
Фото: Dmytro Bukhantsov / Unsplash
В давние времена жил в одном городе юноша, который смолоду научился из лука метко стрелять.
А в центре города, рядом с дворцом падишаха, было большое красивое озеро. Шёл как-то юноша мимо этого озера, и вдруг из камышей утка выпорхнула и полетела прямо над его головой. Не растерялся охотник: достал свой лук, спустил тетиву — упала птица к его ногам. Да не простая это была утка, а с жемчужными перьями. И решил тогда честный юноша отнести эту утку падишаху — владельцу озера.
Увидел падишах подарок, и у него глаза от жадности разгорелись.
— Если ты такой ловкий и сумел добыть жемчужную утку, то и девушку для меня найдёшь, — сказал он. — Зовут её: СылУ-краса —жемчужная коса. А не привезёшь — твоя голова с плеч!
Делать нечего: сел молодой охотник на коня и отправился в неведомые края. Привела его дорога в тёмный лес к маленькой избушке, к горбатой старушке. Поведал ей юноша о своей беде, а та говорит:
— Знаю я, кого ты ищешь. Сылу-краса-жемчужная коса живёт у злой колдуньи. Держит она её за высокими заборами, за крепкими запорами, и не видит девушка ни света солнечного, ни луча лунного. Все замки в темнице заколдованы злобой и жадностью, и только человек с добрым сердцем может к ним ключи подобрать. Езжай вон по той дорожке, попытайся...
Поблагодарил юноша добрую старушку, поскакал, куда она показала, и вскоре увидел он большой и мрачный дом. Ворота стражники охраняют: оборванные, в лохмотьях, от холода зубами стучат. Снял юноша с себя плащ и верхнюю рубаху, отдал стражникам, и открылись перед ним ворота. Вошёл он во двор и видит: сидит на цепи голодная собака и на сено лает, а бык под навесом кость бодает. Не смог пройти парень мимо такой злой насмешки: собаке кость положил, быку сена дал — и вдруг все двери перед ним распахнулись.
Вывел юноша девушку из темницы и зажмурился от её сияющей красоты. Но он тут же опомнился, подхватил красавицу на руки, вскочил на коня и ускакал прочь.
Вернулась из леса колдунья, видит: девушки-то и след простыл. Кинулась она к стражникам, а те в новой одежде щеголяют. Стала она их ругать, а они отвечают:
— Мы тебе верой-правдой много лет служили, всю одежду износили, а ты забыла про нас. Вот мы и открыли ворота доброму человеку.
Бросилась она к собаке, стала её ругать, а собака говорит человеческим голосом:
— Ты передо мною сено положила и хочешь, чтобы я тебя сторожила. А мне хороший человек кость дал, зачем мне на него лаять?
Набросилась было хозяйка на быка, а он знай себе сено жуёт, на неё внимания не обращает.
Так и осталась колдунья ни с чем.
А Сылу-краса-жемчужная коса и молодой охотник не поехали к падишаху. Хватит, и так натерпелась девушка от злых и жадных людей. Стали они вместе жить, долго и счастливо, чего и другим желают.
(по мотивам татарской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Общемосковский крестный ход». Архиеп. Савва (Тутунов)

У нас в гостях был председатель Синодального миссионерского отдела, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Зеленоградский Савва.
Мы говорили о дне памяти московских святых и о приуроченном к этому празднику общемосковском крестном ходе.
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 80. Богослужебные чтения

Почему так непросто взять и начать жить по заповедям Творца? Почему так сложно всю свою жизнь подчинить Его Евангелию? На одну из причин указывает 80-й псалом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 80.
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определённое время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их».
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы.
По мнению исследователей, только что прозвучавший псалом исполнялся на богослужении праздника Кущей, который по-еврейски называется Суккот. Он отмечался осенью, в период собирания плодов, и являлся напоминанием о тех событиях, которые произошли с Израилем после его избавления из египетского рабства. Тогда народ Божий сорок лет странствовал по пустыне и, соответственно, жил в походных шатрах, кущах. Поэтому во время праздника, который отмечался семь дней, евреи рядом со своими жилищами строили шалаши. В них они проводили праздничные дни. Кстати, эта традиция сохранилась в иудаизме до настоящего времени.
Содержание 80-го псалма — это напоминание о сорокалетнем странствовании по пустыне. Вообще, сам факт этого долгого путешествия весьма необычный. От Египта, где евреи были в рабстве, до Палестины даже пешком можно дойти за несколько недель. А тут целых сорок лет! Дело в том, что блуждания Израиля — это вынужденная мера. Господь запретил Моисею сразу вести евреев к границам Земли Обетованной. Люди не были к этому готовы. Они ныли и жаловались на неудобства, они вспоминали, как хорошо и комфортно им жилось в Египте, и роптали из-за того, как им тяжело сейчас. Более того, они постоянно сомневались в силе Творца и авторитете Моисея. И это несмотря на то, что им дали свободу, и на их глазах происходили поразительные чудеса. Начиная от десяти казней египетских, заканчивая чудесным спасением от войска Фараона и дарованием на Синае десяти заповедей.
Поэтому и говорит Господь в псалме: «Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Другими словами, видя, что евреи упорствуют в своём безумии и сопротивляются высокому призванию, Господь отступил от них. Они оказались предоставленными сами себе и навсегда остались в пустыне. В Землю Обетованную не вошёл никто, кто помнил рабство. В противном случае дух холопства и потакания своим старым привычкам обессилил бы и уничтожил молодую нацию. А потому и был необходим период карантина. В Палестину вошли те, кто вырос в пустыне, кто с детства научился доверять Богу, кто был независим от предрассудков и привычек своих отцов и для кого свобода не была тяжким бременем.
Несмотря на то, что 80-й псалом написан в далёкой древности, его послание напрямую касаются и всякого из нас. Это напоминание о том, что ту свободу, которую даровал нам Христос, сразу и целиком принять может не всякий. Не всякий с ходу может отказаться от старых привычек и всю свою жизнь подчинить Евангелию. Всегда будет период блуждания по пустыне. Это время, когда мы вынуждены приучать себя жить в состоянии независимости от прошлого. Вынуждены понуждать себя формировать в себе новые привычки. Учиться по-новому думать, говорить, действовать и чувствовать. И так день за днём. Причём не одну неделю. А годы. Это не просто. Ведь наша духовно нездоровая, зацикленная на себе натура очень инертна, она всячески противится новому. Однако по мере того, как старое мучительно умирает, новое нарождается. И Бог не откажется от нас, если мы сами своими действиями не откажемся от Него. Он рядом с тем, кто ищет и старается исполнять Его волю. И однажды Он доведёт его до той заветной границы, после которой начинается Обещанная Им Земля.