Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, как вы замечательно придумали — пойти в Государственный исторический музей. Сколько же тут интересного! Я здесь, конечно, уже бывала, но очень многое ещё не видела!
— Да, Настенька, и целого дня не хватит, чтобы всё как следует рассмотреть. Здесь — вся наша история, от каменного века и до современности.
— А здание, которое изображено вот на этой картине, прямо перед нами, к какой эпохе относится?
— К Петровским временам: концу 17 — началу 18 века. Это знаменитая московская Сухарева башня.
— Да, грандиозная! Но я никогда её не видела... Даже не знаю, где она находится!
— Когда-то она возвышалась у Сретенских ворот города, на месте пересечения современного Садового кольца, улицы Сретенки и Проспекта Мира. Но до наших дней не достояла — Сухареву башню разрушили в 30-х годах ХХ столетия. Так что теперь мы можем видеть её только на старых фотографиях. Или на картинах.
— А какой художник нарисовал это полотно? Как оно называется?
— Это работа Алексея Кондратьевича Саврасова. Называется «Сухарева башня в Москве». А написана она в 1872 году.
— Саврасов! Ну да, конечно! И как я не догадалась? Зимний пейзаж, голубовато-белые небеса, летящие птицы...
— И правда, узнаваемая саврасовская атмосфера. Пожалуй, есть в этой картине даже что-то от его знаменитых «Грачей...»
— Вот и я об этом говорю! А почему Саврасов решил нарисовать Сухареву башню?
— В 1872 году в России торжественно отмечалось двухсотлетие со дня рождения Петра Великого. В Москве к знаменательной дате приурочили художественный конкурс. Специально для него Саврасов и написал свою картину «Сухарева башня». Художник жил неподалёку от неё. Ему казалось, что башня — это грандиозное «Петра творенье» — величественно взирает с высоты на остальные здания. Сегодня это полотно признано одним из лучших произведений в жанре городского пейзажа.
— А башню, что, построил Пётр Первый?
— Да, Сухарева башня в Москве была возведена по его указу — в благодарность полку стрельцов под командованием полковника Лаврентия Сухарева, который во время Стрелецкого бунта 1682 года не предал молодого царя и встал на его защиту.
— Так вот откуда название — Сухарева! А что было в этой башне? Она такая огромная!
— В 18-м столетии там открылась школа математических и навигацких наук — учебное заведение, где готовили офицеров для русского флота. Под шатровым конусообразным куполом башни в то время располагалась первая в России астрономическая обсерватория. В начале 19 века в башне находился архив Морского ведомства. Потом, в середине 19 столетия — резервуар первого в Москве водопровода.
— А зачем же её снесли?
— Трудно сказать... Случилось это уже при советской власти, в 1934 году. Говорили — мешает строительству новых городских магистралей. Против сноса Сухаревой башни выступали видные деятели — архитектор Фёдор Щусев, искусствовед Игорь Грабарь. Но к ним, увы, не прислушались...
— Как же хорошо, что Алексей Саврасов запечатлел Сухареву башню для нас на своём пейзаже! Смотрите, Маргарита Константиновна, как удивительно: на первом плане — низенькие деревянные домики, занесённые снегом. Чей-то забор. Деревья в инее. Птицы — наверное, вороны. А башня стоит в отдалении, но так ещё больше ощущается её грандиозность.
— Да, художник выбрал интересное композиционное решение. Пейзаж с Сухаревой башней получился у Саврасова лиричным, созерцательным.
— А башня — настоящая красавица! Жалко, что от неё совсем ничего не осталось...
— Всё-таки, Настенька, кое-что осталось! Два каменных наличника из башни были вделаны в стену московского Донского монастыря. Их и сегодня можно там увидеть. А в музее-заповеднике Коломенское, на Передних воротах Государева двора, стоят часы, которые когда-то отсчитывали время на Сухаревой Башне.
— Как здорово! Спасибо тем, кто всё это сохранил!
— И художнику Алексею Кондратьевичу Саврасову — ведь это благодаря его картине мы с тобой смогли своими глазами сегодня увидеть Сухареву башню в Москве.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема