В 1953 году на мировые экраны вышел американский фильм «Грехи Иезавели». Сценарий для этой картины был написан по сюжету, изложенному в Священном Писании, а именно – в Третьей и Четвертой книгах Царств. Талантливая драматическая актриса Полёт Годдар смогла передать всю трагическую безнадежность порочной жизни, которую вела жена израильского царя Ахава, правившего страной в девятом веке до Рождества Христова. Создавая образ героини, авторы фильма основывались исключительно на тех сведениях, которые содержатся в Библии. Никаких других свидетельств о существовании царицы Иезавели в то время просто не существовало. Но спустя несколько лет, в начале шестидесятых годов Управление древностей Израиля приняло в дар из частной коллекции артефакт, внесенный в реестры как печать царицы Иезавели. Профессор Утрехтского университета, археолог Марио Корпель, тщательно изучивший древнюю печать, настаивает, что эта печать действительно принадлежала той самой библейской Иезавели.
Мнение эксперта:
Печать из кварца, предположительно принадлежавшая Иезавели, необычайно крупная – более трех сантиметров в длину, что соответствует высокому статусу хозяйки. На оттиске отчетливо видны несколько букв, отражающих согласные звуки имени царицы. Штамп обильно украшен изящными рисунками, каждый из которых имеет определенное символическое значение. Крылатый сфинкс, солнечный диск с крыльями и сокол – это распространенные в девятом веке до Рождества Христова на Ближнем Востоке символы царской власти. Женская корона на голове у сфинкса свидетельствует о том, что печать принадлежала не царю, а именно царице. Типичным олицетворением женской влиятельности является и изображение двух кобр в нижней части штампа.
В патриархальном обществе свой штамп могли иметь только представительницы высших классов общества. На некоторых из женских печатей стояла надпись «дочь царя», иные отображали имя владелицы. Из тысяч древних печатей, найденных на территории Израиля, лишь тридцать пять, по определению специалистов, принадлежали женщинам. Можем ли мы быть уверены в подлинности артефакта, названного печатью Иезавели?
Мнение эксперта:
Дилетантские раскопки, зачастую варварские долгое время оставались настоящим бедствием Израиля. Контролировать археологические находки было крайне сложно до тех пор, пока в стране не появилось специальное Управление древностей. Сейчас эта государственная организация не только фиксирует все исследования археологов, но и сертифицирует аутентичность любительских находок. Печать Иезавели, подаренную неизвестным владельцем, Управление древностей приняло с благодарностью, признав, что это – подлинный артефакт девятого века до Рождества Христова.
Кобра как нельзя более подходит израильской царице Иезавели в качестве символа. Имя этой женщины стало синонимом коварства и жестокости. Третья книга Царств рассказывает о том, как царь Ахав, послушавшись свою жену, стал преследовать и убивать израильских пророков. Вся их вина состояла лишь в том, что они оставались верными Единому Богу в то время, как монарх принуждал свой народ поклоняться идолу Ваалу. Эту жестокую религию, в которой практиковались разнузданные оргии и человеческие жертвоприношения, Ахав перенял у своей жены, язычницы Иезавели.
Профессором Корпелем была отмечена еще одна интересная деталь. Оказывается, изображение на печати двух кобр и солнечного диска с крыльями может символизировать не только царское достоинство, но и божественный статус хозяйки. Иезавель, претендующая на родство с Ваалом, предстает перед читателями Священного писания как злобное, коварное, бессердечное существо, не знающее сострадания. И теперь этот образ скреплен ее личной печатью.
Евгения Павлычева
Владимир Дуров
Владимир Леонидович Дуров, дрессировщик, основатель знаменитой цирковой династии, вдохновил Чехова на известную многим «Каштанку», а Куприн после общения с Дуровым написал свой рассказ «Белый пудель». Владимир Леонидович любил повторять: «Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна». Именно этот постулат он положил в основу своей уникальной системы дрессировки животных — «метода ненасильственной дрессуры». Метод, по словам самого Дурова, базировался на принципе трёх «л» — любовь, ласка, лакомство. Может быть, поэтому на его выступлениях всегда была радостная атмосфера, и дети звали дрессировщика не иначе, как «добрый дедушка Дуров».
Владимир Леонидович родился в 1863 году в Москве, в дворянской семье, однако рано осиротел. Его и младшего брата Анатолия взял на воспитание их крёстный отец, Николай Захаров. Мальчишки росли сорвиголовами. В книге «Мои звери» Владимир вспоминал, как однажды в детстве на спор бросил увесистым булыжником в дворовую собаку Жучку. Та успела отскочить, камень угодил в комок глины. А на другой день как ни в чём не бывало Жучка бросилась навстречу Володе, радостно помахивая хвостом. «Слёзы выступили у меня на глазах. Она не помнит зла, и ещё ласкается ко мне! Я нагнулся к собаке и стал её обнимать, целовать в косматую морду. С тех пор я и полюбил животных», — писал Дуров.
