
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 92 зач., VI, 11-17.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, во время крещения священник погружает крещаемого в воду, и делается это вовсе не с целью ритуального омовения от грехов. Вода во время крещения символизирует землю, из которой человек был сотворён, и в которую человек возвращается после своей кончины. Но какая связь между землёй и водой? Ответ очень простой: вода, по мнению наших предшественников, наиболее близкая к земле стихия, потому-то она и выбрана в качестве символа. Погружение в воду крещения символизирует смерть, а выход из воды — воскресение из мёртвых. У крещения есть и свои следствия, о которых, к сожалению, мы часто забываем, но, к счастью, Церковь не оставляет нас своей заботой и непрестанно напоминает нам о том, как должен думать, чувствовать и жить крещёный человек. Делает Церковь это и сегодня, предлагая во время литургии нашему вниманию отрывок из 6-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. Давайте его послушаем.
Глава 6.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
Логика только что прозвучавшего отрывка Послания к Римлянам очень проста: если мы крещены, то есть если мы в крещении умерли и воскресли, то мы должны думать о себе совершенно особенным образом — как умершие для греха. С чем можно сравнить такое самоощущение? Ну, пожалуй, в качестве примера можно привести мысли взрослого человека при виде детской песочницы или же детской карусели: тот, у кого есть дети, подумает о них, тот, у кого детей нет, и вовсе не заметит ни первого, ни второго, но никакому психически здоровому взрослому человеку не придёт в голову взять совочек и самозабвенно начать строить песчаные замки, сливаясь в своём порыве с компанией четырёхлеток. Подобное можно сказать и про детские карусели. Идея апостола Павла состоит в том, чтобы таким же образом мы относились ко греху: он — не наша стихия, он был, но теперь в прошлом, и он не может быть привлекательным для христиан, ведь мы для него мертвы точно так же, как взрослый человек мёртв для детской песочницы.
Апостол Павел прекрасно понимал, что крещение не лишает нас свободы воли, чувств, мыслей и желаний, а потому здесь же апостол дал рекомендации относительно того, каким образом восполнить ту пустоту, которая образуется при отказе от греха. Всё очень просто: умерев для греха, необходимо поработить себя праведности. Продолжая начатую ранее аналогию, можно сказать, что речь здесь идёт о той взрослой жизни, в которой мы делаем то, что должны делать. О жизни, в которой мы не задаём себе вопрос, хотим ли мы идти сегодня на работу и хотим ли заниматься своими детьми, взрослые просто делают это, ну а возникающие время от времени вопросы, сомнения и недоумения мы научились попросту игнорировать.
Апостол Павел призывает нас быть взрослыми в высшем смысле — в смысле нашего отношения к Богу и к своей вечной участи. Дай Бог, чтобы слова святого апостола были нами услышаны и поняты!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения

Так часто приходится слышать от людей, что они потеряли всякую надежду на лучшее и такая жизнь их непомерно угнетает. В чём причина подобного состояния? И, напротив, откуда в сердце появляется надежда и где её искать? Ответ на эти вопросы находим в 6-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Прозвучавший псалом пророка и царя Давида носит покаянный характер. Содержание псалма — сетования к Богу по причине какой-то тяжкой болезни. Вполне вероятно, что речь идёт о немощах преклонного возраста. Псалмопевец упоминает об измождённости тела и души, а вместе с этим о смерти и гробе. Кроме того, мы видим, что автора томит мысль о врагах, которые обступили его со всех сторон.
Из Священного Писания мы знаем, что, когда царь Давид состарился, он не поднимался с кровати. В теле не было прежней силы. Давиду постоянно было холодно. Физически он был совершенно беспомощен. И в это самое время один из его сыновей по имени Адония у него за спиной плёл интриги и составлял заговор. Он хотел стать царём ещё до смерти своего отца. На что в подобной ситуации может рассчитывать немощный человек, который не в состоянии даже самостоятельно позаботится о себе самом? Вот и плачет Давид к Богу. Кто ещё сможет ему помочь и поддержать?
Важно, что причиной своего состояния псалмопевец считает не естественные, физиологические процессы, но гнев Божий. «Го́споди! не в я́рости Твое́й облича́й меня́ и не во гне́ве Твоём нака́зывай меня́». При этом Давид не указывает на свои конкретные прегрешения. Однако, очевидно, что всё происходящее с ним он воспринимает как воздаяние от Бога за содеянное. И тот, кто знаком с историей царя Давида, знает, что несмотря на свою веру и святость, он не был человеком безгрешным и совершал поступки, которые тяготили его совесть до самой старости.
И всё же с этим чувством горечи и даже тоски от беспомощности тесным и удивительным образом соседствует ощущение надежды. Давид уверен, что несмотря на, казалось бы, крайне безысходную ситуацию, Бог его простит, помилует и спасёт. Более того, псалмопевец уверен, что, как он говорит, «бу́дут постыжены́ и жесто́ко поражены́ все враги́ мои́». То есть его надежды не ограничиваются загробным миром. Ещё здесь, ещё в этом теле, в этой жизни он переживет явное заступничество Творца.
Перед нами один из парадоксов искренней, живой веры в Бога. Верующий и даже святой человек это не тот, кто уже здесь на земле постоянно пребывает в состоянии полного безмятежия. Порой человек веры может испытывать ту же самую палитру чувств и эмоций, что и человек неверующий. Он может попадать в тяжёлые ситуацию, подобные тем, в которых оказываются и безбожники. Однако в нём живёт глубокое осознание того, что все эти перипетии происходят на фоне чего-то глубокого и глобального. И это не просто осознание. Это живой опыт и ощущение присутствия в своей жизни Силы, Которая своей тотальностью скрадывает масштаб любой проблемы. В свете этого опыта даже самая большая неприятность, не переставая быть болезненной, начинает переживаться как незначительная. Как муха на фоне слона. Отсюда и рождается в сердце чувство надежды. Это следствие осознания присутствия Бога в своей жизни. И каждый, кто подобно Давиду, посвящает всего себя служению Творцу и людям, в итоге приобретает это состояние. Даже несмотря на свои ошибки, даже несмотря на свои немощи и горести, он начинает ощущать в своём сердце простор, широту и глубину. Так Господь постепенно открывает в его душе Своё Небесное Царство.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 6. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема