
«Солдатская песня». Россия, режиссёр Александр Татарский
— Что с тобой, Ангел? С чего плачешь-то?
— Эх, братцы, беда. Поди, сами знаете, мой-то Антон, всех тише, всех безответней. Портняжил всё между делом, по малости чуток и заработал — хотел матери денег к празднику послать. Старушка только тем и дышит, что от сына копейка иногда перепадает. Пропала у моего солдата вся выручка. Вся. Ничего не осталось.
Беда приключилась у молоденького солдата Антона. Украли деньги прямо из казармы. Хорошо, что есть рядом тот, кто всё видит, знает и помогает — ангел. Удивительную кубанскую сказку о служивых и их ангелах-хранителях услышал когда-то писатель Саша Чёрный. В начале ХХ века записал и издал под названием «Солдатская песня». А в 2009-м году по его адаптации сняли одноимённый мультипликационный фильм. Он вышел на экраны в рамках масштабного культурного, образовательного и патриотического проекта «Гора самоцветов» — мультсериала по мотивам сказок народов России.
Автор идеи, режиссёр анимационных фильмов и художник Александр Татарский, рассказывал в интервью, что однажды в детстве мама подарила ему сборник сказок народов нашей страны. Когда маленький Александр читал книгу, к нему пришло осознание того, в каком огромном государстве он живёт. Став мультипликатором, Татарский захотел поделиться этим чувством. Чтобы дети и взрослые не забывали о культурном разнообразии, и при этом единстве российского народа, он придумал и воплотил в жизнь мультипликационную серию «Гора самоцветов».
Проект стартовал в 2004-м, сборники мультфильмов выходили ежегодно на протяжении без малого двадцати лет. Добрые, поучительные истории, которые веками передавались из уст в уста, воплотили на экране современные художники-аниматоры студии «Пилот». Каждая серия начинается словами «Мы живём в России». Заставка, созданная в уникальной пластилиновой технике, кратко, но увлекательно рассказывает зрителю о том, где происходит действие сказки, которую предстоит увидеть. Так, например, герои мультфильма «Солдатская песня» — фрагмент из него прозвучал в начале программы — жили ещё в Российской империи на южных рубежах нашей Родины, близ города Екатеринодара — это современный Краснодар. А вот два других мультфильма из серии «Гора самоцветов», о которых я хотел бы поговорить, связаны с Москвой.
Один из них — лента «Егорий Храбрый» — основана на древней легенде, повествующей, как святой Георгий Победоносец спас Москву от страшного змея. Конечно, в житии великомученика нет эпизода, связанного с русским стольным градом. Да и знаменитый памятник древнерусской литературы «Чудо Георгия о змие» повествует, что встреча святого с чудовищем произошла далеко от Первопрестольной — на Ближнем Востоке. Исторически появление Георгия Победоносца на московском гербе связано с тем, что он был небесным покровителем основателя Москвы, князя Юрия Долгорукого. Поэтому в древнерусском устном народном творчестве и сложилось множество сказаний о святом Георгии как о защитнике Москвы. На духовных стихах, переплетённых с церковным преданием о Егории Храбром, как называли мученика в народе, и основан одноимённый мультфильм. Его авторами стали Андрей и Сима Пронькины, руководители фольклорно-музыкального театра «Учёный медведь». В мультипликационном фильме «Егорий Храбрый» дух и интонации старинного русского ярмарочного театра соединились с техническими возможностями современной мультипликации. Анимационные сцены комментирует сказительница. В этой роли выступила актриса Кира Крейлис-Петрова, и великолепно с ней справилась — давайте послушаем небольшой фрагмент, где она рассказывает, как Егорий Храбрый приехал защищать крещёный люд в языческую землю.
А правил там злодей, царище-Демьянище. Во, какой.
Увидал он Егория, разозлился. — А ну, говорит, поклонись моим идолам
— Э, нет, царь! Кланяюсь я одному Христу.
Что тут с царём сделалося! Приказал он Егория топорами рубить. А — не вышло!
Мультфильм, посвящённый ещё одному святому есть в серии «Гора самоцветов» — называется он «Про Василия Блаженного». Именем московского юродивого 16-го века в народе называют Покровский собор на Красной площади. Лента основана на древней легенде о строительстве этого храма. По ней, именно Василий всю жизнь собирал деньги на возведение собора. Блаженный любил людей и помогал им, а те благодарили его — кто полушкой, кто копеечкой. Святой бросал монетки через плечо, а они сами в кучки складывались, и никто их не трогал. Создатели мультфильма обращаются и к каноническому житию Василия Блаженного. Так, например, мы увидим эпизод с негодными калачами — в ленте, правда, их заменили баранками.
— Так вот, стало быть, на базаре, такой случа́й случился. И вроде ничего такого, тишина. А Василий вдруг взялся бушевать! Лотки повалил, ещё хуже, прямо не остановишь! Спятил, думали, совсем. И уж только опосля узнали все, что баранки-то порченые были. Заместо муки — извёстка.
Добрый юмор, ненавязчивая, но глубокая мораль объединяет мультфильмы анимационного цикла «Гора самоцветов» — проект мультипликатора Александра Татарского. И сегодня, на мой взгляд, мы поговорили об одних из лучших в этой серии. Ещё раз напомню их названия: «Солдатская песня», «Егорий Храбрый», «Про Василия Блаженного». Мультфильмы прекрасно нарисованы, их озвучили талантливые артисты. А главное, они дают зрителям почувствовать, как велика, разнообразна и духовно богата наша Россия.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
23 июля. О том, что оскверняет человека

В 15-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
О том, что оскверняет человека, — священник Захарий Савельев.
Господь говорил, что то, что исходит из уст, оскверняет человека. Здесь человек, конечно, подразумевается каждой абсолютно нации, принадлежности к какой-либо фамилии. Абсолютно каждый человек Богом призван к тому, чтобы из своего сердца не выпускать зло ни мысленно, ни словесно, ни, конечно, делами.
И вот как раз Господь здесь призывает всех нас внимательнее относиться к своему сердцу. Господь здесь даёт на самом деле совет по тому, как нужно быть счастливым, по тому, как достичь счастья.
И вот этот совет по тому, как нужно нам достичь счастья, каждого из нас сегодня призван вдохновить на борьбу со своими грехами и на особый контроль за своими поступками, за своими словами.
Если даже человек, может быть, иногда какие-то внешние традиции нарушает, то он меньше согрешает, чем если бы он соблюл все традиции и что-то злое выпустил из своих уст, потому что, как мы знаем, словом можно убить.
Грех сквернословия также относится к этому перечню того, что злое извергается из нашего сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июля. Об отношениях с ещё не пришедшими к вере супругами

В 7-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее».
Об отношениях с ещё не пришедшими к вере супругами — священник Родион Петриков.
Как жить, когда под одной крышей разные миры? Когда утром вы идёте на святую божественную литургию, а супруг смотрит на это с недоумением, а может, просто продолжает крепко-крепко спать.
Апостол Павел даёт удивительный совет. Не бегите от этих испытаний. Ваш брак — не ошибка, а призвание. Тёплый свет веры растопит рано или поздно лёд взаимонепонимания. Ведь вера передаётся не через споры, аргументы, доказательства, а именно через дух, терпение, любовь и молитву.
Удивительный пример из нашей истории: святой Патрикий молился за свою жену-язычницу 30 лет. И она не только крестилась, но и стала святой. А сколько случаев, когда муж годами не переступал порог храма, но однажды, увидев женское смирение в испытаниях, неожиданно спросил: «Дорогая, научи и меня верить».
Главное, помнить три правила. Первое: не давить. Ваша вера должна быть привлекательной, а не навязчивой. Второе: не лицемерить. Надо стараться жить так, чтобы неверующий супруг видел подлинность нашей веры. Помните, вера без дел мертва. Третье: молиться. Потому что только всемогущий Бог может касаться сердца человеческого.
Семья — это не два совершенных человека, а двое несовершенных, которые при этом учатся любить друг друга по-настоящему. Пусть наши дома станут теми самыми малыми храмами, где даже самый далёкий от веры человек почувствует однажды тепло Христовой любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июля. О духовном смысле праздника Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

Сегодня 23 июля. Церковь празднует Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве в 1625 году.
О духовном смысле праздника — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Со времён апостольских церковь всегда внимательно относилась не только к личности Господа Иисуса Христа, Его образу, иконам, но и ко всему, что связано с Его земной жизнью. Мы знаем из Евангелия, что люди получали исцеление не только от Самого Спасителя, но даже от Его одежды. Так, евангелист Матфей описывает случай, когда женщина, 12 лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Спасителя. И Иисус же, обратившись и увидев её, сказал: «Дерзай, дочерь, вера твоя спасла тебя». Женщина с того часа стала здорова.
Таким образом, с древности хранились предметы, связанные со Христом: Крест, на котором Он был распят, гвозди, которыми Он был пригвождён ко кресту, и Риза Господня, праздник положения которой в Москве мы сегодня молитвенно отмечаем.
Нам дорога эта Риза не столько тем, что от неё происходит исцеление, сколько тем, что она принадлежала любимому нами Христу. Каждый ведь знает, как дорого всё, что связано с любимым человеком, и несравнимо важнее всё, что связано с Богом.
Риза Христова — не только свидетельство истории, происходивших событий древности. Прикасаясь к ней, мы ощущаем тесную связь со Христом, возложившим на Себя не только эту Ризу, телесность, но и крест ради нашего спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема