
И дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей
Так пишет Пушкин о своём герое, Евгении Онегине, жившем в начале XIX века. О каких же анекдотах говорит поэт? Речь идёт не о тех хлёстких коротких историях, которые мы рассказываем в компании друзей, чтобы посмеяться, а, в данном случае, об историческом анекдоте. Так называли короткий рассказ о каком-то знаменитом событии или персонаже. Эти сюжеты не входили в официальные хроники, поэтому считались как бы вне истории. Однако были интересны тем, что передавали быт и нравы эпохи.
Слово «анекдот» древнегреческого происхождения и изначально понималось как «неопубликованное», то есть не предназначенное для широкой огласки. Впервые этот термин встречается у византийского историка Прокопия Кесарийского в книге под названием «Тайная история». Эта книга, написанная в 550 году, содержала секретные сведения о жизни императорского двора того времени.
Одно из первых собраний из анекдотов на русском языке содержится в «Письмовнике» Николая Гавриловича Курганова, учёного XVIII века. Сборник так и называется «Замысловатые повести» и включает как исторические анекдоты, так и шутливые рассказы. Например, такой:
К забавному бедняку пришли ночью воры; тогда он, нимало не осердясь, сказал им: «Не знаю, что вы можете, братцы, найти здесь в такое время, где я и днём сам почти ничего не нахожу».
В XX веке это слово приобрело известное нам всем значение короткой шутливой миниатюры с неожиданной развязкой. Важное свойство анекдота в том, что это устный жанр, главная задача которого быть к месту. Умение рассказать уместный анекдот говорит о чувстве юмора, воспитании, кругозоре, интеллекте и общительности.
А также это показатель культурных традиций и памяти поколения. Ведь посмеётся над анекдотом про Штирлица только тот, кто знает хорошо фильм «17 мгновений весны». А это как правило, представитель советского поколения.
Анекдот обладает рядом качеств: во-первых, в нём используется приём неожиданного финала. Также этот жанр зачастую содержит специальную нелогичность. Например, диалог в трамвае: Вы выходите? — Выхожу. — А перед вами выходят? — Выходят. — А вы у них спросили? — Спросил. — И что они вам ответили? Объяснять анекдот дело неблагодарное, но хочется отметить, что в этой сценке показан абсурд ситуации: спрашивающий так долго задавал вопросы, что уже забыл, о чём и зачем.
Таким образом, анекдот является и социальным регулятором: он говорит о человеческих недостатках, через смех исправляя их. Главное, чтобы наше умение рассказывать анекдоты не мешало общению, не было грубым, не заменяло глубокий, интересный разговор, а дополняло его, добавляя лёгкую нотку юмора.
Вспоминаются слова писателя и богослова Клайва Стейлза Льюиса:
«Смейтесь, это большое благо. Теперь, когда вы обрели и мысль, и слово, вам не надо всегда хранить серьёзность. Шутка, как и справедливость, рождается вместе с речью».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица
«Границы дозволенного». Протоиерей Александр Никольский

Гостем программы «Семейный час» у нас в гостях был настоятель храма Трех святителей в Раменках протоиерей Александр Никольский.
Разговор шел о том, как научить детей понимать границы дозволенного и сохранять их в современном мире.
Все выпуски программы Семейный час