
И дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей
Так пишет Пушкин о своём герое, Евгении Онегине, жившем в начале XIX века. О каких же анекдотах говорит поэт? Речь идёт не о тех хлёстких коротких историях, которые мы рассказываем в компании друзей, чтобы посмеяться, а, в данном случае, об историческом анекдоте. Так называли короткий рассказ о каком-то знаменитом событии или персонаже. Эти сюжеты не входили в официальные хроники, поэтому считались как бы вне истории. Однако были интересны тем, что передавали быт и нравы эпохи.
Слово «анекдот» древнегреческого происхождения и изначально понималось как «неопубликованное», то есть не предназначенное для широкой огласки. Впервые этот термин встречается у византийского историка Прокопия Кесарийского в книге под названием «Тайная история». Эта книга, написанная в 550 году, содержала секретные сведения о жизни императорского двора того времени.
Одно из первых собраний из анекдотов на русском языке содержится в «Письмовнике» Николая Гавриловича Курганова, учёного XVIII века. Сборник так и называется «Замысловатые повести» и включает как исторические анекдоты, так и шутливые рассказы. Например, такой:
К забавному бедняку пришли ночью воры; тогда он, нимало не осердясь, сказал им: «Не знаю, что вы можете, братцы, найти здесь в такое время, где я и днём сам почти ничего не нахожу».
В XX веке это слово приобрело известное нам всем значение короткой шутливой миниатюры с неожиданной развязкой. Важное свойство анекдота в том, что это устный жанр, главная задача которого быть к месту. Умение рассказать уместный анекдот говорит о чувстве юмора, воспитании, кругозоре, интеллекте и общительности.
А также это показатель культурных традиций и памяти поколения. Ведь посмеётся над анекдотом про Штирлица только тот, кто знает хорошо фильм «17 мгновений весны». А это как правило, представитель советского поколения.
Анекдот обладает рядом качеств: во-первых, в нём используется приём неожиданного финала. Также этот жанр зачастую содержит специальную нелогичность. Например, диалог в трамвае: Вы выходите? — Выхожу. — А перед вами выходят? — Выходят. — А вы у них спросили? — Спросил. — И что они вам ответили? Объяснять анекдот дело неблагодарное, но хочется отметить, что в этой сценке показан абсурд ситуации: спрашивающий так долго задавал вопросы, что уже забыл, о чём и зачем.
Таким образом, анекдот является и социальным регулятором: он говорит о человеческих недостатках, через смех исправляя их. Главное, чтобы наше умение рассказывать анекдоты не мешало общению, не было грубым, не заменяло глубокий, интересный разговор, а дополняло его, добавляя лёгкую нотку юмора.
Вспоминаются слова писателя и богослова Клайва Стейлза Льюиса:
«Смейтесь, это большое благо. Теперь, когда вы обрели и мысль, и слово, вам не надо всегда хранить серьёзность. Шутка, как и справедливость, рождается вместе с речью».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
30 июля. О духовном и историческом значении Крещения Руси

28 июля, в День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил торжественный молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
По окончании молебна Предстоятель Русской православной Церкви говорил о духовном и историческом значении Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром.
Сила Владимирова Крещения подтверждается и тем, с какой злобой — есть такое слово: остервенение, — пытаются враги разрушить созданное им, князем Владимиром, духовное единство нашего народа. Иначе не было бы столь яростных ударов по церкви, стремления разорвать ткань нашей истории, подменить истину ложью, а братство народов Святой Руси — враждой, отчуждением и даже военными действиями.
Христианство в истории Европы всегда шло рядом с государственностью. Государство, которое пренебрегает духовным основанием, разрушает само себя. Русская государственность зиждется на христианском фундаменте так же, как и европейская. Но мы, в отличие от современных европейцев, не боимся говорить об этом сегодня, в день Крещения Руси.
На иконах князя Владимира мы видим крест и меч. Меч — знак власти и силы, символ государства. Но если он поднимается не для защиты веры, не для защиты народа и отечества, то легко может превратиться в орудие убийства.
Верю, что каждый из нас — наследник равноапостольного князя Владимира, соучастник его духовного преображения. И пусть эта память укрепит нас в верности Христу, в любви к ближним, в преданности Святой Руси.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июля. О помощи Божьей в искушениях

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил».
О помощи Божьей в искушениях — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем эти слова святого апостола Павла, мы должны помнить о том, что Господь прежде прошения нашего знает любую нашу нужду.
И в Скитском патерике есть такая история: преподобный Антоний Великий был искушаем бесами и, победив их, спросил у явившегося ему Господа, а где же Тот был, когда преподобного искушали бесы? На что Господь ему сказал: «Я был здесь, рядом с тобой».
И святой апостол Павел напоминает нам об этом как раз, что Господь не даёт испытаний выше сил, выше меры.
Если мы бываем обуреваемы искушениями, то должны помолиться Богу, попросить Его помощи с верой и надеждой. И Господь непременно подаст нам эту помощь, укрепит нас, вдохновит нас и подаст силы к дальнейшему шествию по пути христианской жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июля. О значении слов Христа из Евангелия от Матфея

В 16-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолу Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».
О значении этих слов Христа — священник Николай Конюхов.
Мы все привыкли, что Христос претерпел три искушения в пустыне от дьявола: искушение хлебом, искушение чудом и искушение властью. И Господь во всех трёх этих испытаниях показал, как с помощью священного Писания, не применяя, кстати, божественной силы, Он отверг притязания сатаны и победил его, давая и нам пример, как нужно бороться с нечистой силой.
Но не все знают, что Христос претерпел и четвёртое искушение — искушение страхом. На этом искушении очень многие из нас срываются. Многие святые, будучи испуганными, предавали своего Господа, вспомним хотя бы апостола Петра.
И сегодня мы слышим, как дьявол через апостола подаёт идею Господу убежать от страданий, спрятаться, чтобы Его не арестовали. И Христос отвечает не Петру, а тому, кто стоит за Петром, кто Его искушает. И Он ему говорит: «Отойди от меня, сатана», потому что именно он искушает Его и думает не о том, что Божье, а о том, что человеческое.
Поэтому, если страх будет нам советовать бросить, оставить, предать, не любить, то мы, конечно, должны, наоборот, принять решение любить, потому что совершенная любовь изгоняет страх.
Все выпуски программы Актуальная тема