Однажды бабушка взяла Володю и его брата Толю в цирк Ка́рла Гинне на Воздвиженке. Там мальчики впервые увидели дрессированных животных. Дома Володя решил самостоятельно заняться дрессировкой. Его подопечной стала... курица из птичника его крёстного. Он обучил наседку танцевать, и часами развлекал всю улицу. А когда ему исполнилось шестнадцать, нанялся сторожем в цирк-зверинец Гуго Винклера на Цветном бульваре. Там у него появилась возможность наблюдать за процессом дрессировки. От увиденного Володя пришёл в ужас. В то время животных дрессировали с помощью жестокости, боли и страха. Использовались железные прутья, кнуты и плети. Причём, воспитывали так не только хищников, но и вполне мирных, давно приручённых собак и лошадей. Тогда-то Дуров и решил изменить такое положение вещей. Он уговорил дирекцию цирка позволить ему подготовить номер с собакой Бишкой, козлом Бяшкой и морскими свинками. Безо всякого насилия, поощряя питомцев лаской и едой, ему удалось быстро обучить их забавным трюкам, которые очень понравились зрителям. Довольные успехом, руководители цирка разрешили Дурову расширить программу. Так появился гусь Порфирий Петрович и козёл Степан, которые умели считать, составлять слова, танцевать и стрелять из игрушечной пушки. А ещё Владимир Дуров стал первым дрессировщиком, который на своих выступлениях общался с публикой. Он дарил людям радость, а они платили ему искренней любовью. Билеты на представления с участием Дурова раскупались в считанные часы.
К 1900 году у Владимира Леонидовича собралось такое количество дрессированных животных, что их не мог уместить ни один московский цирк. Собаки, мыши, хомяки, пернатые, львы, тигры, даже муравьед и слон! И тогда Дуров решил открыть собственный. Впрочем, это был не совсем цирк. На улице Божедомка дрессировщик приобрёл большой участок для содержания животных, и особняк, который назвал «Уголком Дурова». Каждый день там проходили представления с участием животных. Зрители называли «Уголок» чудесной страной, где царили гармония и согласие между грозными хищниками, безобидными травоядными и мудрым человеком. Достичь этой гармонии Владимиру Дурову удавалось любовью, а ещё — с помощью науки. Он изучал психологию животных, работал с такими светилами психиатрии и физиологии, как Бехтерев и Павлов. Написал и опубликовал несколько работ посвящённых дрессировке зверей без боли.
Больше всего Владимир Леонидович Дуров не любил, когда его называли укротителем. Говорил, что для животных он, прежде всего, друг. И что не только учит их, но и сам многому учится у своих питомцев. Уникальную методику «дрессировки любовью» Дуров передал детям, а те, в свою очередь — внукам. И сегодня в Уголке дедушки Дурова работают потомки знаменитого дрессировщика, и по-прежнему дарят людям радость.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Вместе устроим праздник для онкобольных детей
Вот уже пять лет фонд «Время детства» поддерживает два онкологических отделения в одном из крупных медицинских центров Москвы. Одновременно там проходят лечение почти 100 детей. Многие из них находятся в больнице месяцами. Нередко в стенах стационара им приходится встречать Новый год и Рождество.
Чтобы дети не оставались без праздника, команда «Время детства» организует для них сюрприз! Екатерина Ильченко, сотрудник фонда, рассказывает: «К этому событию мы готовимся заранее и начинаем с подарков. Каждый подарок — это большая коробка, в которой собраны самые разнообразные вещи: блокноты, кружки, игрушки, весёлые носочки, сладости и не только, а на самом дне спрятаны ароматные мандарины!».
Но это ещё не всё. С разрешения врачей фонд «Время детства» проводит в отделениях медицинского центра спектакли и концерты. Каждый праздник — это яркое событие, которое дети и родители запоминают надолго. «Нам хочется, чтобы как можно больше людей узнали о том, что в онкологических отделениях тоже есть место для радости. Ведь даже в больнице дети всё равно остаются собой, проживают своё детство», — говорит Екатерина Ильченко.
Вы можете порадовать пациентов детских онкоотделений вместе с фондом. Для этого переходите на сайт «Время детства» и поддержите новогодний сбор. Средства от него пойдут на организацию праздника. Также вы всегда можете присоединиться к дружной волонтёрской команде фонда и лично участвовать в добрых инициативах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Таинство Евхаристии». Священник Антоний Лакирев
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о таинстве Евхаристии, о том, почему Спаситель завещал принимать Тело и Кровь Его, почему Причастие стало центральной частью жизни христианина, как формировалось последование Литургии и как происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Отец Антоний говорил о различных традициях того, как готовиться к Причастию и как часто принято приступать к этому таинству.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти бесед о значении и истории появления семи таинств Церкви.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер











