Поговорим о названиях частей речи. Сначала немного истории. Лингвистика как наука зародилась ещё в античной Греции: первые источники в этой области датируются V веком до Рождества Христова. Именно тогда появились некоторые понятия о частях речи. Затем эстафету приняли древнеримские филологи. Они доработали грамматическую систему и дали названия частям речи. А уже русские термины являются калькой, или переводом этих латинских слов.
Особую роль в становлении данных понятий в нашем языке сыграл в XVIII веке Михаил Ломоносов. В его пособии по грамматике есть почти все части речи, которые мы знаем. А в XIX и XX веках российские учёные окончательно оформили список этих слов. Как же они называются и почему?
Начнём с существительного: оно происходит от слова «существовать». А прилагательное — прилагается к существительному, то есть описывает его. Наименование «глагол» происходит из старославянского языка, где оно означало СЛОВО.
А что насчёт наречия? Есть в том же старославянском языке такие слова, как изРЕКать (или изРЕЧЬ) и — ГЛАГОЛить. Это синонимы, то есть близкие по смыслу понятия со значением говорения. «Наречие» именуется так потому, что даёт описание глагола. Поэтому данная часть речи в предложении зачастую стоит близко к действию. Например, «бежать как? — быстро». Наречие, по сути, опирается на глагол, поэтому оно могло бы называться наглаголие. Но в языке прижилось другое наименование.
Местоимение — это перевод латинского слова pronОmen (pro «вместо», nОmen «имя»). Оно заменяет существительные, прилагательные и даже наречия. А причастие происходит от латинского participium (где pars означает «часть»). Причастие названо так потому, что оно «сопричастно» и имени прилагательному, и глаголу, например, «летающий» — это и «какой», и «что делающий».
Союз ведёт родословную от старославянского «соуз, совуз» и имеет корень «уз» — тот же, что и в слове «узел». Это логично, ведь назначение союза — соединять, связывать слова и предложения.
Я не успела в данной программе рассказать обо всех частях речи. Что ж, это прекрасный повод провести своё лингвистическое исследование и узнать об оставшихся словах самостоятельно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











