
Фото: Алексей / Pexels
У Власия Миткевича, священника из села Жуковка Черниговского уезда, и его супруги, Александры Тимофеевны, в 1807-м году родился долгожданный сын. В святом крещении младенца нарекли Николаем — в честь святителя Николая Чудотворца. Этого святого почитали отец Власий и его жена; во имя святителя Николая был освящён и новый каменный сельский храм, в котором служил батюшка.
Много счастья приносил своим родителям новорождённый Коленька. Однако вместе с радостями пришли и испытания. Когда мальчику исполнился год, он заболел. На теле проявилась сыпь, от которой дитя страдало. Отец Власий и матушка выполняли рекомендации докторов. Но болезнь не отступала. Коленька слабел на глазах. Когда младенец уже с трудом дышал, отец Власий завернул его в тёплое одеяло и отнёс в родной Никольский храм. Там положил Коленьку перед образом Николая Чудотворца, и стал горячо молиться. А потом вдруг услышал, как мальчик засмеялся, стал размахивать ручками. Домой, отец Власий вернулся со здоровым сыном.
Когда Коля подрос, отец стал учить его грамоте, арифметике и Закону Божьему. В 1818-м году мальчик поступил в Черниговское уездное училище, и окончил его с похвальным листом «за доброе прилежание и поведение». Николай решил пойти по отцовским стопам и стать священником. Поэтому в 1821-м поступил в Черниговскую духовную семинарию. Учился Коля с усердием, а когда наступали каникулы, спешил домой — помогать отцу в храме и матери по хозяйству. Николай пел и читал на клиросе, присматривал за родительской пасекой. Семья Миткевичей была небогатой. Коля видел, как много приходится трудиться отцу и матери. И поддерживал их по мере сил. Деньги, которые родители давали ему с собой в семинарию, он старался не тратить без особой нужды. И с благодарностью возвращал отцу и матери всё, что удавалось сэкономить.
В 1827-м году, окончив семинарию, Николай поступил в Киевскую духовную академию. В то время часто навещать родителей он уже не мог, однако поддерживал с ними постоянную переписку. Однажды в письме пришла горестная весть. Отец Власий сообщал сыну, что матушка Александра Тимофеевна скончалась. Николай приехал домой, чтобы разделить с отцом горе утраты. Скорбь о матери переплеталась в душе молодого человека с чувством вины перед отцом. Николай давно уже решил стать монахом. Но теперь, после кончины матушки, уйти в монастырь означало покинуть одинокого, овдовевшего родителя. Однако противиться монашескому призванию, которое жило в его сердце, Николай тоже не мог. Отец Власий, между тем, заметил: сына что-то тревожит. Ласково стал он выяснять причину. Молодой человек открыл ему свои мысли. И батюшка с радостью благословил сына на монашеский подвиг.
В 1831 году Николай Миткевич принял постриг в киевском Богоявленском Братском монастыре с именем Григорий. Он был деятельным пастырем — проповедовал, преподавал в Киевской духовной академии. А в 1851 году в сане епископа возглавил Калужскую и Боровскую епархию. Всю жизнь владыка Григорий с теплотой вспоминал отца и мать, и родной кров, где прошли его детство и юность. «Родительский дом был для меня всем», — говорил архиепископ своим духовным чадам, напоминая о том, как важна заповедь Божия «чти отца твоего и матерь твою».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
4 декабря. О двух путях к Богу

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
О двух путях к Богу: деятельном и созерцательном — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем евангельское повествование о Марфе и Марии, мы видим два типа угождения Богу. Марфа — это тип и путь деятельного служения Господу, а Мария — это путь созерцательного, молитвенного предстояния перед Богом. И в жизни христианина эти два пути, два типа устремления к Богу, должны и могут сочетаться. Мы должны уделять место и молитве, и доброделанию, и труду.
Как святитель Тихон Задонский писал: «Одним оком души взирай на милосердие Божие, а другим — на Его правосудие». Так и во внешней жизни. Молясь Господу, не будем забывать и о том, что необходимо и трудиться. «Трудись и молись», — говорили святые отцы.
И дай Господь каждому из нас трудиться, молиться и на всех путях своей жизни встречать каждого приходящего к нам, как от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. О личности и творчестве Алексея Плещеева

Сегодня 4 декабря. В этот день в 1825 году родился русский поэт и прозаик Алексей Плещеев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Мы ценим этого поэта за замечательный русский язык, за лиричные души и романтизм, который на склоне лет претворился в созидание многих десятков лирических стихотворений и прозаических произведений, посвящённых детям.
Такой чуткий и одарённый музыкальным гением человек, как Пётр Ильич Чайковский, был очарован мелодикой плещеевских стихотворений, и благодаря их творческому содружеству — Чайковского и Плещеева, — родилось множество романсов, и поныне исполняемых вокалистами.
Интересная деталь: Плещеев всю жизнь мирился с нуждой, трудился, делая переводы драм, научных статей, сохраняя семейный мир и живя по средствам. На склоне лет, уже вырастив детей, вдруг получает баснословно великое состояние от далёкого пензенского сродника-помещика, что позволяет нашему литератору поселиться в Париже, в дорогостоящей гостинице, где он принимает весь литературный российский бомонд, щедро жертвует им на дорогу, на прожитье, но при этом остаётся доступным, хлебосольным, мирным человеком, что показывает и указывает на определённый уровень духовной и душевной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника — игумен Лука (Степанов).
События Введения во храм Пресвятой Богородицы известны нам не из Святого Евангелия, а из записанных свидетельств Священного Предания об этом событии, которое имело место в Иерусалиме в те времена.
Через три года после Рождества Пресвятой Богородицы первые иконописные отражения этих записей, отражающих во многом то самое устное предание Церкви, были напечатлены на стенах храма в Каппадокии. Это конец первого тысячелетия, хотя сам праздник уже известно, что в V–VI веках приобретает всеобщее распространение в Церкви.
Но иконописные изображения, в которых хрупкая маленькая фигурка Пресвятой Богородицы предстоит склонившемуся над ней пророку Захарии, отцу Иоанна Предтечи (именно он, по преданию церковному, был встречающим архиереем, принимающим во Святая святых отроковицу Деву Марию), на иконах и последующих, на святой горе Афон, в храмах сербских, болгарских, впоследствии русских, изображение Пресвятой Богородицы мы видим на фоне храма, при том иногда в нём можно узнать не столько ветхозаветный, сколько новозаветный храм. Бывает изображена скиния и храм, а и то и другое, по святоотеческому пояснению, — прообразы Пресвятой Богородицы. Скиния завета, храм Соломонов — это ведь вместилище Божие, как впоследствии вместила Бога, воплощающегося, Пречистая Дева в своём естестве.
Все выпуски программы Актуальная тема











