
Фото: MChe Lee / Unsplash
Жил в одном селе бедный крестьянин, и был у него единственный сын Петтер — до того хворый да хилый, что никакой работы делать не мог. Целыми днями сидел он дома один, а чтобы не скучать, нашёл деревяшку и прутиком играл на ней, словно это была скрипка, да сам себе тихонько подпевал. Соседи так и прозвали мальчика — Скрипочка.
Никто не хотел брать Петтера в подпаски или в батраки, но один жадный помещик всё-таки согласился.
— Хоть и неказист ты с виду, ну да ладно, будешь у меня работать за харчи, — сказал он. — А после года службы дам я тебе шиллинг.
«Хоть сыт будет мальчонка, и то ладно», — подумал бедняк-крестьянин, и отдал сына в услужение.
Прожил Петтер у помещика долгий и трудный год. Держал тот его впроголодь, работать заставлял за четверых, одежды не давал, но через год всё-таки раскошелился на один шиллинг. Хоть и небольшие это были деньги, только Петтер и им обрадовался: ведь он за всю свою жизнь ни монетки в руках не держал.
Отпустил помещик мальчика в город, чтобы он на деньги одежду себе новую купил, а то прежняя совсем превратилась в лохмотья. Положил Петтер в котомку хлеба ломоть, зажал в кулаке свой шиллинг и радостный отправился в путь. По дороге он притомился, присел на большой камень отдохнуть, и раскрыл ладонь, чтобы поглядеть, цела ли его монета.
Вдруг, откуда ни возьмись, появился возле камня нищий старик и говорит:
— Бедный я, несчастный, никто мне милостыню не даёт. Дай мне, мальчик, твой шиллинг.
— Так ведь у меня он всего один, — отвечает Петтер. — Иду в город одёжку себе купить, а то моя совсем изорвалась.
— Выходит, тебе лучше, чем мне, ведь мои лохмотья ещё хуже, — говорит нищий. — К тому же, я со вчерашнего дня ничего не ел...
Жаль стало Петтеру старого нищего, отдал он ему свой шиллинг, и поднялся, чтобы дальше идти. Да призадумался: зачем же ему в город без денег? Придётся опять к помещику возвращаться, и ещё целый год на него батрачить, чтобы шиллинг заработать.
А нищий старичок вдруг приосанился, как будто сто лет с себя сбросил, улыбнулся и говорит:
— Доброе у тебя сердце, мальчик, ты со мной поделился, и за это я тебя награжу. За тот шиллинг, что ты мне дал, я могу тебе дать сколько угодно золота и серебра и исполнить твоё самое заветное желание.
Подумал Петтер немного и ответил так:
— Не надо мне ни золота, ни серебра, а хочу я иметь настоящую скрипку, чтобы людей в печалях утешать. Много на земле болезней и горя, но с музыкой переносить испытания не так тяжело, я по себе знаю...
Смотрит Петтер — исчез старик-волшебник, а перед ним в траве скрипка лежит.
Не стал возвращаться мальчик к жадному помещику.
Теперь Петтер Скрипочка известным во всей округе музыкантом стал, никого его мелодии не оставляют равнодушным. А как же иначе, когда музыка идёт от чистого, доброго и любящего сердца.
(по мотивам норвежской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 96 зач., VIII, 2-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Людям, как известно, свойственно сложные вещи упрощать. Так устроено наше сознание, и нам так просто легче жить. Но есть области бытия, где упрощение может довести до печальных последствий. И одна из таких областей — жизнь духовная. О недопустимости упрощения отношений человека и Бога рассуждает апостол Павел в отрывке из 8-й главы своего послания к Римлянам, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Лейтмотивом прозвучавшего отрывка из послания апостола Павла к Римлянам является противостояние плоти и духа. На первый взгляд, понять суть проблемы, которую поднимает апостол, довольно трудно. Для этого нам понадобится немного погрузиться в исторический контекст. Римская община христиан первоначально состояла из евреев, поверивших во Христа и принявших крещение. Затем к ним присоединились бывшие язычники. До определённого времени церковная община Рима жила в мире. Но затем последовал указ императора Клавдия, согласно которому евреи (и иудеи, и христиане) изгонялись из всех крупных городов из-за подозрений в сепаратизме. В результате, Римская община лишилась своего ядра. Что привело к кризису — помочь его преодолеть поспешил апостол Павел, направивший столичным христианам послание. В этом тексте содержится много важных мыслей и ценных советов. Один из них мы только что слышали.
Апостол Павел напоминает своим читателям, а вместе с ними и нам, что спасение в христианском понимании невозможно получить самостоятельно — без Бога. Спасение является даром Божиим. И поддаются досадной иллюзии те, кто полагают, что с Творцом можно играть в какие-то религиозные игры. А именно — с помощью исполнения тех или иных традиций, обрядов фактически принудить Бога к тому, чтобы Он даровал человеку те или иные блага. Апостол называет подобный ошибочный подход к духовной жизни — плотским. Потому что данное видение не может возвыситься над горизонтом земных вещей. Такое отношение к религии имело место и в язычестве, и в позднем иудаизме. И там, и там люди полагали, что через совершение каких-то ритуалов они гарантированно получают необходимый результат — помощь свыше. При этом какого-либо внутреннего изменения к лучшему в общем-то и не требуется.
Апостолу Павлу такой меркантильный подход совершенно не нравился. В первую очередь, по причине его фактической лживости. Вот почему Павел призывает своих читателей жить не плотской, а духовной жизнью. Что означает на практике следующее. Вера не может существовать без внешнего проявления. Но внешние поступки определяются тем, какое конкретное содержание вкладывает человек в них. И Павел призывает нас не играть в меркантильные игры, не упрощать отношения с Богом до уровня «ты мне — я тебе», а опираться на искреннюю веру и на надежду, что наши скромные приношения будут Богом приняты и освящены. И ответом со стороны Творца станет дар Духа Святого, без помощи Которого никакого спасения стяжать нельзя. Потому что спасение не есть какой-то бесконечный комфорт, что существует помимо Бога, но жизнь вечная во Христе и со Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о нищих духом и плачущих». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Китайские мученики». Священник Алексей Юсупов

У нас в гостях был секретарь китайского Патриаршего подворья в Москве священник Алексей Юсупов.
Мы говорили о православии в Китае, об истории распространения христианства в этой стране, а также об известный китайских христианских мучениках.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер