И дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей
Так пишет Пушкин о своём герое, Евгении Онегине, жившем в начале XIX века. О каких же анекдотах говорит поэт? Речь идёт не о тех хлёстких коротких историях, которые мы рассказываем в компании друзей, чтобы посмеяться, а, в данном случае, об историческом анекдоте. Так называли короткий рассказ о каком-то знаменитом событии или персонаже. Эти сюжеты не входили в официальные хроники, поэтому считались как бы вне истории. Однако были интересны тем, что передавали быт и нравы эпохи.
Слово «анекдот» древнегреческого происхождения и изначально понималось как «неопубликованное», то есть не предназначенное для широкой огласки. Впервые этот термин встречается у византийского историка Прокопия Кесарийского в книге под названием «Тайная история». Эта книга, написанная в 550 году, содержала секретные сведения о жизни императорского двора того времени.
Одно из первых собраний из анекдотов на русском языке содержится в «Письмовнике» Николая Гавриловича Курганова, учёного XVIII века. Сборник так и называется «Замысловатые повести» и включает как исторические анекдоты, так и шутливые рассказы. Например, такой:
К забавному бедняку пришли ночью воры; тогда он, нимало не осердясь, сказал им: «Не знаю, что вы можете, братцы, найти здесь в такое время, где я и днём сам почти ничего не нахожу».
В XX веке это слово приобрело известное нам всем значение короткой шутливой миниатюры с неожиданной развязкой. Важное свойство анекдота в том, что это устный жанр, главная задача которого быть к месту. Умение рассказать уместный анекдот говорит о чувстве юмора, воспитании, кругозоре, интеллекте и общительности.
А также это показатель культурных традиций и памяти поколения. Ведь посмеётся над анекдотом про Штирлица только тот, кто знает хорошо фильм «17 мгновений весны». А это как правило, представитель советского поколения.
Анекдот обладает рядом качеств: во-первых, в нём используется приём неожиданного финала. Также этот жанр зачастую содержит специальную нелогичность. Например, диалог в трамвае: Вы выходите? — Выхожу. — А перед вами выходят? — Выходят. — А вы у них спросили? — Спросил. — И что они вам ответили? Объяснять анекдот дело неблагодарное, но хочется отметить, что в этой сценке показан абсурд ситуации: спрашивающий так долго задавал вопросы, что уже забыл, о чём и зачем.
Таким образом, анекдот является и социальным регулятором: он говорит о человеческих недостатках, через смех исправляя их. Главное, чтобы наше умение рассказывать анекдоты не мешало общению, не было грубым, не заменяло глубокий, интересный разговор, а дополняло его, добавляя лёгкую нотку юмора.
Вспоминаются слова писателя и богослова Клайва Стейлза Льюиса:
«Смейтесь, это большое благо. Теперь, когда вы обрели и мысль, и слово, вам не надо всегда хранить серьёзность. Шутка, как и справедливость, рождается вместе с речью».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема







