«Зри в корень» — говорил Козьма Прутков, известный персонаж, придуманный в XIX веке Алексеем Константиновичем Толстым и братьями Жемчужниковыми. Корень — слово многозначное. Это и часть дерева, и суть какого-то явления, и смысловое ядро понятия. По нему мы определяем все родственные слова. Например, «белый» и «побелка» — слова одного корня, а вот название зверька «белка» уже к ним не относится.
Эта главная часть слова имеется всегда... Или почти всегда. Ведь язык — это не только система правил, но и исключения из них. Иногда корень состоит всего из одной буквы, и его можно обнаружить, только заменив приставку, например, «обуть» — «разуть». «Об» и «раз» — приставки, «ть» — это окончание, следовательно, в приведённых словах корень — «у».
То есть получается, что смысл уместился всего в одной букве? Да. И такое явление можно заметить не единожды. В слове «шла», например, всего три буквы, и каждая приходится на отдельную морфему. Первая — на корень, вторая — на суффикс, третья — на окончание.
А как следует разбирать по составу глаголы «взять», «изъять»? Одни лингвисты выделяют в них одну букву в корне, а другие считают, что в данных словах корень спрятался между приставкой и глагольным суффиксом.
Но есть уникальный глагол, по которому споров у лингвистов нет. Это слово «вынуть». В нём есть приставка «вы», суффикс «ну» (как в словах «крикнуть» или «достигнуть») и окончание «ть». А корень отсутствует. Некоторые учёные считают, что глагол «вынуть» образовался с помощью приставки «вы» от глагола «яти», «выняти» — брать, вынимать. А потом в связи с различными процессами в языке корень утратился, вернее, скрылся за другими морфемами. Кстати, у писателя и филолога XX века Феликса Кривина есть сборник мини-рассказов о грамматике. О слове «вынуть» тоже имеется короткая сказка. Почитайте эти произведения, и вы узнаете много интересного, забавного и удивительного о русском языке.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











