
Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 116 зач., XV, 1-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вера имеет различные степени, и вполне очевидно, что есть те, чья вера сильна и действенна, а есть и другие люди — их вера находится на этапе становления. У апостола Павла есть очень интересные мысли о том, как должна себя проявлять сильная вера, и об этом апостол рассказал в 15-й главе своего Послания к Римлянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 15.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,
6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Первая строка только что прозвучавшего отрывка апостольского послания отсылает нас к предшествующим размышлениям апостола Павла, в частности, к 14-й главе его Послания к Римлянам. В ней есть такие слова: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Павел был уверен, что в Церкви у каждого человека свой путь, и чья-то вера колеблется, а потому такой человек очень внимателен к пищевым ограничениям; он боится себя чем-либо осквернить, полагая, что идоложертвенная пища что-то значит, как что-то значат и сами идолы. Обращаясь к римским христианам из числа евреев, апостол Павел подразумевал и тех из них, кто продолжал быть под игом закона Моисея, не имея веры для освобождения от него. Таких людей апостол называл «немощными в вере» (Рим. 14:1).
Почему же люди, столь внимательные к пищевым ограничениям и боящиеся осквернения, а также соблюдающие закон Моисея, немощны в вере? Мы привыкли, что слабость веры проявляется иначе — как пренебрежение какими-либо ограничениями. Дело здесь в том, что Павел не верил в идолов, как не верил в действенность отжившего своё закона. Павел вообще ни во что не верил, кроме Христа. Сам он свою убеждённость выразил так: «Идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4). А если это так, то осквернить человека может лишь то, что его отделяет от Бога; отделяет же от Бога грех, но никак не идоложертвенная пища или же несоблюдение, скажем, ритуальных постановлений книги Левит.
Но как быть с теми, кто ещё не взошёл на должную высоту веры?
Прозвучавший сегодня отрывок даёт нам исчерпывающий ответ: если вера человека сильна, то он должен «сносить немощи бессильных и не себе угождать». Иными словами, ему не стоит надмеваться собственной верой, не стоит гордиться, но подобает помогать тем, кто ещё слаб. Святой праведный Иоанн Кронштадтский прокомментировал эту мысль апостола Павла так: «Итак, по примеру Иисуса Христа, мы должны непременно носить на себе немощи немощных и не думать о своих выгодах, когда дело идёт о помощи ближнему. И как хорошо это делать! Мы подражаем в этом случае Самому Господу, Который, конечно, наградит по-Божески усердие верных Своих слуг, служащих своим братиям».
Увы, но зачастую получается нечто иное: мы, если ощущаем себя сильными в вере, свою силу пытаемся выставить на показ; мы редко обладаем той деликатностью, которая позволяет никого не уязвить. Апостол Павел сегодня призывает нас задуматься об этом. Ну а тех, кто ещё слаб, апостол призывает не переживать из-за этого, а с верой и надеждой на Христа идти своим путём ко спасению, памятуя, что силу веры подаёт просящим Воскресший из мёртвых Спаситель мира.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Философия родины и веры»

Гость программы — Николай Кавкин, философ, студент философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, помощник депутата Государственной думы Российской Федерации.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Поможем большой семье обрести дом

Николай — многодетный папа и очень трудолюбивый человек. Вместе со своей большой семьёй — супругой и пятерыми ребятишками — он много лет жил в сельской местности и работал на собственной ферме, которую построил вдвоём с отцом. От него Николай перенял любовь к труду, бережное отношение к земле и всему живому. Но сейчас от той прежней жизни осталась только привычка рано вставать. Любимой фермы и родного дома больше нет.
Однажды их село в Луганской области начали бомбить. Николаю с семьёй пришлось без раздумий оставить всё и уехать. В надежде найти жильё и работу они сменили несколько городов. И недавно вернулись в Луганскую область. От родного села почти ничего не осталось, поэтому семья обосновалась в другом. Здесь они обрели временный дом. Глава семьи устроился трактористом на ферму, а его супруга уборщицей. Детей пристроили в местную школу. Понемногу жизнь семьи стала налаживаться. Но сейчас возникла новая проблема. Необходимо найти другое жильё. Ведь очень скоро Николаю с супругой и детьми придётся покинуть временный приют.
Неподалёку, в том же селе, где они находятся сейчас, есть небольшой старый дом. Если его отремонтировать, в нём можно будет жить. А рядом с домом есть участок земли, на котором возможно создать своё хозяйство, что стало бы большим подспорьем для многодетной семьи. Покрыть часть затрат на новое жильё мог бы материнский капитал. Однако оформить его самостоятельно супругам не удалось.
Разобраться с документами, приобрести участок земли и отремонтировать дом им поможет Благотворительный фонд «Ясное дело». Сейчас на сайте фонда открыт сбор для многодетной семьи Николая, и вы можете его поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов