
«Ветер странствий». Россия, режиссёр Юрий Егоров
— Скажите...
— Да?
— А эти дети когда осиротели?
— Вы знаете, на Василия Весёлкина, отца их, похоронная пришла. А вот Лизавета, мамка ихняя, она как узнала, прямо так и угасла. Вы знаете, она так прямо на глазах и угасла...
— Одни, значит.
— Почему же одни? Люди кругом.
Где-то далеко идёт Великая Отечественная война. Грохот её не слышен в маленьком северном селе, но постучаться в двери его жителей она всё же успела: без родителей остались Настя и Митраша Весёлкины. На отца принесли похоронное извещение, а сердце матери не выдержало горя утраты. И вроде бы ребята-подростки уже привыкли жить самостоятельно — Митраша стал главой семьи, а Настя справлялась с хозяйством. Но боль в их сердцах так и не утихла. Хорошо, что рядом всегда были те, кто не дал детям в ней замкнуться — участливые люди, соседи, знакомые. И брат с сестрой тоже старались облегчить чужую боль — приняли в своём доме эвакуированных из блокадного Ленинграда детей, заботились о них. «Ты не одинок, пока рядом люди» — таким, наверное, мог бы стать девиз кинофильма «Ветер странствий», о котором мы сегодня поговорим.
Фильм режиссёра Юрия Егорова вышел на экраны в 1978 году. В сценарии картины соединились сразу две повести Михаила Пришвина — «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща». Лента стала первой экранизацией произведений писателя-натуралиста, который смотрел на природу через призму нравственных исканий человека. Именно в этом «пришвиновском» духе и снят добрый, приключенческий, и вместе с тем глубоко философский фильм «Ветер странствий».
Жизнь Насти и Митраши, за которой мы наблюдаем на экране, полна событиями. Вот они идут в огромный, вековой лес за брусникой для эвакуированных ленинградских ребятишек. Ведь им, испытавшим блокадный голод, так нужны витамины! И это не просто приятная прогулка, а опасное предприятие. В лесу водятся волки. А ещё легко ненароком забрести на болота и попасть в Слепую елань — топкое место, где уже не раз гибли люди и домашние животные. Но после лесных приключений ребят ожидает большая радость! В деревню пришло письмо... от их отца, Василия Весёлкина. Оказалось, что «похоронку» на него прислали по ошибке. Он жив, ранен и находится в госпитале, в посёлке Пинега. Это под Архангельском — далеко от деревни, где живут Настя с Митрашей. Но ребята решили, несмотря ни на что, ехать к отцу. И на следующее утро отправились в путь.
Пройдут его вместе с ребятами и зрители. Через сосновые леса, берёзовые рощи и речные туманы. Природа родной земли, живая и одухотворённая, становится полноправным героем фильма. А пока Настя с Митрошей преодолевают свой путь, их отец пытается отыскать свой. Он тяжело ранен — возвращаться на фронт запретили. Но война ещё идёт, и солдат Весёлкин не может оставаться в стороне. В госпитале от соседа по палате он узнаёт о корабельной роще, которая находится в лесу под Пинегой. Там растут высокие, тонкие лиственницы, из которых когда-то делали мачты для судов. А теперь эта ценная древесина идёт на изготовление военных аэропланов. Весёлкин хочет вырубить рощу для нужд фронта. С этой мыслью, едва выписавшись из госпиталя, приходит он к местному старожилу, дедушке Онисиму. Но старику идея солдата, кажется, не очень по душе.
— Проводи ты меня в эту чащу корабельную, дедушка. Кого ни прошу, без тебя — никто.
— Так ведь рубить её нехорошо.
— Война идёт. В этой чаще что ни дерево, то самолёт.
— Война кончится.
— Для того и бьюсь, чтоб быстрее кончилась.
— Меня в корабельную чащу прадед водил. Ведь так деревья дружно стоят. Упасть нельзя. Одинокое дерево от ветра падает. Вот и я сыновьям там указывал: стойте дружно за правду, не гонитесь в одиночку за счастьем.
— Однако помогать тебе как-то надо.
«Помогать надо» — таков главный нравственный посыл картины режиссёра Юрия Егорова «Ветер странствий». Людской чуткостью, взаимопомощью, любовью к ближнему, естественной, как дыхание, наполнен фильм. Посмотрев его, мы узнаем, встретятся ли Настя и Митраша с отцом; будет ли и дальше шуметь вершинами корабельная роща. А ещё почувствуем глубину главной художественной мысли Пришвина, которая звучит и в этой картине, снятой по его произведениям: природа и человек — части Божьего творения.
27 июля. О личности Дениса Давыдова

Сегодня 27 июля. В этот день в 1784 году родился русский поэт, герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Лихой гусар, имя которого гремело в Отечественной войне 1812 года, — незаурядный поэт, весельчак, настоящий русский человек.
И сегодня, оглядываясь на прошлые столетия, мы воздадим хотя бы в малом честь этому бесстрашному воину, доказавшему Кутузову необходимость партизанской войны после Бородина, когда мы долго и позорно отступали.
Денис Давыдов с пятьюдесятью саблями мало-помалу стал пощипывать, а потом и наносить такой урон французским войскам, что Наполеон снарядил для него корпус из двух тысяч человек, обещав за поимку баснословную сумму.
Однако не таков был наш партизанский атаман, чтобы удовлетворить тщеславие Бонапарта. И, увенчанный славой, он продолжал писать озорные стихи.
Достоинства их оценил и Александр Сергеевич Пушкин, главный национальный поэт России, перековав мечи на орала.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июля. О Москве как духовной столице

Сегодня 27 июля. В этот день в 1147 году, как указывает повесть «Сказание об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы», была основана Москва.
О Москве как духовной столице — протоиерей Владимир Быстрый.
27 июля 1147 года — одна из вероятных дат рождения столицы нашего государства. Первое упоминание Москвы, где Юрий Долгорукий пировал с союзником. Но судьба скромной крепости была определена Богом.
Как же Москва стала духовной столицей? Ключ — в истории православия. После падения Византии и Константинополя в 1453 году центра православного мира не стало, и взоры обратились к крепнущей Москве. Родилась великая идея: Москва — Третий Рим. Это был не просто титул, а осознание огромной миссии — стать хранительницей истинной веры.
Венчание Иоанна Грозного на царство в 1547 году в Успенском соборе стало зримым символом этого статуса. Кремль — духовный центр. Сюда перенёс свою кафедру митрополит Петр в XIV веке. А в 1589 году было учреждено патриаршество, и Москва стала высшим церковным центром.
Соборы Кремля — Успенский, Архангельский, Благовещенский — места молитвы, венчания на царство и упокоения святых и князей. Здесь покоятся мощи великих святителей Петра, Алексея, мощи князя Даниила Московского, храм Василия Блаженного — символ небесного Иерусалима на русской земле.
Сегодня Москва остаётся духовным сердцем. Кафедра Патриарха, объединяющая миллионы верующих, тысячи храмов и монастырей, возрождённый храм Христа Спасителя — это места мощной соборной молитвы. Хранительница величайших святынь — Владимирская, Донская иконы Божией Матери.
И вот от княжеского пира в 1147 году до Третьего Рима. Москва — не просто столица, не просто первопрестольный город, не просто город власти. Москва — это вечная духовная столица России, чьи золотые купола напоминают миру о её великой миссии и непоколебимой вере. В этом истинная душа и вечность.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июля. О поучениях преподобного Никодима Святогорца

Сегодня 27 июля. День памяти преподобного Никодима Святогорца, отошедшего ко Господу в 1809 году.
О его поучениях — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем преподобного Никодима Святогорца, который, конечно, открывал для нас сокровищницу своей духовной мудрости и давал невероятно точные и понятные поучения, которые до сих пор используют многие христиане.
Например, мне очень нравится, как он осаживал иногда нас, православных, в нашем желании поучать и в то, как мы это делаем. Он говорил: «Остерегайся говорить сурово и высокотонно, ибо и то, и другое крайне ненавистно и заставляет подозревать, что ты очень суетен и слишком много о себе думаешь».
Мне кажется, нужно прислушаться к этим словам. И если записать наши проповеди, наши поучения на диктофон и потом самому послушать, мы вдруг услышим, что действительно в этих словах как будто бы нет любви. А если в словах нет любви, то, скорее всего, лучше их не произносить.
Все выпуски программы Актуальная тема