
Фото: Kirill F / Unsplash
Служить офицером на флоте в России всегда было особенной честью и ответственностью. Первую специализированную школу для подготовки молодых людей к военной службе создал в 1701 году в Москве император Петр I. Школа получила название «Навигацкой» и готовила специалистов для разных родов войск, в том числе для военно-морского флота. Уже в 1715 году в Санкт-Петербурге для подготовки будущих флотоводцев была открыта специальная Морская академия, а спустя год учреждено звание «гардемарин» — в переводе с французского «морской гвардеец». Так называли учеников академии, ещё не получивших звания «мичман» — младшего офицерского чина в русском военном флоте.
В 1752 году по указу императрицы Елизаветы Петровны на базе Морской академии создали Морской кадетский корпус, в который могли поступить лишь дети из дворянских семей. Мальчики обучались не только общеобразовательным, но и военно-морским дисциплинам, таким как морская астрономия и кораблестроение. Все воспитанники были разделены на три класса, а гардемаринами теперь именовались лишь старшие кадеты. Для выпуска из корпуса им было необходимо пройти практику на флоте. За годы существования учебного заведения срок обучения варьировался от 4 до 6 лет, а перевод из класса в класс зависел от успеваемости кадета, поэтому в каждом классе воспитанники могли задержаться дольше, чем на год. В корпус принимали детей от 12 до 14 лет, однако случалось, что кадетами становились и более юные мальчики.
До 1771 года учебное заведение располагалась на Васильевском острове Санкт-Петербурга, но после большого пожара кадет разместили в Кронштадте в здании Итальянского дворца, где мальчики проходили обучение почти до конца XVIII века. В 1796 году по приказу императора Павла I Морской корпус был вновь возвращён в Санкт-Петербург, в просторное здание на набережной Большой Невы. Здесь же разместили корпусную церковь во имя святого Павла Исповедника, в которой кадеты посещали богослужения. На стенах церкви располагались специальные памятные таблички с именами воспитанников погибших во время войн или кораблекрушений.
Живым свидетельством высокого образования в корпусе являлись его выпускники: многие известные отечественные флотоводцы когда-то были кадетами этого учебного заведения: адмиралы Фёдор Ушаков, Павел Нахимов и первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен, — имена знаменитых выпускников пополнялись. В 1827 году директором корпуса стал ещё один его выпускник — адмирал Иван Крузенштерн, совершивший первое русское кругосветное плавание. Именно ему принадлежала идея создания в корпусе музея. Главными экспонатами коллекции стали модели кораблей учебной эскадры, изготовленные кадетами.
Долгие годы учебное заведение было одним из самых престижных в стране. Свой двухсотлетний юбилей Морской корпус отметил в 1901 году в присутствии императора Николая II. А спустя 16 лет произошла революция и преподавательский состав вместе с воспитанниками эмигрировали в город Бизэрту в Египте, где учебный процесс продолжался до 1925 года. В советский период в здании Морского корпуса располагалось Военно-морское училище, ставшее в 1998 году Санкт-Петербургским военно-морским институтом. Из его стен и сегодня продолжают выпускаться офицеры для службы Отечеству на морских боевых рубежах.
Все выпуски программы Открываем историю
Джеймс Барри пьеса «Мэри-Роуз»: «Грех крадёт жизнь»

Фото: PxHere
Сожаление о потраченном напрасно времени — одно из самых горьких. В пьесе «Мэри-Роуз» (её автору, Джеймсу Барри, принадлежит история Питера Пэна, мальчика, не желавшего взрослеть) эта истина вскрывается с потрясающей силой.
Сюжет произведения таков. У берегов Шотландии есть крохотный, но удивительно самодостаточный остров, как бы целый мир в миниатюре. Жители Шотландии его боятся и никогда здесь не высаживаются. Однажды на острове бесследно исчезла маленькая девочка по имени Мэри Роуз. Через две недели Мэри Роуз как ни в чём ни бывало встретила родителей на берегу. Она даже не подозревала, сколько времени провела на острове. Родители, не желая напугать дочку рассказом о том, что произошло, увезли её домой.
Пятнадцать лет спустя взрослая Мэри Роуз приезжает на неделю в Шотландию. Она посещает тот самый остров, собираясь провести там лишь час, и ... вновь исчезает. На этот раз она вернётся только через двадцать пять лет. Вернётся, считая, что не провела на острове и дня.
Метафора, положенная в основу пьесы, ясна.
Остров — ловушка.
Остров обманывает (дьявол всегда так поступает). Он подсовывает подмену, мираж, эрзац.
Вместо необъятного Божьего простора — крохотный замкнутый мирок.
Вместо жизни — пустоту.
А ведь опасности можно было избежать, но, увы, никто не рассказал Мэри-Роуз о её первом исчезновении, не предупредил.
И она вновь попала в ловушку. С нами всё иначе. Нам всё рассказали... Мы не попадёмся?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема