
«Ветер странствий». Россия, режиссёр Юрий Егоров
— Скажите...
— Да?
— А эти дети когда осиротели?
— Вы знаете, на Василия Весёлкина, отца их, похоронная пришла. А вот Лизавета, мамка ихняя, она как узнала, прямо так и угасла. Вы знаете, она так прямо на глазах и угасла...
— Одни, значит.
— Почему же одни? Люди кругом.
Где-то далеко идёт Великая Отечественная война. Грохот её не слышен в маленьком северном селе, но постучаться в двери его жителей она всё же успела: без родителей остались Настя и Митраша Весёлкины. На отца принесли похоронное извещение, а сердце матери не выдержало горя утраты. И вроде бы ребята-подростки уже привыкли жить самостоятельно — Митраша стал главой семьи, а Настя справлялась с хозяйством. Но боль в их сердцах так и не утихла. Хорошо, что рядом всегда были те, кто не дал детям в ней замкнуться — участливые люди, соседи, знакомые. И брат с сестрой тоже старались облегчить чужую боль — приняли в своём доме эвакуированных из блокадного Ленинграда детей, заботились о них. «Ты не одинок, пока рядом люди» — таким, наверное, мог бы стать девиз кинофильма «Ветер странствий», о котором мы сегодня поговорим.
Фильм режиссёра Юрия Егорова вышел на экраны в 1978 году. В сценарии картины соединились сразу две повести Михаила Пришвина — «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща». Лента стала первой экранизацией произведений писателя-натуралиста, который смотрел на природу через призму нравственных исканий человека. Именно в этом «пришвиновском» духе и снят добрый, приключенческий, и вместе с тем глубоко философский фильм «Ветер странствий».
Жизнь Насти и Митраши, за которой мы наблюдаем на экране, полна событиями. Вот они идут в огромный, вековой лес за брусникой для эвакуированных ленинградских ребятишек. Ведь им, испытавшим блокадный голод, так нужны витамины! И это не просто приятная прогулка, а опасное предприятие. В лесу водятся волки. А ещё легко ненароком забрести на болота и попасть в Слепую елань — топкое место, где уже не раз гибли люди и домашние животные. Но после лесных приключений ребят ожидает большая радость! В деревню пришло письмо... от их отца, Василия Весёлкина. Оказалось, что «похоронку» на него прислали по ошибке. Он жив, ранен и находится в госпитале, в посёлке Пинега. Это под Архангельском — далеко от деревни, где живут Настя с Митрашей. Но ребята решили, несмотря ни на что, ехать к отцу. И на следующее утро отправились в путь.
Пройдут его вместе с ребятами и зрители. Через сосновые леса, берёзовые рощи и речные туманы. Природа родной земли, живая и одухотворённая, становится полноправным героем фильма. А пока Настя с Митрошей преодолевают свой путь, их отец пытается отыскать свой. Он тяжело ранен — возвращаться на фронт запретили. Но война ещё идёт, и солдат Весёлкин не может оставаться в стороне. В госпитале от соседа по палате он узнаёт о корабельной роще, которая находится в лесу под Пинегой. Там растут высокие, тонкие лиственницы, из которых когда-то делали мачты для судов. А теперь эта ценная древесина идёт на изготовление военных аэропланов. Весёлкин хочет вырубить рощу для нужд фронта. С этой мыслью, едва выписавшись из госпиталя, приходит он к местному старожилу, дедушке Онисиму. Но старику идея солдата, кажется, не очень по душе.
— Проводи ты меня в эту чащу корабельную, дедушка. Кого ни прошу, без тебя — никто.
— Так ведь рубить её нехорошо.
— Война идёт. В этой чаще что ни дерево, то самолёт.
— Война кончится.
— Для того и бьюсь, чтоб быстрее кончилась.
— Меня в корабельную чащу прадед водил. Ведь так деревья дружно стоят. Упасть нельзя. Одинокое дерево от ветра падает. Вот и я сыновьям там указывал: стойте дружно за правду, не гонитесь в одиночку за счастьем.
— Однако помогать тебе как-то надо.
«Помогать надо» — таков главный нравственный посыл картины режиссёра Юрия Егорова «Ветер странствий». Людской чуткостью, взаимопомощью, любовью к ближнему, естественной, как дыхание, наполнен фильм. Посмотрев его, мы узнаем, встретятся ли Настя и Митраша с отцом; будет ли и дальше шуметь вершинами корабельная роща. А ещё почувствуем глубину главной художественной мысли Пришвина, которая звучит и в этой картине, снятой по его произведениям: природа и человек — части Божьего творения.
«Журнал от 12.12.2025». Глафира Базурина, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Константин Мацан, а также директор интернет-проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— «Трудничество» — традиция волонтерских поездок в монастыри и храмы;
— Фестиваль «Звезда Рождества» и спектакль «12 Рождественских историй»;
— Снятие охранного статуса с большого количества архитектурных памятников Москвы;
— Церковная проповедь в интернете.
Ведущий: Константин Мацан, Алексей Пичугин
Все выпуски программы Журнал
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема











