
Апостол Павел
1 Кор., 161 зач., XV, 29-38.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! У каждого человека свой круг общения. Порой, воцерковляясь, люди порывают с прежними друзьями, из-за того, что их интересы совершенно расходятся. Вдруг оказывается не о чем говорить, не о чем переживать и не о чем радоваться совместно. В то же время, смотря на угасающие отношения, нам бывает жаль их, в том числе, потому что мы, пусть и очень по-человечески, любим людей, с которыми общались, и хотели бы поделиться с ними своей верой. Но что же обязательно стоит помнить, выстраивая стратегию отношений с такими людьми? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 15-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
В жизни у человека бывает много компаний, школьная, дворовая, университетская, рабочая... Иногда, если семья дружная и большая, — можно говорить и о компании семейной. И вот, что интересно, вырастая, мы далеко не сразу осознаём, что компании формируются по-разному. Например, мы привыкаем к тому, что не выбираем людей, живущих с нами в одном дворе. Мы не выбираем людей, которые учатся с нами в классе или ходят на секции. Зачастую мы никак не можем повлиять на то, какими будут наши коллеги по работе. При этом, как известно, в компаниях формируется собственный микроклимат и, если только человек не лидер и не заводила, он буквально автоматически, сам того не замечая, стремится к тому, чтобы соответствовать общему настроению.
В сегодняшнем отрывке из послания к коринфянам апостол Павел говорит с учениками об их вере в воскресение мёртвых. После его ухода оказалось, что среди тех, кто называл себя верующими, были те, кто в воскресение не верили. Но не просто не верили, а шли дальше и из своего неверия делали логичный вывод: можно жить, как хочешь, потому что всё равно всем нам предстоит умереть. Мы сегодня настолько привыкли к тому, что существуют самые разные мнения, что нас это может не удивить, хотя, очевидно, нормальный христианин не может не верить в воскресение мёртвых. Но для апостола Павла важно даже не это. Верующим, но сомневающимся, он говорит: не обольщайтесь, братия, дурные сообщества развращают добрые нравы. И это, действительно так. Можно думать о себе очень высоко, считать, что у тебя с нравственной жизнью всё нормально и ты прекрасно понимаешь, что хорошо, а что плохо. Подумаешь, где-то промолчал, когда смеялись над слабым, в другой раз постеснялся отказаться от незначительного, но неправильного дела. И так постепенно оказался буквально опьянён грехом. Прекрасно понимая все эти процессы, апостол призывает коринфян отрезвиться и перестать грешить, потому что развращённому человеку гораздо сложнее собраться с силой воли, чем тому, кто вовремя устоял.
Воцерковляясь, мы открываем для себе не только мир веры, но и мир нравственной жизни, в которой некоторые нормы могут значительно отличаться от тех, к которым мы привыкли. Оглядываясь на свою прежнюю жизнь нам важно помнить предупреждение апостола и стремиться к нравственной чистоте. Но в то же время важно не порывать с людьми окончательно, ведь даже тот, кто развращён и оправдывает свои грехи, может вразумиться и одуматься, услышав от нас весть о том, что умершие воскреснут.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Таинство» смерти»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Наталия Лангаммер, Алексей Пичугин, Марина Борисова, а также наш гость — протоиерей Александр Дьяченко — поделились своими личными историями о том, как смерть близкого или знакомого человека приводила к Богу или укрепляла в вере.
Все выпуски программы Светлые истории
Антон Чехов. «Вишнёвый сад»: «О Фирсах и звёздах»

Фото: PxHere
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Сюжет произведения сосредоточен на уникальном вишнёвом саду в старой дворянской усадьбе. Сад обречён на уничтожение. Его владельцы разорены, и поместье в конце концов продают с аукциона, а новый хозяин вырубает сад. Но не гибель сада становится центральным нервом пьесы, её главной болью. А что же?
В мире чеховской пьесы, мире, который заполнен переживаниями за обречённый вишнёвый сад, — а красота его и правда стоит того, чтобы её оплакать! — не хватило времени, сил, внимания, тепла на одного-единственного человека. После продажи усадьбы старого слугу Фирса забывают в заколоченном дворянском доме.
Апофеоз трагизма пьесы — не стук топора, рубящего вишнёвые деревья, а стук молотка, заколачивающего ставни дома, в котором остался старик. А ведь Фирс для Творца Вселенной дороже всех садов мира.
Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу, автор романа «Хижина дяди Тома», рассказывала, как однажды её мама, выбрав ясный вечер, вывела маленькую Гарриет из дома, указала на звёздное небо и сказала: «Настанет день, когда самая яркая из этих звёзд погаснет. А душа самого последнего нищего будет жить вечно».
«Смотрите, не презирайте никого из малых сих» — читаем мы в Евангелии от Матфея. Это и есть ключ к «Вишнёвому саду». Антон Чехов показывает: человек очень часто становится едва заметным на фоне того, что кажется гораздо более ценным. Так, старик Фирс, запертый в заколоченном доме, фактически погибает одновременно с садом, в котором уже стучат топоры. Но если услышать евангельское слово и научиться не презирать малых сих, не забывать Фирсов в заколоченных домах, может, уцелеют и вишнёвые сады?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение