителями. Это уже была работа на износ. Но потом возникла возможность стать профессиональным коллективом и жить уже театром. Если бы этой возможности не возникло, то, наверное, театр надо было закрывать, слишком он требует много, всего человека.

Диакон Игорь Цуканов

— Извините, я перебью. Что значит, стать профессиональным коллективом? Это актеры, которые ничем другим не занимаются, только игрой в театре?

Михаил Щепенко

— Да. Даже если говорить о театре, где актеры оплачиваемы, есть такая фраза: «Театр строят безумцы». Создавать театр это не то, что здание, коллектив набранный, даже хорошие актеры, хорошие режиссеры, театр — это то, что внутри. А внутри должно быть идейно-эстетическое единство. Как его создать? Коллектив единомышленников, говорит Станиславский, коллективный художник — практически это иллюзия. Но безумцы как раз и пытаются создать, потому что когда есть это единомыслие в какой-то степени хотя бы, тогда и возникает что-то настоящее.

Диакон Игорь Цуканов

— А в какой степени единомыслие? Сложный вопрос, наверное, без ответа, но что для вас важно, чтобы было?

Михаил Щепенко

— Прежде всего, вопрос в основных убеждениях. Несомненно, вопрос веры. Для нас это действительно очень важно. Весь этот поиск, о котором я говорил, поиск Бога происходил не только со мной, рядом были и Тамара Сергеевна, и другие наши артисты, Сергей Прищеп и более молодые, и дочь наша Юлия Щепенко, и Аркадий Аверин, и Дмитрий Поляков и Валерий Андреев, то есть тот костяк. Поиск веры, поиск истины, писк того, ради чего стоит этим заниматься. Потому что просто поразвлекать, доставлять удовольствие, для меня это не нужно.

Диакон Игорь Цуканов

— Служить искусству.

Михаил Щепенко

— Формировались наши убеждения параллельно. Мы были не просто исполнителями ролей, а мы прежде всего были людьми, которые ищут основополагающие опоры жизни, в конце концов, в духовной жизни. Коллектив наш теперешний, наше старшее поколение, которое, к сожалению, уже уходит частично, очень талантливые люди, мы сложились не просто семьей, а семьей в огромной степени все-таки единомышленников. Это великая радость, это замечательные люди талантливые и талантливые артисты. Может быть, наше единое общее движение к одной цели, прежде всего, и раскрывало таланты. У нас замечательные артисты, и мы на этом стоим. Но приходит молодежь, это процесс длительный, в течение всех этих 50-ти лет всё это осуществлялось, люди отбирались по крупицам. Огромное количество людей прошло через наш театр, но осталось не очень много. Когда люди приходят, у нас есть такое требование, не только одаренность, но мы пытаемся угадать, может ли быть в этом человеке психология общего дела. Есть люди единоличники, писатель, например, или скульптор — это работа одного человека. А здесь само понятие коллективный художник — это группа людей, которые должны дышать одним воздухом, иметь одну группу крови, как говорят еще. Именно это требование — психология общего дела, потому что мы смотрим на наш театр не как на заведение, в которое актер пришел, отрепетировал, сыграл роль. Нет, все проблемы театра лежат на плачах всего коллектива, и тут надо быть монтировщиком, я монтировщик, любым специалистом. Конечно, есть и сугубо специалисты, звукорежиссер, светооператор, работники администрации, но в целом, я не просто единица, я не просто актер, которого легко заменить, у нас нет вторых составов практически. Каждый актер подсознательно, на наш взгляд, должен ощущать, что эта роль — это он, это его роль. Управлять труппой, когда одного можно легко заменить на другого, проще. Так мы больше зависим от совести каждого актера, но мы сознательно идем на то, что роль исполняет один актер. В случае экстренном, лучше ввод самый тяжелый, чем такое дублирование. И тут возникает качество неповторимости того, что мы делаем. Для нас это очень дорого.

