
Фото: PxHere
Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве — без преувеличения, самый узнаваемый храм страны и один из символов России. На самом деле, именуется он собором Покрова, что на Рву — в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Отражено в названии и местоположение храма — как известно, он стоит над высоким спуском к Москве-реке. Величественный собор был воздвигнут в середине 16-го века по распоряжению царя Ивана IV, Грозного. Строительство связано с важным историческим событием: в 1552-м году Руси покорилось Казанское ханство — осколок бывшей Золотой Орды. Казань была взята русскими войсками на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В благодарность Божьей Матери за победу Иван Грозный повелел построить в Москве Покровский храм.
Первые упоминания о Покровской церкви появляются в исторических документах в 1554-м году. Согласно этим документам, первоначальный храм был деревянным. Простоял он всего полгода — весной 1555-го церковь разобрали, чтобы на её месте возвести каменный собор. Идея принадлежала митрополиту Макарию Московскому. По его задумке, храм должен был состоять из девяти приделов и звонницы. До сих пор историки не пришли к однозначному выводу насчёт личности главных зодчих. Летописи называют имена Постника и Бармы. Однако учёные полагают, что оба этих имени могли принадлежать одному человеку. Так или иначе, сложный замысел был гармонично воплощён в жизнь. Восемь меньших приделов симметрично расположились вокруг центрального, девятого; между собой их объединяли галереи и арочные переходы. Каждое строение получило свой купол с неповторимым рисунком и фактурой. Восточную церковь собора освятили во имя Святой Живоначальной Троицы. Четыре боковых — в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие сражения Казанского похода: Киприана и Иустины, Григория, просветителя Армении, преподобного Александра Свирского, Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового. Ещё три придела посвятили преподобным Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный же престол был освящён в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. По нему получил своё название и весь храм.
Однако, почему же Покровский собор называют собором Василия Блаженного? Во времена Ивана Грозного в Москве жил юродивый Василий, известный своим провидческим и чудотворным даром. Царь почитал блаженного и не раз обращался к нему за советом. Когда Василий скончался, по завещанию святого и царскому распоряжению, его похоронили у стен Покровского собора. После канонизации Василия Блаженного, сын Ивана Грозного, Фёдор Иоаннович, построил над могилой небольшую церковь. Впоследствии она была архитектурно объединена с Покровским собором. А поскольку москвичи глубоко чтили блаженного, храм в народе стали называть его именем. Кроме того, богослужения в соборе чаще всего совершались именно в пристроенном храме Василия Блаженного, так как он единственный из всех отапливался. В 1672-м году в ансамбль Покровского собора вошла ещё одна — одиннадцатая — церковь: небольшой храм над могилой другого московского юродивого, Иоанна.
Покровский собор оставался действующим храмом Русской Православной Церкви вплоть до 1929 года. Последним его настоятелем стал протоиерей Иоанн Восторгов, причисленный впоследствии к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Сегодня в древнем соборе Василия Блаженного располагается филиал Государственного Исторического музея. С 1991-го года в храме вновь совершаются Богослужения.
Все выпуски программы Открываем историю
«Помощь бездомным наркозависимым». Иеромонах Силуан (Цапин)
Гостем программы «Делатели» был руководитель центра социальной помощи «Благовещение» в селе Русские Казыли в республике Татарстан иеромонах Силуан (Цапин).
Наш гость рассказал, как он, переживая сложный кризис в жизни, оказался в далеком селе в Татарстане и начал помогать восстанавливать там сельский храм, в котором позже — после многочисленных чудес в жизни и испытаний — стал сам служить, став монахом и священником. Отец Силуан поделился, с чего началось его социальное служение — помощь бездомным наркозависимым, с какими сложностями при этом приходилось сталкиваться, и почему, как он считает, в реабилитации существенное место занимает приход желающих исцелиться людей к Богу и участие в богослужебной жизни.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.