Долгое время в научном мире считалось, что история Ближнего Востока III тысячелетия – это история двух могущественных держав – Египта и Аккадского царства. Других значительных цивилизаций между долиной Нила и Месопотамией просто не существовало. Однако в середине XX века крестьяне из неприметной деревушки Телль-Мардих, распахивая поле, наткнулись на большую базальтовую чашу с изображением царя и воинов.
Дальнейшие археологические раскопки этого места вынудили ученых изменить прежнюю картину истории.
Итальянский археолог Паоло Маттие: «Сирийское правительство предложило мне исследовать регион. Первым делом я решил внимательно изучить холм, где была найдена чаша, и обнаружил там огромное количество керамики. Мне стало ясно, что на рубеже III и II тысячелетий до н.э. здесь существовало большое поселение. Однако я и не подозревал тогда, что скрывается под толщей земли».
Исследователь оказался прав. Раскопки постепенно – слой за слоем – обнажали остатки древнего города. Храмы, дворцы, зиккураты… Среди руин ученые нашли статую богини Иштар, надпись на которой гласила, что ее установил правитель царства Эбла.
Это название не раз встречалось в древневосточных письменных источниках. Однако ни один исследователь до сих пор не знал, где располагался таинственный город. Считалось, что Эбла была уничтожена Аккадским царством, правитель которого не смог мирится с претенциозным величием и богатством города-государства.
Вскоре команда Паоло наткнулась на архив царского дворца. Археологам попал в руки материал, моментально ставший сенсационным. Десятки тысяч глиняных табличек, написанных на древнем семитском языке Эблаит.
К работе археологов подключился известный итальянский эпиграфист Джованни Петтинато.
Джованни Петтинато: «Для дешифровки языка Эблы мы нашли ключ в двуязычных дощечках, содержавших шумерскую клинопись. Он довольно близок к еврейскому и финикийскому, только намного старше. Некоторые исследователи считают, что он является предком того языка, на котором говорили в Ханаане когда Израиль вступил в эту землю».
Сведения, обнаруженные в архивах Эблы, оказались чрезвычайно важными для исследователей Библии. Здесь присутствует множество личных имен, известных нам из более позднего времени или только из Библии: Авраам, Саул, Давид, Исайя и другие. Есть здесь и указания на библейские города – Содом, Гоморру, Адма, Севоим и Бела – т.н. «города долины», правителей которых по библейскому сказанию победил Авраам.
Ряд ученых – исследователей Библии – в своё время утверждали, что события, описанные в первых книгах Ветхого Завета – поздняя компиляция. Они ссылались на тот факт, что в то время еще не было никакого понятия о письменности, чтобы доподлинно отразить историю. Однако находки в Эбле показали, что в тех же местах, где жили Моисей и патриархи, за тысячу лет до них законы, обычаи и события фиксировались в письменном виде.
Пример важности этих находок относится к 14 главе книги Бытия, которая в течение долгих лет считалась исторически ненадёжной. Победа Авраама над языческими царями считалась вымыслом, а пять городов равнины (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор) – легендарными.
В архивах Эблы, однако, были обнаружены ссылки на все эти пять городов, а на одной табличке они перечислены в том же порядке, что в книге Бытия. Содержание табличек отражает культуру патриархального периода и описывает – как и Библия – процветание этой области до трагической гибели, о которой повествуется в 19 главе книги Бытия: И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли.
Другим впечатляющим открытием из архива Эблы стало имя одного из царей города — Эбрума. Прочтение его имени сильно напоминает Эвера, отца евреев согласно библейскому тексту.
Паоло Маттие: «Если что-либо и осталось от древнего величия Эблы в преданиях сирийско-палестинского региона, то это, вероятно, только имя великого царя Эбрум, который в библейском предании, по-видимому, превратился в Евера и был включен в генеалогию еврейского народа».
Впрочем, ряд ученых не разделяет эту позицию, указывая на несоответствия библейской и эблаитской генеалогии.
Как это часто бывает в науке, находка профессора Маттие породила больше вопросов, чем ответов. И все же открытые тексты оказали сильное влияние на представления ученых об истории Ближнего Востока эпохи III тысячелетия до н.э. В том числе и на связь мира древней Эблы с миром Библии. Впрочем, на прояснение связей этих двух миров потребуется еще очень много времени и исследовательских усилий.
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?