Диакон Игорь Цуканов

— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. У нас в гостях Михаил Григорьевич Щепенко, художественный руководитель Московского театра русской драмы, режиссер, актер, заслуженный деятель искусств России. У микрофона диакон Игорь Цуканов. Мы продолжаем нашу беседу. Михаил Григорьевич, это интересный факт, который вы приоткрыли сейчас, про то, как устроены взаимоотношения в театре. Наверное, это вообще-то редкость для театров, я так думаю. Но хотелось в этой связи вспомнить несколько спектаклей, которые у вас в последнее время были поставлены или сейчас в ближайшее время должны появиться. В частности, спектакль «Капитанская дочка», который появился полтора или два года назад. Что сподвигло вас взяться за это произведение, хотелось спросить. С одной стороны, понятно, что это Пушкин, может быть, одно из первых произведений, которое приходит в голову, когда думаешь о классике, о классических произведениях, которые хорошо бы поставить. Но, с другой стороны, таких произведений наверняка очень много, за которые хотелось бы взяться: Достоевский, может быть, Солженицын, много таких вещей. Но, видимо, «Капитанская дочка» вам показалась чем-то созвучной то ли со временем, то ли с вашими мыслями. Могли бы вы немножко рассказать про это?

Михаил Щепенко

— Тут мыслей очень много. Первое, Пришвин называл «Капитанскую дочку» своим евангелием в свое время. И действительно, есть что-то. Кто-то находит какие-то аналогии: «Отче наш», это молитва, «Отец мой...» начинается произведение, даже начало. Такие аналогии почти буквальные. Скорее все-таки меня волнует та идея, которая заключена в «Капитанской дочке». Валентин Семенович Непомнящий, с которым театр дружил, он у нас выступал неоднократно, назвал основную тему творчества Пушкина — тема блудного сына. То есть человек в мире — блудный человек, к сожалению, в мире современном. Думаю, что время прошло после Пушкина, но заблудился человек еще больше. Поэтому эта тема для нас очень важна. Но в «Капитанской дочке» присутствует другая тема, та самая тема страшного русского бунта. «Не дай Бог», — слова Пушкина.

Диакон Игорь Цуканов

— «Увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Михаил Щепенко

— Да. Но мы относимся к бунту, наш театр, и, наверное, христианское сердце так должно относиться: человек в принципе сейчас в бунте. То, что мир лежит в апостасии, что человек без Бога, что человек собой заменил Бога — это такая роковая, страшная ошибка в истории человечества и в нашей истории. Мы до сих пор существуем идеей эпохи Возрождения, тем более эпохи просвещения, они в нас существуют. Наше мышление, как святейший патриарх назвал систему мышления психологии Запада секуляризмом, но это и к нам относится. Мы в огромной степени секулярны, то есть горизонтальны. Наше творчество, наши спектакли в разных вариантах говорят на эту тему. Эта сугубо горизонтальное бытие человека, которое сейчас в огромной степени торжествует — это та беда, которая ведет человека... ни к чему хорошему не ведет. Мы это видим, в каком состоянии сейчас мир. Так вот тема бунта очень важна для нас. Очень важен путь Петруши Гринева, который наделен, несомненно, очень хорошими качествами, но, тем не менее, он, увлеченный своей Машей, готов пойти на венчание с ней, вопреки воле отца. А она отказывает, она смиренно выполняет то, что должна выполнять. Это, как у Пушкина «Татьяны милый идеал», и здесь тоже. У него девушки эти, в основном Маши, и в «Дубровском» тоже, именно так себя и ведут. Воля родителей — подчинение, я венчана, значит, всё. Сегодня это сверхактуальная тема. Мы видим, как Гринев даже стал молиться только перед тем, как его привлекли к суду. 18-й век, казалось бы, еще растление умов не достигло тех результатов, которые были в 19-м веке, но впервые пишет «я стал молиться» только тогда. Это тоже в целом путь блудного сына к отцу. И я ощущаю какое-то предостережение гения против бунта, который не только так материализуется в народном или казачьем восстании, казачьей бедноты и всякой сволочи, как называл Пушкин, который существует, прежде всего, в душах, в умах. Это влияет на всё, на все проблемы, в том числе и проблему народосохранения, народосбережения.

Диакон Игорь Цуканов

— Да-а. Хотелось еще сказать, что есть новые спектакли, над которыми вы сейчас работаете. Я так понимаю, что по крайней мере один из этих спектаклей ставит ваш сын Дмитрий Щепенко?

Михаил Щепенко

— У него есть намерение, он еще выбирает. Он поставил два спектакля. Мы выпускали в свое время четыре курса актеров своих и курсы режиссеров. У нас есть в театре наши же артисты заслуженные, которые являются режиссерами, они тоже поставили по несколько спектаклей.

Диакон Игорь Цуканов

— У вас, получается, еще и в хорошем смысле школа режиссерского мастерства, причем семейная школа, что тоже делает это чем-то очень уютным, что ли. Что это за спектакли будут? И вообще как вы относитесь к постановкам ваших детей, Юли Авериной и Дмитрия? Кем вы себя видите в этих спектаклях: наставником, или помощником, или сотворцом? Какая здесь ваша роль?

Михаил Щепенко

— Наверное, вы правильно назвали, в каких-то пропорциях всё это, но они самостоятельные художники, оба литературно одаренные. У нас не только они, у нас и другие артисты-режиссеры пишут. Как Табаков говорил когда-то, что драматурги должны рождаться в театре самом.

Диакон Игорь Цуканов

— Среди актерской среды.

Михаил Щепенко

— Вот у нас в качестве драматургов Юлия Щепенко, и Дима, и Валерия Полякова, и я.

Диакон Игорь Цуканов

— Могли бы вы о каком-нибудь из этих спектаклей, которые предстоят, сказать? Может быть про... «Дружок», да, называется спектакль по Николаю Носову?

Михаил Щепенко

— «Дружок», да, по Носову.

Диакон Игорь Цуканов

— Чем этот материал вас увлек, почему вам кажется, что это сейчас?..

Михаил Щепенко

— Мы уже с вами коснулись в первой части нашей беседы этой темы. Тем, что все-таки мы живем в эпоху капитализма, люди меняются неуловимо, идеалы меняются, золотой телец делается очень часто, слишком часто, диктатором поступков и меняет психологию людей кардинально часто. Человек должен быть дельцом, человек должен быть предпринимателем. Всё это с одной стороны, хорошо, но с другой стороны, не надо забывать и о том, что закон капитализма, и он провозглашен: человек человеку волк. Мы с этим согласиться не можем, для нас наши детские спектакли, и в частности «Дружок», который мы сейчас создаем, это протест против такого состояния человеческих отношений. Люди — братья, вы сказали, семья. Да, семья, наш театр семья, мы по-другому не можем. Но, по моему глубокому убеждению, семья должна быть везде, и семья как семья, как малая церковь, и эта малая церковь должна существовать и в объединениях людей, и в народе, и в государстве, и в человечестве, мы все семья. Идеи семьи, единства людей, братства, любви — это то, что, к сожалению, убывает. Если говорить о культуре, я уже здесь сказал, как Ильин называл любовь именно главным свойством русской культуры, собственно, это таинственное, по большому счету, до конца не постижимое, вообще не постижимое явление — любовь. В этом спектакле, как и в других спектаклях, которые можно назвать ретро, мы говорим о самом современном, о самом главном, потому что если мы утратим любовь, мы потеряем свое лицо. Потерять любовь — значит, потерять жизнь. Даже Господь говорит: «Аз есмь Любовь», и Он же говорит «Аз есмь Жизнь». И тут это очень близко. Поэтому я говорю, люди жаждут этих спектаклей, на них трудно попасть.

Диакон Игорь Цуканов

— Да, мне кажется, на этот спектакль придут не только дети.

Михаил Щепенко

— Да, да.

Диакон Игорь Цуканов

— Михаил Григорьевич, спасибо вам огромное за этот час, который вы провели с нами и с нашими радиослушателями в студии. Мне было очень интересно и приятно поговорить. Какие-то моменты, которые трогают самое сердце, которые вы раскрыли о вашем театре. Приглашаем вас, дорогие друзья, всех, заходите и не один раз в замечательный Московский театр русской драмы, который возглавляют Михаил Григорьевич Щепенко и его супруга Тамара Сергеевна Баснина. Напоминаем вам еще раз, что Михаил Григорьевич был сегодня с нами и с вами в студии, художественный руководитель Московского театра русской драмы, режиссер этого театра, актер, который сам играет в большом количестве спектаклей. Огромное вам спасибо, сил вам, дорогой Михаил Григорьевич.

Михаил Щепенко

— Спасибо.

Диакон Игорь Цуканов

— Еще раз поздравляем вас с 80-летием вашим и желаем радости, чтобы то, чем вы занимаетесь, приносило вам радость и укрепляло ежедневно.

Михаил Щепенко

— Будем стараться. Спасибо. Всего доброго.

Диакон Игорь Цуканов

— Всего доброго, дорогие. Услышимся на следующей неделе. Всего доброго.


Все выпуски программы: Вечер Воскресенья

Мы в соцсетях

Также рекомендуем