
«Солдатская песня». Россия, режиссёр Александр Татарский
— Что с тобой, Ангел? С чего плачешь-то?
— Эх, братцы, беда. Поди, сами знаете, мой-то Антон, всех тише, всех безответней. Портняжил всё между делом, по малости чуток и заработал — хотел матери денег к празднику послать. Старушка только тем и дышит, что от сына копейка иногда перепадает. Пропала у моего солдата вся выручка. Вся. Ничего не осталось.
Беда приключилась у молоденького солдата Антона. Украли деньги прямо из казармы. Хорошо, что есть рядом тот, кто всё видит, знает и помогает — ангел. Удивительную кубанскую сказку о служивых и их ангелах-хранителях услышал когда-то писатель Саша Чёрный. В начале ХХ века записал и издал под названием «Солдатская песня». А в 2009-м году по его адаптации сняли одноимённый мультипликационный фильм. Он вышел на экраны в рамках масштабного культурного, образовательного и патриотического проекта «Гора самоцветов» — мультсериала по мотивам сказок народов России.
Автор идеи, режиссёр анимационных фильмов и художник Александр Татарский, рассказывал в интервью, что однажды в детстве мама подарила ему сборник сказок народов нашей страны. Когда маленький Александр читал книгу, к нему пришло осознание того, в каком огромном государстве он живёт. Став мультипликатором, Татарский захотел поделиться этим чувством. Чтобы дети и взрослые не забывали о культурном разнообразии, и при этом единстве российского народа, он придумал и воплотил в жизнь мультипликационную серию «Гора самоцветов».
Проект стартовал в 2004-м, сборники мультфильмов выходили ежегодно на протяжении без малого двадцати лет. Добрые, поучительные истории, которые веками передавались из уст в уста, воплотили на экране современные художники-аниматоры студии «Пилот». Каждая серия начинается словами «Мы живём в России». Заставка, созданная в уникальной пластилиновой технике, кратко, но увлекательно рассказывает зрителю о том, где происходит действие сказки, которую предстоит увидеть. Так, например, герои мультфильма «Солдатская песня» — фрагмент из него прозвучал в начале программы — жили ещё в Российской империи на южных рубежах нашей Родины, близ города Екатеринодара — это современный Краснодар. А вот два других мультфильма из серии «Гора самоцветов», о которых я хотел бы поговорить, связаны с Москвой.
Один из них — лента «Егорий Храбрый» — основана на древней легенде, повествующей, как святой Георгий Победоносец спас Москву от страшного змея. Конечно, в житии великомученика нет эпизода, связанного с русским стольным градом. Да и знаменитый памятник древнерусской литературы «Чудо Георгия о змие» повествует, что встреча святого с чудовищем произошла далеко от Первопрестольной — на Ближнем Востоке. Исторически появление Георгия Победоносца на московском гербе связано с тем, что он был небесным покровителем основателя Москвы, князя Юрия Долгорукого. Поэтому в древнерусском устном народном творчестве и сложилось множество сказаний о святом Георгии как о защитнике Москвы. На духовных стихах, переплетённых с церковным преданием о Егории Храбром, как называли мученика в народе, и основан одноимённый мультфильм. Его авторами стали Андрей и Сима Пронькины, руководители фольклорно-музыкального театра «Учёный медведь». В мультипликационном фильме «Егорий Храбрый» дух и интонации старинного русского ярмарочного театра соединились с техническими возможностями современной мультипликации. Анимационные сцены комментирует сказительница. В этой роли выступила актриса Кира Крейлис-Петрова, и великолепно с ней справилась — давайте послушаем небольшой фрагмент, где она рассказывает, как Егорий Храбрый приехал защищать крещёный люд в языческую землю.
А правил там злодей, царище-Демьянище. Во, какой.
Увидал он Егория, разозлился. — А ну, говорит, поклонись моим идолам
— Э, нет, царь! Кланяюсь я одному Христу.
Что тут с царём сделалося! Приказал он Егория топорами рубить. А — не вышло!
Мультфильм, посвящённый ещё одному святому есть в серии «Гора самоцветов» — называется он «Про Василия Блаженного». Именем московского юродивого 16-го века в народе называют Покровский собор на Красной площади. Лента основана на древней легенде о строительстве этого храма. По ней, именно Василий всю жизнь собирал деньги на возведение собора. Блаженный любил людей и помогал им, а те благодарили его — кто полушкой, кто копеечкой. Святой бросал монетки через плечо, а они сами в кучки складывались, и никто их не трогал. Создатели мультфильма обращаются и к каноническому житию Василия Блаженного. Так, например, мы увидим эпизод с негодными калачами — в ленте, правда, их заменили баранками.
— Так вот, стало быть, на базаре, такой случа́й случился. И вроде ничего такого, тишина. А Василий вдруг взялся бушевать! Лотки повалил, ещё хуже, прямо не остановишь! Спятил, думали, совсем. И уж только опосля узнали все, что баранки-то порченые были. Заместо муки — извёстка.
Добрый юмор, ненавязчивая, но глубокая мораль объединяет мультфильмы анимационного цикла «Гора самоцветов» — проект мультипликатора Александра Татарского. И сегодня, на мой взгляд, мы поговорили об одних из лучших в этой серии. Ещё раз напомню их названия: «Солдатская песня», «Егорий Храбрый», «Про Василия Блаженного». Мультфильмы прекрасно нарисованы, их озвучили талантливые артисты. А главное, они дают зрителям почувствовать, как велика, разнообразна и духовно богата наша Россия.
11 декабря. О духовных учителях

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего».
Об учениках Христа — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь произносит эти слова, обращая их к Своим ученикам — к апостолам. Просто так ученик не сможет никогда стать выше своего учителя. Чтобы быть наравне с учителем, чтобы взять на себя подвиг и жребий апостольства, сами апостолы должны были трудиться и совершенствоваться в вере, молитве.
И в День Пятидесятницы апостолы получат тот самый дар Духа, который сделает их — простых галилейских рыбаков — способными перевернуть весь мир. И мы увидим, как ученики Христовы будут достойными того, чтобы дойти до края земли с проповедью Христова Евангелия. Мы с вами также являемся продолжателями дела апостолов. И стремясь к христианскому совершенству, мы должны помнить, что труд, молитва в духовной жизни, добрые дела — это неотъемлемая часть всего того, что заповедал нам Христос Спаситель.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О том, как распоряжаться богатством

В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого».
О борьбе с соблазнами богатства — священник Николай Дубинин.
И в I, и в XXI веке человек, по сути, не меняется. Все наши страсти и пороки, они, наверное, одинаковы во все времена. Именно поэтому апостол Павел, знаток человеческой души, советует апостолу Тимофею. Он говорит: «Богатых христиан, богатых учеников Христовых увещевай полагаться не на богатство, а на Бога, и чтобы они не возвеличивали сами себя над другими».
Действительно, когда человек материально обеспечен, он имеет большой соблазн «поднимать, что называется, главу над ближними», превозноситься, иными словами, и вот эта надежда на свои материальные блага, на свою какую-то важность, значимость большим соблазном для таких людей может стать.
Поэтому каждый христианин, например, который какую-то руководящую должность занимает или имеет обеспеченность финансовую, должен бороться с этими наклонностями. И лучшее средство борьбы — это помощь ближнему, как раз внимательно осматриваясь вокруг, находить тех людей, которые нуждаются в твоей помощи, и помогать им. Вот тогда этот человек будет служить Богу своим богатством, ну и ближнему, конечно, тоже.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О наставлениях Священномученика Серафима (Чичагова)
Сегодня 11 декабря. День памяти Священномученика Серафима (Чичагова), митрополита, пострадавшего за Христа в 1937 году.
О его наставлениях — игумен Назарий Рыпин.
Священномученик Серафим Чичагов говорит о том, что оскорбления других до́лжно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы они не нас касались. Здесь речь не о том, чтобы быть равнодушным ко всем и с неким пренебрежением к кому-либо относиться.
Как у Иоанна Лествичника есть такой пример, когда один монах, которого он спросил: «А как тытерпишь поношения от братии?» Он говорит: «А что, они, как псы, лают, на них внимание обращать?». Конечно же, не об этом речь, а о том, чтобы не включать свои эмоции, чтобы иметь смирение и принимать какие-либо оскорбления других с надеждой, упованием на Бога. Иногда, принимая как должное за наши грехи, безусловно, тогда это будет полезное для нас отношение. Тогда они действительно не будут нас касаться, как говорит священномученик.
И поэтому важно в скорбях обращаться к Богу, молиться о собственных грехах, чтобы Господь дал нам потерпеть за наши немощи и грехи, и за обидчиков, оскорбляющих нас, тоже помолиться, чтобы Господь дал им разум, дал исцеление и не дал им погибнуть во мраке их собственных страстей и заблуждений, порой которые проявляются в этих оскорблениях в наш адрес.
Все выпуски программы Актуальная тема











