В тысяча восемьсот девяносто пятом году при раскопках в греческом городе Коринф группой американских археологов были найдены фрагменты надписи, первоначально располагавшейся над дверным проемом одного из домов города. Обнаруженные фрагменты наддверной надписи были сложены вместе и выяснилось, что надпись на них составляет два слова: «Синагога Евреев». Возраст находки позволял предположить, что это была вывеска той самой коринфской синагоги, упоминаемой в Библии где долгое время проповедовал апостол Павел.
Комментарий эксперта:
Во время своего второго миссионерского путешествия Павел прибыл в Коринф, где он трудился полтора года Свою проповедь в городе Апостол Павел решил начать с еврейской синагоги. В течение нескольких недель он выступал там с пламенными речами. Об этом свидетельствует книга Деяний святых апостолов. В её восемнадцатой главе мы читаем: «Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов».
Археологические исследования продолжались и 1929 году Археолог Американской школы археологии, профессор Шир, руководивший очередной экспедицией в Коринфе, обнаружил фрагмент каменного тротуара с выбитой на нём надписью, которая гласила: «Этот тротуар за свой счёт положил Ераст, хранитель общественного имущества». Возраст находки датируется первым веком нашей эры. Перед учёными встал вопрос: Чьё имя было увековечено таким необычным способом? Ответ был получен из Библии.
Комментарий эксперта:
Оставив Афины, Павел пришел в Коринф, где ему необходимо было как то обеспечивать себе возможность существования. Он поселился у некоего Акилы и его жены Прискиллы, которые, как и Павел, ремесленничали изготавливая палатки и паруса. Довольно скоро два эти имени в станут в ряд ближайших сподвижников Апостола. Вскоре и в городе образовалась христианская община – Коринфская Церковь Из Коринфа, Апостол писал своим братьям и ученикам в другие города. Нередко в этих посланиях встречаются имена людей или названия мест. В письмах он передаёт приветствия и поздравления от членов коринфской общины. Так, в шестнадцатой главе послания к Римлянам Павел пишет: «Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель».
Сопоставив факты учёные получили возможность с высокой долей вероятности утверждать, что на каменном фрагменте тротуара было выбито имя именно того Ераста, о котором писал апостол Павел. Научное доказательство пребывания Апостола в Коринфе не ограничиваются двумя этими находками. В восемнадцатой главе книги Посланий Апостолов рассказывается о том, как иудеи, разозлённые успешной проповедью Павла, напали на него и силой отвели на суд к проконсулу Галлиону – губернатору Ахайи, к которой административно принадлежал и Коринф: «Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище».
Комментарий эксперта:
В ходе раскопок на одной из мраморных табличек с начертанием неких административных предписаний, упоминалось имя Галлиона, который, согласно Деяниям, был проконсулом во время пребывания апостола Павла в Коринфе. Артефакт датировали пятьдесят первым-пятьдесят вторым годом, из чего можно смело делать вывод, что находка - ещё одно веское доказательство совпадения событий, описанных в Священном писании и исторических фактов.
Знаменитые Евангельские строки апостола Павла о любви вот уже больше двух тысяч лет трогают нас своей простотой и необыкновенной глубиной : «Любовь всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит…» Эти слова ученик Христа адресовал христианам города Коринфа. В корпус Нового Завета обращения апостола Павла к коринфским братьям по вере вошли как Первое так и Второе послания к Коринфянам.
Уходя из Коринфа, где он провёл около двух лет, апостол Павел уносил в своём сердце любовь к юной Коринфской Церкви. Помня о тех, кого оставил ради дальнейшей проповеди Христа, он будет поддерживать их издалека, и отправлять свои послания любви, которая «долготерпит и милосердствует».
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема