
Святые ангелы — духовные существа, Божьи вестники, хранители и защитники человека — были созданы Господом в самом начале Творения. В христианском богословии сложилась даже отдельная дисциплина, повествующая о бесплотных созданиях невидимого мира — ангелология, то есть, наука об ангелах. Размышляли об ангелах не только богословы, но и мастера слова художественного. Произведения русских писателей и поэтов 19- ХХ века, героями которых так или иначе стали бесплотные силы, мы найдём под обложкой сборника «Рождественская книга ангелов».
Из названия становится понятно, что собранные в ней стихи и рассказы объединяет не только ангельская тема, но и посвящение Рождеству Христову. О Рождестве писали Александр Блок, Саша Чёрный, Иван Бунин, Леонид Андреев и другие отечественные литераторы. Каждый из них по-своему художественно осмыслил духовную суть праздника. Например, Пётр Ершов в своём стихотворении «Ночь на Рождество Христово», которое, пожалуй, можно назвать и пьесой в миниатюре, воссоздал события Вифлеемской ночи. Написано произведение в стилистике «белого стиха» — то есть, свободного от рифмы, но сохраняющего стихотворный ритм: «Вдруг небеса осветились, — \ И новое солнце, звезда Вифлеема, раздрав полуночную ризу небес, \ Явилась над мрачным вертепом, \И ангелы стройно воспели хвалебные гимны во славу рожденного Бога, \ И, громко всплеснув, Иордан прокатил сребровидные воды...».
В классической стихотворной форме написал о Рождественской ночи Афанасий Фет. И ангелы в его поэтических строках тоже присутствуют: «Ночь тиха. По тверди зыбкой \ Звёзды южные дрожат.\ Очи Матери с улыбкой \ В ясли тихие глядят. \ Ни ушей, ни взоров лишних, \ Вот пропели петухи — \ И за Ангелами в вышних \ Славят Бога пастухи».
В некоторых произведениях из сборника «Рождественская книга ангелов», роль ангела-хранителя берут на себя обычные люди, ведомые евангельской любовью к ближнему. Например, в рассказе Ивана Бунина «Лапти». Где старый слуга Нефёд из сострадания к тяжело больному ребёнку своей барыни в лютый мороз и вьюгу отправился в соседнее село, за несколько вёрст, чтобы купить там в лавке лапти и краску. В бреду мальчик всё просил принести ему красные лапти... Или в трогательной истории Саши Чёрного «Рождественский ангел» — где Божьим посланником становится маленькая девочка из богатой семьи. В церкви на рождественском Богослужении она замечает бедную вдову с голодными детьми. Девочка проникается их горем и устраивает для детишек и их матери настоящий праздник.
Сборник «Рождественская книга ангелов» не только познакомит читателей с произведениями русской классической литературы, но и подарит уверенность в том, что ангелы всегда рядом с нами. Помогают, хранят нас и поддерживают. Так мудро устроил Господь.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Деяния святых апостолов

Деян., XXIII, 1-11

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Книга Деяний святых апостолов свидетельствует, что Христовы ученики использовали для проповеди Христа Воскресшего любые, даже самые, как кажется, неподходящие поводы. Один из множества примеров такого рода содержится в 23-й главе книги Деяний, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 23.
1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.
6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.
7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.
8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.
10 Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.
11 В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.
Те иудеи, о которых мы читаем в Новом Завете, как правило, предстают не в самом лучшем свете. Так и в только что прозвучавшем отрывке книги Деяний: без какой-либо вины, без суда, без вынесения приговора первосвященник Анания отдаёт повеление бить апостола Павла. Конечно, Павел возмутился, однако его возмущение мгновенно прошло в тот момент, когда он узнал, что повелевший его бить человек — первосвященник. Более того, апостол тут же подтвердил мысль своих судей цитатой из библейской книги Исход: «Судей не злословь и начальника в народе твоём не поноси» (Исх. 22:28).
Этот эпизод может показаться незначительным, однако нам стоит к нему присмотреться хотя бы по той причине, что Павел, высказав своё негодование, после замечания о первосвященнике оказался совершенно спокойным, настолько, что сам привёл нужную цитату из Священного Писания. Такая реакция нехарактерна для того, кто сосредоточен лишь на земном, но она не должна быть чем-то незаурядным для христиан. Блаженный Августин по поводу этого эпизода книги Деяний заметил, что саму реакцию апостола Павла можно интерпретировать как проповедь, эту проповедь блаженный Августин воспроизвёл так: «Я знал другого Первосвященника, за Чьё имя я это терплю, Которого нельзя злословить и Которого вы злословите, ибо возненавидели во мне Его имя».
Вряд ли члены синедриона поняли мысль апостола, но это и неудивительно, ведь и другой синедрион, тот, что осудил Спасителя, тоже не смог понять, причём понять он не смог слова и действия Самого Христа.
Мы видим, что апостолы не смущались от неудач в проповеди. Они использовали для неё все возможности, и просто делали то, что должны были делать, — они свидетельствовали о Христе Воскресшем. К тому же самому они призывают и нас — не смущаться и всей своей жизнью благовествовать Евангелие Христово!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим Алесю и других особенных детей на пути к полноценной жизни

Алеся — ласковый ребёнок с лучезарной улыбкой и непростой судьбой — появилась на свет шесть лет назад. Родилась она особенной. У девочки есть двигательные нарушения и задержка психоречевого развития. То есть говорить, понимать чужую речь, логически мыслить и даже осознавать свои желания ей сложнее, чем другим детям. Тем не менее Алеся медленно, но верно развивается. Ещё год назад она не узнавала себя в зеркале. А сегодня с радостью подбирает к платью яркий бант и уверенно говорит: «Обедать пора!»
Всё это стало возможным благодаря Елизаветинскому детскому саду — это бесплатный развивающий центр для детей с тяжёлыми нарушениями. Работает он при Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Здесь с Алесей занимаются воспитатели и специалисты по социально-бытовой реабилитации. Они учат её самому важному: как осознавать свои потребности, общаться с миром и даже дружить с собственным отражением в зеркале. Для многих это мелочи, а для Алеси — огромные победы! Каждая из них — шаг к полноценной жизни.
Сегодня Елизаветинскому детскому саду, который помогает Алесе и другим малышам с инвалидностью развиваться, важна поддержка. Необходимо оплачивать труд воспитателей и реабилитологов, покупать продукты, а также необходимые вещи для занятий с особенными подопечными. Если у вас есть желание и возможность помочь этому благотворительному проекту, переходите на сайт Елизаветинского детского сада.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ссылки А.С.Пушкина». Алексей Бархатов

У нас в гостях был писатель, публицист Алексей Бархатов. Разговор шел о различных ссылках Александра Сергеевича Пушкина, за что он попадал в эти ссылки и как они повлияли на его судьбу, творчество и мировоззрение.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина. Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер