

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 5-й, 6-й и 7-й глав первого послания апостола Павла к Коринфянам — и этот отрывок вполне можно назвать самым... «хирургическим» из всех посланий апостола — давайте его послушаем.
1 Кор., 134 зач., V, 9 - VI, 11.
Глава 5.
9 Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками;
10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.
11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
12 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
Глава 6.
1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?
3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?
4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.
11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
Кор., 136 зач., VI, 20 - VII, 12.
Глава 6.
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Глава 7.
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
Почему я употребил в начале слово «хирургический»? Разве не всё Божественное Писание — прежде всего о «терапии», о милосердии, о любви и снисхождении к грешнику? Конечно же, всё так: однако ситуация в Коринфе уже не поддаётся «щадящей терапии», а требует немедленного «хирургического вмешательства».
Коринф — шумный город, где правовые тяжбы решались на агоре (местном рынке и собрании) религиозный синкретизм, то есть равное существование всех религий, процветал. Город стоял на перешейке, соединявшем Пелопоннес с материком, и контролировал сразу два морских пути. На вершине Акрокоринфа стоял храм Афродиты — о котором историки пишут, что в нём находились «сотни посвящённых рабынь» — то есть «сакральных проституток». Моряки тратили большие деньги на коринфских гетер — что даже вошло в распространённую в то время поговорку: «не всякому по карману плавание в Коринф!» Распущенность нравов никого не смущала и была всем привычной. Неудивительно, что такая — как сегодня бы мы сказали, «толерантность» проникала и в среду христианской общины. Откровенный грех и дерзкое, наглое попрание заповеди, совершённое одним из членов общины, не вызвало органического отторжения — что свидетельствовало бы о здоровье церковного организма. Это и послужило причиной жёсткого, радикального, «хирургического» подхода апостола.
Апостол обращается к хорошо понятному иудеям образу древнееврейского стана в пустыне — из которого заболевший проказой изгонялся. И это не было «наказанием», а мерой предосторожности ради сохранения здоровья всех остальных: больной мог вернуться, если выздоравливал. Его изгнание — это не осуждение, не проклятие — а именно «хирургическая мера» — чтобы не разнести заразу по всему народу.
Дерзкий грех, с точки зрения «внешних» язычников не представлявший из себя ничего необычного, — и был для апостола такой же «проказой» — только не в физическом, а нравственном смысле. Главное, на что обращает внимание апостол, — чистота и святость Христа, Его телом является община христиан — и если оно нечисто — то уже не может быть Телом Христовым. Тело любого человека — храм, предназначенный для обитания Святого Духа, — но если этот сосуд заполняет грех, то Духу там уже не место.
Вот на что, дорогие друзья, и следует нам обращать внимание: не доводить меры наших грехов и несовершенств до такого состояния, когда единственное, что может спасти — решительная хирургия!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
1 Кор., 137 зач., VII, 12-24.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Если вы интересовались крестьянским бытом, то, наверное, знаете, насколько важную роль в избе играла печь. То, что внутри печи всегда старались сохранить хотя бы небольшой живой уголёк — чтобы проще было заново растопить печь — очень хороший образ для понимания смысла отрывка из 7-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который и читается сегодня за богослужением.
Глава 7.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
Коринф I в. — это порт, где языческие браки заключались перед храмами Афродиты или Посейдона; в таких семьях один из супругов волне мог неожиданно услышать проповедь апостола Павла на аго́ре и принять крещение. В ситуации брака, где одна из сторон — христианская, а другая — языческая, неизбежно возникало определенное напряжение. Ценностные платформы начинали разъезжаться — и возникала дилемма: а не является ли сохранение такого брака предательством своей веры, отступлением от христианства? Апостол, отталкивая от этой проблемы, предлагает смотреть на святость не как на некую магическую «причастность» к чему-то особенному, а как на «область благодатного притяжения», подобную запаху фимиама, который пронизывает всё помещение. Истинная вера излучает особый, ни с чем не сравнимый, аромат, который с течением времени неизбежно вытеснит всё зловоние идолослужения и неверия.
Перед нами — совершенно новая модель семьи, непривычная для языческого сознания. В её основе лежит «уголёк веры» — который может быть малозаметным — так же, как в глубине русской печи оставленный на ночь. Но он несёт в себе Божественный огонь — и при первой возможности вспыхнет мощным пламенем. Для апостола Павла христианство — несомненный огонь, а язычество — это не какой-то иной вид огня, а прах, пепел, зола — поджечь который уже невозможно. Его надо вымести напрочь — и положить свежих, хороших дров — которыми — если продолжить нашу метафору — и будут дети, родившиеся в таком смешанном браке.
Обращу внимание вот ещё на какую деталь: для тлеющего угля совершенно безразлично, много ли, мало ли вокруг пепла и золы — или вообще нет. Точно также для верующей души не имеет значения качество веры или неверия супруга: гораздо важнее другое — на самом ли деле огонёк христианской веры достаточно горяч?
Вот об этом и следовало бы всем нам поразмышлять — особенно в ситуации смешанных браков: кто на самом деле — горит, а кто — стремительно затухает?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всероссийский Поместный Собор и последовавшие за ним церковные соборы». Священник Евгений Агеев, Юлия Бирюкова

У нас в гостях были кандидат теологии, преподаватель Свято-Тихоновского университета священник Евгений Агеев и кандидат исторических наук, доцент Донского государственного технического университета Юлия Бирюкова.
Разговор шел о Всероссийском Поместном Соборе, о том, что ему предшествовало, а также о последовавших за ним церковных соборах, которые возникали в разных частях нашей страны во время Гражданской войны, когда невозможно было собраться в одном месте представителям всех митрополий, для того, чтобы обсудить важные решения Собора и исследовать, каким образом можно реализовывать их в жизни Церкви в этот непростой период.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных Поместному Собору 1917-18 годов.
Первая беседа с Алексеем Бегловым была посвящена подготовке к Всероссийскому Поместному Собору.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Память о матушке Феодосии Скопинской». Наталья Фрицлер, Наталья Бастракова

У нас в студии были главный редактор издательства «Алавастр» Наталья Фрицлер и журналист, директор и главный редактор телеканала Михайловского округа Рязанской области, духовное чадо матушки Феодосии Скопинской Наталья Бастракова.
С нашими гостями мы вспоминали матушку Феодосию Скопинскую — ее жизнь, труды, а также истории чудесных исцелений и разрешения сложных ситуаций по обращению к ней даже после её кончины.
Говорили о книге Натальи Сухининой «Всего лишь пёрышко» — книге, посвящённой памяти матушки Феодосии Скопинской.
В центре разговора — истории тех, кого матушка поддерживала в самых трудных обстоятельствах, и тех, кто и после её ухода ощущает её близость и помощь.
Вспоминаются и дни памяти матушки, когда её духовные чада собираются вместе, чтобы разделить благодарность и любовь, которой она окружала всех при жизни. Наталья Бастракова рассказывает о личной встрече с матушкой и о том, как эта встреча изменила её жизнь, а Наталья Фрицлер делится впечатлениями о работе над книгой — как важно было передать светлый, живой образ матушки.
Звучит мысль: матушка остаётся живым собеседником для тех, кто её знал, и тех, кто только открывает для себя её путь.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер